Контрольная работа по "Риторике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 16:59, контрольная работа

Описание работы

Задание 1
По учебному пособию – Риторика для юристов: основы судебного красноречия: учебно-практическое пособие для студентов вузов /авторы-составители: Л.В. Поповская, О.В. Лисоченко. 2-е изд., перераб. и доп. Ростов-на-Дону: Феникс, 2008 – выполнить письменно пять упражнений: по одному упражнению из разных параграфов в главах 1-8 (по выбору студента).

Содержание

Задание 1……………………….. ……………………………………………… 3
Библиографический список……. ……………………………………………… 18
Задание 2……………………....... ……………………………………………… 19
Библиографический список….... ………………………………………………. 26

Работа содержит 1 файл

судебное красноречие .doc

— 124.00 Кб (Скачать)

    План 

Задание 1……………………….. ……………………………………………… 3
Библиографический список……. ……………………………………………… 18
Задание 2……………………....... ……………………………………………… 19
Библиографический список….... ………………………………………………. 26
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Задание 1

    По учебному пособию – Риторика для юристов: основы судебного красноречия: учебно-практическое пособие для студентов вузов /авторы-составители: Л.В. Поповская, О.В. Лисоченко. 2-е изд., перераб. и доп. Ростов-на-Дону: Феникс, 2008 – выполнить письменно пять упражнений: по одному упражнению из разных параграфов в главах 1-8 (по выбору студента).

    Упражнение 82

    1. Что должно быть отражено во вступлении в судебную речь?

    Адвокаты  нередко выражают мнение, что судьи  не слушают их выступления в судебных прениях. Привлечь внимание суда, усилить эффективность психологического воздействия речи поможет четкая композиция, определенная лингвистическая организация текста речи. Основу целостности судебного выступления составляют предметно-структурное содержание и логическая структура, организованная вокруг основной мысли. Для судебной речи, как и для любой другой публичной речи, характерно трех частное деление: вступление- основная часть- заключение.

    Внимание к судебной речи в значительной мере зависит от того, как она начинается, как оратор сумеет установить контакт с составом суда, активизировать внимание судей и присяжных заседателей, психологически подготовить их к восприятию речи. Вступительная часть определяется замыслом речи и является основой для дальнейшего исследования обстоятельств дела, содержит проблему, которую следует разрешить.

    Какое бы вступление ни избрал судебный оратор, важно помнить, что: 1) в нем должен отразиться тот конфликт, на котором  строиться судебная речь; 2) оно должно быть связано с главной частью, служить отправной точкой для исследования обстоятельств дела; 3) не должно быть длинным; 4)стилистически должно гармонировать с основной частью.

    Итак, вступление сконцентрировало внимание суда и аудитории, но надо его удержать на протяжении всей речи. Поэтому речь должна быть хорошо организована логически, мысль оратора- двигаться от старого к новому, от известного- к неизвестному, от менее сильных аргументов - к более сильным. Поддержанию внимания способствует наличие конфликтной ситуации, подача фактов в противопоставлении.

    Таким образом, овладение логическими  основами убедительности, внимательное отношение к построению речи и  к логике изложения позволит судебному  оратору сделать речь по-настоящему доказательной и убедительной. 

       2. Что может быть отражено во вступлении?

    Во  вступлении могут быть отражены:

  1. причины, приведшие к совершению преступления;
  2. общественно-политическая и моральная оценка совершенного преступления;
  3. оценка общественной опасности преступления;
  4. изложены фактические обстоятельств дела;
  5. характеристика личности обвиняемого.

    3. Почему вступление должно быть связано с главной частью? Приведите 
примеры связи вступления с главной частью.

    Естественный  переход от одной части к другой обеспечивается логически совершенной  композицией судебной речи, логически-смысловым единством всех ее частей (вступления, главной части и заключения).

    Во  вступлении необходимо вызвать интерес  слушателей и овладеть их вниманием: установить с ними психологический контакт, расположить их к себе, завоевать их доверие, психологически подготовить слушателей к восприятию содержания главной части речи.

    4. Каков должен быть стиль вступления?

    Стиль вступления должен быть простым, доступным, не следует употреблять труднопроизносимые слова и сложные конструкции, то есть во вступлении оратор должен использовать язык аудитории, но при этом ни в коем случае не прибегать к низким, грубым, нелитературным словам и выражениям. В свою очередь судебное красноречие- это род речи, призванный оказывать целенаправленное и эффективное воздействие на суд, способствовать формированию убеждений судей и присутствующих в зале суда граждан. Обычно выделяют прокурорскую, или обвинительную, речь и адвокатскую, или защитительную, речь.

    5. Объясните паремию: «Начало - половина дела».

    Грамотно  построенное начало речи, а судебной речи – в значительной мере, как первое впечатление о человеке, позволяющее с высокой долей вероятности определить характер и устремления человека, позволяет привлечь внимание аудитории к предмету речи, установить доверительные отношения между собой и слушателями, – в этом случае у слушателей создается благоприятное отношение к предложениям, выдвигаемым ритором, а также к той аргументации, которую он применяет.

    Таким образом, к планированию вступления речи и его непосредственного  произношения следует отнестись с особым вниманием, поскольку именно от него зависит последующий успех речи и, следовательно, положительный исход дела.

    6. Когда нужно писать вступление?

    Поскольку первой пишется основная часть будущей  речи, то вступление пишется в последнюю  очередь, когда собран весь необходимый для судебной речи материал.

    7. Почему нежелательны вступления: а) интригующее; б) трафаретное; в) 
банальное; г) экстравагантное; д) слишком длинное или слишком короткое?

