Контрольная работа по "Римское право"

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 13:08, контрольная работа

Описание работы

Какими способами может быть изменена правоспособность лица?
Физическое лицо возникает, по современным правовым воззрениям цивилизованных народов, с рождением человека, как существа, способного иметь свободную волю и являющегося субъектом права.

Работа содержит 1 файл

Римское право. Вариант 1.doc

— 214.00 Кб (Скачать)

      Еще в римском праве различались  именные и безыменные контракты. Последние составляли особую разновидность реальных контрактов, т. е. тех договоров, которые вступали в полную силу лишь после того, как одна из сторон исполнила лежащие на ней обязанности по договору. Притом, по господствующему мнению, сторона, исполнившая такой договор, имела право требовать либо исполнения от другой стороны, либо возврата исполненного посредством condictio causa data cansa non secuta (так назыв. jus poenitendi). 
 

     формула с фикцией

      Actiones in ius и actiones in factum conceptae. Римская исковая формула во время действия формулярного процесса, как известно, состояла из двух главных частей: intentio и condemnatio. Претор говорил в ней: если будет доказано истцом такое-то право или такой-то факт: (intentio), то следует кондемнировать ответчика (condemnatio), в противном случае следует освободить его от ответственности. Итак, интенция служила положительным условием кондемнации. В интенции указывалось или то право, на котором истец основывал свой иск, intentio in jus concepta, или ряд фактов, при наличности которых ответчик должен быть кондемнирован (intentio in factum concepta). Интенция первого рода обязательно содержится во всех цивильных исках, так как в основании всех их всегда лежит цивильное право, напр., квиритское право собственности (si paret rem Auli Agerii esse ex Jure Quiritium et rel.) или какоенибудь сервитутное право (si paret jus eundi agendi esse et rel) и т. д. Другими словами, все цивильные иски суть actiones in jus conceptae. Что же касается преторских исков (actiones honorariae), то встречались две комбинации: в одних случаях претор создавал новый иск, составлял совершенно новую формулу применительно к данному случаю, перечисляя в интенции те факты, при наличности которых дело должно быть решено в пользу истца (напр., si paret Aulum Agerium apud Numerium Negidium mensam argenteam deposuisse eamque dolo malo Numerii Negidii Aulo Agerio redditam non esse et rel.). Такая intentio называется intentio in factum concepta, а соответствующий иск - actio in factum concepta или просто actio in factum. В других случаях претор пользовался готовой цивильной формулой, лишь видоизменяя ее путем включения фикции или других оговорок (напр., si paret Lucio Titio a Dione Hermaei filli factum furtun esse, quam ob rem eum si civis Romanus esset, pro fure damnum decidere opporteret et rel.). Таким образом, в этих случаях intentio оставалась in jus concepta. Поэтому и соответствующие иски были actiones in jus conceptae. Итак, цивильные иски всегда были actiones in jus conceptae, а преторские иски могли быть или in ius conceptae, или in factum conceptae. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Условия правоспособности лиц физических и  ограничения ее.
Status. По римскому праву, как уже сказано, рождение «человека само по себе не создает еще личности. Для того, чтобы родившийся был признан субъектом права, римское право требует еще, чтобы он родился свободным. Отсюда в этом праве главное деление людей на свободных и рабов, liberi aut servi. Только первые способны иметь права, вторые же вполне бесправны. Итак libertas—свобода представляет собою первое условие правоспособности. Но и правоспособность свободных неодинакова.

Римское право, как и все древние права, определяет правоспособность человека принадлежностью его к числу граждан государства. Во всем древнем мире за иностранцем или совсем не признавалось правоспособности иди признавалась лишь ограниченная, неполная правоспособность, поэтому civitas—право гражданства является вторым моментом, определяющим правоспособность человека.

Наконец, правоспособность свободного и гражданина определяется еще его положением семейным. В семье, familia, к которой гражданин принадлежит, он может быть главою (pater familias, homo sui juris) или же может состоять под властью (homo alieni juris или alieno jure subjectus). Свобода, гражданство и семья образуют, таким образом, основание юридической правоспособности человека и составляют положение лица в обществе, его status иди caput, употребляя последнее слово в техническом смысле. «Tria enim sunt quae habemus libertatem, civitatem et familiam», fr. 11 Dig. 1. 4. t. 5.

Потеря свободы  или гражданства и перемена семейного  положения лица влечет для него уменьшение правоспособности и называется capitis deminutio. Из поименованных трех моментов последний, familia, предполагает наличность первых двух, ибо только свободный и гражданин может иметь семью, признаваемую по jus civile, и занимать в ней определяемое этим правом положение. У иностранца нет такой семьи, его семейные отношения признаны и охраняются лишь правом общенародным.

