Контрольная работа по "Деловому общению"

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 14:03, контрольная работа

Описание работы

Конфликтные процессы мало кто одобряет, но почти все в них участвуют. Если в конкурентных процессах соперники просто пытаются опередить друг друга, быть лучше, то при конфликте делаются попытки навязать противнику свою волю, изменить его поведение или даже вообще устранить его. В связи с этим под конфликтом понимают попытку достижения вознаграждения путем подчинения, навязывания своей воли, удаления или даже уничтожения противника, стремящегося достичь того же вознаграждения.

Содержание

Введение 3
Виды и структура конфликта 4
Стадии протекания конфликтов 6
Типы конфликтов и их причины 9

Работа содержит 1 файл

кр дел общение123.docx

— 33.32 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ

 

 

 

Кафедра Философии и социологии

 

Факультет Финансы и кредит                       Специальность ФНО

                  

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по дисциплине

Деловое общение

 

                                    Вариант 18

Типология конфликтов

 

 

 

                                                             .

 

                                                       Курс 3     № групп

 

Содержание

Содержание 2

Введение 3

Виды и структура конфликта 4

Стадии протекания конфликтов 6

Типы конфликтов и их причины 9

 

 

Введение

Конфликтные процессы мало кто одобряет, но почти  все в них участвуют. Если в конкурентных процессах соперники просто пытаются опередить друг друга, быть лучше, то при конфликте делаются попытки навязать противнику свою волю, изменить его поведение или даже вообще устранить его. В связи с этим под конфликтом понимают попытку достижения вознаграждения путем подчинения, навязывания своей воли, удаления или даже уничтожения противника, стремящегося достичь того же вознаграждения.

 

Конфликты между индивидами чаще всего основаны на эмоциях и личной неприязни, в то время как межгрупповой конфликт обычно носит безликий характер, хотя возможны и вспышки личной неприязни.

Возникший конфликтный процесс трудно остановить. Это объясняется тем, что конфликт имеет кумулятивную природу, т.е. каждое агрессивное действие приводит к ответному действию или возмездию, причем более сильному, чем первоначальное.

 

Конфликт  обостряется и охватывает все  больше людей. Простая обида может в конечном счете привести к проявлению жестокости в отношении своих противников. Трудности, возникающие при гашении и локализации конфликтов, требуют тщательного анализа всего конфликта, установления его возможных причин и последствий.

 

Виды  и структура конфликта

В психологии конфликт определяется, как столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями.

Как следует из этого определения, основу конфликтных  ситуаций в группе между отдельными людьми составляет столкновение между противоположными интересами, мнениями, целями, различными представлениями о способе их достижения.

Конфликты могут  явиться результатом недостаточного общения и понимания, неверных предположений в отношении чьих-либо действий, различий в планах, интересах и оценках.

Допустима также  классификация по характеру причин, вызвавших конфликт. Перечислить все причины возникновения конфликта не представляется возможным. Но в целом он вызывается, тремя группами причин, обусловленными:

  • трудовым процессом;
  • психологическими особенностями человеческих взаимоотношений, то есть их симпатиями и антипатиями, культурными, этническими различиями людей, действиями руководителя, плохой психологической коммуникацией и т.д.;
  • личностным своеобразием членов группы, например, неумением контролировать свое эмоциональное состояние, агрессивностью,- некоммуникабельностью, бестактностью и тд.

Структура конфликта. Кроме того, каждый конфликт имеет также более или менее четко выраженную структуру. В любом конфликте присутствует объект конфликтной ситуации, связанный либо с организационными и технологическими трудностями, особенностями оплаты труда, либо со спецификой деловых и личных отношений конфликтующих сторон.

Следующий элемент  конфликта - цели, субъективные мотивы его участников, обусловленные их взглядами и убеждениями, материальными и духовными интересами.

Далее, конфликт предполагает наличие оппонентов, конкретных лиц, являющихся его участниками.