    а) Нежелательно интригующее выступление, поскольку со слов ритора для участников процесса не должно  остаться неясных моментов, т.н. «белых пятен», ритор обязан привести безапелляционные, четко обоснованные уверенные доводы.

    б) Трафаретные фразы, данные во вступлении, не только не пробуждают 
мысли и эмоций, но и вообще не воспринимаются и могут в первые же минуты 
создать неблагоприятное впечатление об ораторе и его выступлении, нарушить 
контакт, что в конечном итоге может привести к неправильному построению 
речи.

    в) Банальное вступление стоит в одном ряду с трафаретным. Оно не 
вызывает должного интереса у слушателей. Вызывает ощущение праздности и  предрешенности выступления.

    г) Не рекомендуется применять также излишне экстравагантное 
вступление, поскольку превратит судебный процесс в подобие циркового представления. К тому же есть вероятность потратить все силы на вступление, а основная часть и заключение останутся без должного внимания со стороны слушателей.

    д) Вступление должно быть как можно более кратким. Длинные вступления приводят к тому, что слушатели теряют представление о содержании выступления. Слишком короткое вступление также может привести к негативному исходу дела, поскольку не позволяет в полной мере расположить к себе аудиторию.

    Таким образом, при составлении вступления к судебной речи необходимо избегать как банального, так и излишне экстравагантного введения, слишком длинного и слишком короткого, интригующего или трафаретного.

    8. Какие еще вступления, по вашему мнению, нежелательны в судебной 
речи?

    Нежелательным является применение в судебной речи излишне эмоционального вступления, поскольку переключает внимание слушателей с самой сути речи на внешние проявления эмоций оратора (размахивание руками, притопывание ногами и прочее). К тому же аудитория быстро устает и не способна воспринимать основную часть и заключение речи.

    Не  стоит также применять комичное вступление, поскольку сразу же превращает заседание в фарс, и лишает полной меры ответственности  участников процесса. Слушатели воспринимают полученную информацию не серьезно, отчего успех  дела не гарантирован.

    9. Как вы понимаете такие качества речи, как ясность и доступность? Как 
с ними соотносятся категории  «говорящий/слушающий»? От кого зависит ясность речи? От чего зависит доступность речи?

    Ясность достигается, прежде всего, глубоким знанием материала, четкой композицией речи, логичностью изложения, убедительностью аргументов. Ясною признается речь, которую легко воспринимать, и которая не возбуждает никаких недоумений у слушателей. Чтобы ясно выражать мысли, нужно иметь вполне ясное представление о предмете. В частности, вредит ясности речи употребление так называемых двусмысленных выражений.

    Очень часто доходчивость (доступность) называют простотой. Простота изложения способствует тому, что речь понимается легко  и мысль судей без затруднений следует за мыслью оратора. Однако не следует путать простоту и примитивность. Простота речи предполагает использование и сложных синтаксических конструкций, и риторических приемов. Вовремя и кстати приведенное сравнение, яркая метафора, риторический вопрос, фразеологизм оживляют выступление, делают его более доходчивым.

    Ясность и доступность юридической речи в первую очередь зависит от точного  словоупотребления. Для того чтобы  в каждом конкретном случае правильно  и точно выбрать слово, необходимо знать его значение, смысловые связи с другими словами. Достигнуть простоты, ясности и доступности можно только настойчивой и кропотливой работой над каждой речью. 

    Упражнение 93

    1. Какие языковые средства свидетельствуют  о том, что перед нами заключение  судебной речи?

    Заключение  – последняя по порядку, но очень  значимая часть судебной речи. Обычно здесь или кратко повторяется  суть всего сказанного в других частях речи, или выводятся следствия  из доказанного тезиса, либо оратор старается, воздействуя на чувства  слушателей, увеличить силу своих доводов. Какое из трех видов заключения выберет оратор – это зависит от конкретных особенностей разбираемого дела.

    Заключение  является важной композиционной частью судебной речи. Это последняя часть, конец речи. Она подводит итог всему сказанному, поэтому о том, что перед нами заключение судебной речи, свидетельствуют следующие речевые обороты: «Подводя итоги всему сказанному...», «...не могу прийти к другому заключению».

    В заключительной части судебной речи, как правило, содержится обращение к суду о справедливом приговоре. В приводимой в упражнении части судебной речи это следующие обороты: «...Дементьев не виновен, и прошу его оправдать», «Я вас прошу о правосудии».

    2. Прочитайте вслух вывод, сформулированный в заключении.

    «Подводя  итог всему сказанному, я не могу прийти к другому заключению, как  то, что Дементьев не виновен, и  прошу его оправдать, оправдать  вполне еще и потому, что это  событие особого рода, это такая  палка, которая должна кого-нибудь поразить. Его она поражает несправедливо. Она должна обратиться на кого-нибудь другого».

    3. В данном заключении судебной речи использованы сразу три 
смысловых модели речи (топа) последовательно: «свидетельство», 
«определение» и «имя». Найдите их, зачитайте то, что относится к каждой их 
них, и охарактеризуйте.

    «Топ  свидетельство» – это передача и  приспособление чужих отрывков к  своей речи. Это обращение к  авторитетам.

    Следовательно, в приводимом в упражнении отрывке  судебной речи топ «свидетельство»: «Я полагаю, что к военной дисциплине совершенно применимо то, что говорили средневековые мыслители о справедливости: justita regnorum fundamentum – основа царства есть правосудие».

    Топ «определение» - отправная точка  речеописания, установление значения слов, предмета речи. В данном отрывке дефиниция: «Дисциплина, если брать это слово в этимологическом значении, есть выправка, обучение начальников их правам, подчиненных их обязанностям».

Информация о работе Контрольная работа по "Риторике"