Что касается раба, то последний вовсе не имеет никаких семейных прав.

Право гражданства—civitas предполагает свободу, так как только свободный может быть римским  гражданином, a так как каждый гражданин  не может не занимать какого-либо семейного  положения, то civitas влечет за собой как следствие familiam. Libertas — свобода—возможна и без civitas и без familia; иностранец, например, свободен, но не имеет ни прав гражданства, ни семьи признаваемой по jus civile.

Сообразно этим трем моментам, определяющим правоспособность человека и называемым технически status libertatis, status civitatis и status familiae, римское право делит людей на различные категории.

I. Так, прежде  всего по моменту свободы все  люди делятся на свободных  и рабов In servorum conditione nulla est differentia. Свободные, напротив, подразделяются в свою очередь на свободнорожденных и вольноотпущенных (ingenui и libertini), т. е. на лиц свободных с самого момента их рождения и на таких, которые получили свободу лишь путем отпущения их из рабства. Положение вольноотпущенных в разные времена было неодинаково. В начале императорского периода стали различать три класса вольноотпущенных: одни из них становились римскими гражданами (cives); другие не получали римского гражданства, a только свободу, причем между последними отличались так называемые dediticii и latini Juniani. При Августе законом Aelia Sentia было установлено, что рабы, присужденные за дурное поведение к позорящим наказаниям, не могли даже по отпущении их на волю стать римскими гражданами, a могли лишь уподобиться тем иностранцам, которые, начав войну с римским народом, сдались потом безусловно и были потом победителем оставлены лично свободными, но лишенными какой-либо общинной организации. (Такого рода иностранцы назывались peregrini dediticii). Положение таких дедитициев било незавидным. Гай прямо говорит, что «pessima est libertas eorum, qui deditiorum numеro sunt». Правоспособность свободных этого разряда крайне ограничена. Они не могли ни составлять завещания, ни получать что-либо по завещанию других, не могли никогда получить римского гражданства и не могли иметь постоянного жительства ни в Риме ни на расстоянии ста миль от Рима.

По тому же закону Aelia Sentia было постановлено, что  вольноотпущенник мог стать по отпущении  на волю римским гражданином лишь при соблюдении следующих 3-х условий: 1) если он имел при отпущении на волю не менее 30 лет от роду; 2) если его хозяин был не моложе 20-ти лет и был его собственником по праву квиритов, т. е. по jus civile; 3) если отпущение его на волю совершилось с соблюдением известных предписанных законом формальностей. При отсутствии какого-либо из этих условий, вольноотпущенник не мог стать римским гражданином, a получал лишь фактическую свободу на время своей жизни. По смерти же своей он обсуждался как раб, и все его имущество переходило к его господину.

Позднее при  Тиверии законом Junia Norbana было постановлено, что вольноотпущенные этого класса становятся не фактически только, a по праву свободными и сравниваются в правах с поселенцами в латинских колониях. С этих пор они получили название latini Juniani. Юстиниан уничтожил все эти различия и восстановил старое правило, по которому все вольноотпущенники становились римскими гражданами.

Не без  основания многие авторы учебников  указывают еще, что противоположностью между свободными и рабами, свободнорожденными и вольноотпущенными не исчерпывается деление лиц по status libertatis.

Ограничения личной свободы были весьма разнообразны в римском быту, и там существовали целые классы лиц, занимавших как  бы среднее положение между свободными и рабами. Сюда относятся: mancipio dati, statuliberi, redempti ab hostibus, auctorati и coloni. О лицах всех этих состояний говорится в курсе истории римского права, и мы подробно говорить о них не будем. Напомним только, что mancipio dati —это дети семьи, манципированные ее главою, т. е. проданные в кабалу по манципации. Statuliberi - рабы, освобожденные в завещании господина под условием, которое может наступить еще только в будущем.

Redempti ab hostibus—римляне, выкупленные из плена частными лицами и попавшие в зависимое положение в лицу, их выкупившему. Auctorati—это лица, поступившие в гладиаторы по особому договору с содержателями гладиаторских игр — ланистами и в силу этого поступления становившиеся в зависимость от последних. Колоны—земледельцы, прикрепленные к известному земельному участку, обязанные собственнику последнего платить оброк и находящиеся от последнего в личной и имущественной зависимости. По положению колоны занимали среднее место между свободными и рабами. Колон считался лично свободным, мог иметь собственность, но отчуждать эту собственность он мог лишь с согласия господина. Господин имел право наказывать колона, отыскивать бежавшего колона так же, как и раба и т. д.