И, наконец, в  любом конфликте важно отличить непосредственный повод столкновения от подлинных его причин, зачастую скрываемых. 
Стадии протекания конфликтов

Анализ содержания и особенностей протекания социального  конфликта целесообразно проводить  по трем основным стадиям: предконфликтная стадия, непосредственно конфликт и стадия разрешения конфликта.

1. Предконфликтная стадия. Ни один социальный конфликт не возникает мгновенно. Эмоциональное напряжение, раздражение и злость обычно накапливаются в течение некоторого времени, поэтому Предконфликтная стадия иногда затягивается настолько, что забывается первопричина столкновения.

Предконфликтная стадия - это период,в который конфликтующие стороны оценивают свои ресурсы, прежде чем решиться на агрессивные действия или отступать. К таким ресурсам относятся материальные ценности, с помощью которых можно воздействовать на соперника, информация,власть, связи, престиж и т.п. В то же время происходит консолидация сил противоборствующих сторон, поиск сторонников и оформление групп, участвующих в конфликте.

               

Предконфликтная стадия представляет научный и практический интерес как для ученых, так и для управленцев, поскольку при правильном выборе стратегии, способов действий можно предотвращать возникающие конфликты.

2. Непосредственно  конфликт. Эта стадия характеризуется прежде всего наличием инцидента, т.е. социальных действий, направленных на изменение поведения соперников. Это активная,деятельная часть конфликта. Таким образом, весь конфликт складывается из конфликтной ситуации, формирующейся на предконфликтной стадии, и инцидента.

Действия, составляющие инцидент,могут быть различными. Но нам важно разделить их на две группы, каждая из которых имеет в своей основе специфическое поведение людей. К первой группе относятся действия соперников в конфликте, носящие открытый характер. Это могут быть словесные прения, экономические санкции, физическое воз-действие,политическая борьба, спортивное состязание и т.п. Такого рода действия, как правило, легко идентифицируются как конфликтные, агрессивные, враждебные.Поскольку открытый "обмен ударами" хорошо виден со стороны в ходе конфликта, в него могут быть втянуты сочувствующие и просто наблюдатели.Наблюдая самый обычный уличный инцидент, можно увидеть, что окружающие редко остаются равнодушными: они возмущаются, сочувствуют одной стороне и могут быть легко втянуты в активные действия. Таким образом, активные открытые действия обычно расширяют сферу конфликта, они ясны и предсказуемы.

Ко второй группе относятся скрытые действия соперников в конфликте. Известно, что в ходе конфликтов противники чаще всего пытаются замаскировать свои действия, запутать, обмануть соперничающую сторону. Эта  скрытая, завуалированная, но тем не менее чрезвычайно активная борьба преследует цель навязать сопернику невыгодный ему образ действий и одновременно выявить его стратегию. Основным образом действий в скрытом внутреннем конфликте является рефлексивное управление. По определению, сформулированному В. Лефевром рефлексивное управление - это способ управления, при котором основания для принятия решения передаются одним из действующих лиц другому. Это означает, что один из соперников пытается передать и внедрить в сознание другого такую информацию,которая заставляет этого другого действовать так, как выгодно тому, кто передал эту информацию.

   

   

   


3. Разрешение  конфликта. Внешним признаком  разрешения конфликта может служить  завершение инцидента. Именно  завершение, а не временное прекращение.  Это означает, что между конфликтующими  сторонами прекращается конфликтное  взаимодействие. Устранение, прекращение  инцидента - необходимое, но недостаточное  условие погашения конфликта.  Часто,прекратив активное конфликтное взаимодействие, люди продолжают переживать фрустрирующее состояние, искать его причину. И тогда угаснувший было конфликт вспыхивает вновь.

Возможно также  разрешение социального конфликта  путем изменения требований одной  из сторон: соперник идет на уступки  и изменяет цели своего поведения  в конфликте. Например, видя бесперспективность борьбы, один из соперников уступает другому  или оба одновременно идут на уступки. Социальный конфликт может быть также  разрешен в результате истощения  ресурсов сторон или вмешательства  третьей силы, создающей подавляющий  перевес одной из сторон, и, наконец, в результате полного устранения соперника.