II. По отношению  к праву гражданства римское право издавна уже не ограничивалось одним различием между гражданами и иностранцами. Иностранцев оно делило на несколько категорий. Первое место в ряду их занимали тины (сначала жители латинских городов,—потом это юридический термин). Их права: commercium и даже connubium с римлянами и более легкая возможность приобрести римское гражданство.

Peregrini не пользовались  никакими политическими и гражданскими  правами по jus civile. Частные права  признавались за ними лишь  по jus gentium. Connubium и commercium давались им лишь или по особому договору, или по особой милости к ним. Худшее положение занимали помянутые peregrini dediticii.

Это деление  на cives, latini, peregrini потеряло значение с  эдикта Каракаллы. Оно удерживалось лишь по отношению к вольноотпущенным, но окончательно исчезло в Юстиниановом праве.

III. По отношению  к семейному положению различаются  homines sui juris или alieni juris (женщина даже sui juris не может иметь родительской  власти). Практическое значение этого  различия в том, что только лица sui juris могут иметь других под своею властью и приобретать имущество для себя. Подвластные не имеют собственного имущества и приобретают для того, под чьей они властью.

Только в  конце императорского периода были допущены в этом отношении исключения, и дети семьи получили возможность иметь собственное, независимое от домовладыки имущество.

Capitis deminutio. Итак, моментов, определяющих status и caput лица, три: 1) libertas, 2) civitas и 3) familia. Потеря  или изменение одного из этих  моментов влечет потерю или изменение status'a и называется capitis deminutio, причем потеря свободы есть capitis deminutio maxima; с нею теряется и гражданство и семейное положение, т. е. все гражданские и семейные права. Capitis deminutio maxima ест, стало быть, гражданская смерть лица, потеря всей его правоспособности.

Capitis deminutio mеdia есть потеря свободным человеком  прав гражданства; с нею также  связывается потеря всех тех прав, которые не могут принадлежать не гражданам, и между прочим потеря семейного положения.

Capitis deminutio minima есть изменение семейного положения  лица[1].

Capitis deminutio maxima и mеdia обнимаются иногда одним  общим названием capitis deminutio magna в отличие от minima capitis deminutio. Оба эти главные вида capitis deminutionis наступают по различным основаниям и нередка являются следствием применения к лицу уголовного наказания.

Capitis deminutio maxima терпят:

1) Все попавшие  к неприятелю в плен. Но они находятся в положении потерявших свободу лишь на время пребывания в плену, a по возвращении из плева они имеют возможность вступить в обладание всеми утраченными правами, что называлось jus postliminii.

2) В древнее  время capitis deminutio maxima могла наступить вследствие продажи в рабство свободного человека. Такая продажа практиковалась в применении к лицам, уклонявшимся от ценза и от военной службы, к несостоятельным должникам, которых кредиторы могли продавать. В классическую эпоху перечисленные случаи продажи в рабство были отменены.

3) При Августе  издан был закон, по которому  вольноотпущенный, виновный в неблагодарности  к своему патрону, по жалобе  последнего мог быть опять  обращен в рабство.

4) Если в  рабство самовольно кем-либо продан свободный человек, то это обстоятельство не лишает его свободы, которую он может всегда отыскивать, но если свободный согласился сам на то, чтобы его продали, обусловив это согласие получением известной части из вырученной от его продажи цены, то в наказание претор определял в эдикте, что такой проданный с собственного согласия должен оставаться в рабстве.

5) Далее по Senat, consult. Claudianum свободная женщина,  сожительствовавшая с рабом без  согласия его господина, делается рабынею последнего.

Наконец, лица, приговоренные судом к смерти или к ссылке в рудники, также терпят capitis deminutio maxima.

Capitis deminutio media также всего чаще наступает  как наказание за известные  преступления, например: когда гражданин терпел aquae et igni interdictio, т. е. изгонялся из государства. При императорах это наказание стали соединять с ссылкой или заточением in insulam.

Что касается до capitis deminutio minima, то под ней разумеется изменение семейного положения. Такое изменение могло состоять или в том, что лицо, бывшее ранее самостоятельным—sui Juris, делалось подчиненным власти другого или же в том, что подвластное до того лицо переходило из под власти одного лица под власть другого. В частности сюда относятся следующие случаи:

1) emancipatio —  акт освобождения сына, дочери или внука из под отеческой власти, вследствие чего сын становился лицом sui juris;

2) adoptio—отдача  отцом семьи подвластного (сына  или внука) в усыновление другому  лицу. Такой отданный в усыновление  терял права в семье естественной  и приобретал их в семье усыновителя;

3) adrogatio или  arrogatio—переход лица sui juris посредством  усыновления его другим лицом  под отеческую власть усыновителя.