 

Типы  конфликтов и их причины

1.Внутриличностный конфликт воспринимается эмоционально, поскольку противоречие внутри самого себя для любого человека стоит в разряде значимых проблем. И они требуют разрешения, они заставляют мозг работать, ища пути выхода. Но разрешить внутриличностный конфликт всегда нелегко: сталкиваются ориентировочно одинаковые по силе, но направленные в разные стороны потребности, интересы, влечения.

Что указывает  на внутриличностный конфликт? О внутриличностном конфликте можно судить, например, по таким показателям. У человека снижается самооценка, он определяет свое состояние как «тупик», у него появляются сомнения в собственных принципах. Эмоционально внутриличностный конфликт проявляется в сильных и довольно частых негативных переживаниях. Сказывается внутриличностный конфликт и в поведении: деятельность становится менее интенсивной, перестает приносить удовлетворение, страдает и качество деятельности. Все это сопровождается усилением стресса.

Внутриличностные конфликты делят на виды: истерический (завышенные претензии человека вкупе с недооценкой требований окружения или объективных условий), обессивно-психастенический (собственные потребности противоречивы, наблюдается тяжба между долгом и желанием, своим поведением и моралью) и неврастенический (возникают противоречия между возможностями человека и завышенными требованиями к самому себе). Обязательно в основе внутриличностных конфликтов лежит переживание.

Если говорить о разрешении внутриличностных конфликтов, то в этом плане их можно классифицировать как деструктивные и конструктивные. Деструктивные внутриличностные конфликты – те, что ведут к патологии, способствуют раздвоению личности, усугублению невротических реакций, формированию жизненного кризиса. Конструктивные внутриличностные конфликты – такие, которые вызывают повышение самооценки и в которых по максимуму развиваются конфликтующие структуры, минимальные затраты на исчерпывание конфликта, и в целом он способствует движению личности вперед, достижению человеком нового качества жизни.

2.Межличностный конфликт -этот тип конфликта, возможно, самый распространенный. Межличностные конфликты можно рассматривать как столкновение личностей в процессе их взаимоотношений. Такие столкновения могут происходить в самых различных сферах и областях (экономической, политической, производственной, социокультурной, бытовой и т. д.).

Межличностные конфликты  возникают как между впервые  встретившимися, так и между постоянно  общающимися людьми. И в том  и в другом случае важную роль во взаимоотношениях играет личное восприятие партнера или оппонента. Препятствием на пути к нахождению согласия между  индивидами может стать негативная установка, сформировавшаяся у одного оппонента по отношению к другому. Установка представляет собой готовность, предрасположенность субъекта действовать  определенным образом. Это определенная направленность проявления психики  и поведения субъекта, готовность к восприятию будущих событий. Она  формируется под воздействием слухов, мнений, суждений о данном индивиде (группе, явлении и др.).

Межличностные конфликты  можно также разделить на следующие  виды:

  • соперничество — стремление к доминированию;
  • спор — разногласия по поводу нахождения наилучшего варианта решения совместных проблем;
  • дискуссия — обсуждение спорного вопроса» .

Любое урегулирование конфликта  или его предупреждение направлены на сохранение существующей системы  межличностного взаимодействия. Однако источником конфликта могут оказаться такие причины, которые ведут к разрушению сложившейся системы взаимодействия. В связи с этим выделяют различные функции конфликта: конструктивные и деструктивные.

К конструктивным функциям относят:

  • познавательную (появление конфликта выступает как симптом неблагополучных отношений и проявления возникших противоречий);
  • функцию развития (конфликт является важным источником развития его участников и совершенствования процесса взаимодействия);
  • инструментальную (конфликт выступает как инструмент раз¬решения противоречий);
  • перестроечную (конфликт снимает факторы, подтачивающие существующие межличностные взаимодействия, способствует развитию взаимопонимания между участниками).

Информация о работе Контрольная работа по "Деловому общению"