4) Вступление  женщины в брак cum manu, ибо она  посредством такого брака выходила  в другую семью.

Во всех этих случаях имеет место capitis deminutio minima. Несколько странным может на первый взгляд показаться здесь то обстоятельство, что в приведенных случаях далеко не всегда идет речь о действительном уменьшении правоспособности лица; напротив, иногда лицо становится в новой семье в то же положение, какое занимало и в прежней, иногда его правоспособность даже расширяется; так, при эмансипации подвластный становится лицом sui juris. Отсюда можно вывести заключение, что термин capitis deminutio не предполагает действительной деградации правоспособности, a есть перемена прежнего status. Такое заключение вывел между прочим Пухта. Но это заключение, очевидно, неверно, так как этому противоречат capitis deminutio maxima и mеdia, представляющие собою именно уменьшение правоспособности, a не просто перемену status'a.

С другой стороны, некоторые ученые, признавая, что capitis deminutio есть именно деградация правоспособности, отказывались видеть capitis deminutio minima во всех тех случаях, где они не видели действительного уменьшения, ограничения правоспособности; так, например, в случае эмансипации сына или выхода дочери замуж в брак cum. manu. Источники однако прямо говорят, что в этих случаях имеет место capitis deminutio minima.

Дело в  том, что во всех этих случаях по древнему юридическому воззрению, действительно имеет место деградация правоспособности лица, семейное положение которого теряется.

Эмансипированный  сын или сын отдаваемый в усыновление, a равно дочь, выходящая замуж cum manu, теряют, по древнему воззрению, все права в своей прежней семье; они отрекаются от их прежней семейной религии, отрекаются от участия в имуществе той семьи, из которой: выходят. Правда, переходящие в другую семью приобретают в ней права подобные тем, которые они утратили, a правоспособность эмансипированного даже становится шире; но утрата прежнего семейного status'a здесь все-таки имеет место, и поэтому можно говорить здесь о capitis deminutio, как об уменьшении правоспособности. Кроме того, эмансипация сына или передача его в усыновление могли быть достигнуты не иначе как посредством обряда мнимой продажи (mancipatiо) иначе отдачи естественным отцом сына; в mancipium другому лицу, так что при этих актах всегда был такой момент, когда лицо свободное переходило в зависимое, кабальное состояние и терпело уменьшение status'a. Словом, capitis deminutio minima всегда означает именно уменьшение правоспособности, хотя за нею следует приобретение нового status'a, причем правоспособность лица может даже стать шире. Capitis deminutio minima влекла за собой для потерпевшего ее лица потерю родственной связи и наследственных прав в прежней семье. Она оказывала влияние даже на имущественные права лица в том случае, когда homo sui juris поступал со всем своим имуществом во власть другого лица. Capitis deminutio minima имела здесь то последствие, что кредиторы лица, ей подвергшегося, не могли требовать удовлетворения из его личного имущества, так как это имущество поступало вместе с самим лицом под власть другого. Не могли они обратиться с иском и к домовладыке, под власть которого поступил потерпевший capitis deminutio minima, ибо домовладыка не заключал с ними сам обязательства, a по обязательствам подвластного он не несет ответственности. Таким образом, кредиторы не имели законных средств для осуществления своих претензий. Впоследствии претор ввел особые средства защиты для таких обязательств, не защищавшихся в праве цивильном. С этого времени capitis deminutio minima потеряла всякое значение относительно обязательственного права, потому что, если иск против подвергшегося capitis deminutio не имел силы по jus civile, то претор все-таки защищал права истца средством, им данным. Заметим, что capitis deminutio minima не имела места в том случае, когда дети выходили из под власти отца не посредством продажи, как это имело место в указанных выше случаях эмансипации и усыновления, a вследствие смерти отца. Это потому, что по смерти отца дети, делаясь лицами sui Juris, продолжали все-таки принадлежать к одной семье, и в этой семье они со смертью отца не теряли никаких прав.

Сын семьи, становясь  жрецом Юпитера (flamen dialis), и дочь, вступая  в число весталок, выходили из под  отцовской власти и считались  состоящими во власти верховного жреца; но с выходом их из семьи не связывалось  для них capitis deminutio minima, потому что такая capitis deminutio по римскому взгляду была бы оскорблением богов.

Независимо  от указанных 3-х моментов, определяющих status лица и составляющих его caput, на объем его права и дееспособности, т. е. способности к совершению юридических действий, влияют разные обстоятельства отчасти чисто физические, как, например, пол, возраст, состояние здоровья,—отчасти юридические, как. например, звание, состояние, род занятий и т. п.

Информация о работе Контрольная работа по "Римское право"