Контрольная работа по "Русскому языку и культуре речи"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 10:24, контрольная работа

Описание работы

Вариант 10: литературный язык
Литературный язык – общенародный язык письменности, язык официальных и деловых документов, школьного обучения, письменного общения, науки, публицистики, художественной литературы, всех проявлений культуры, выражающихся в словесной форме (письменной и иногда устной), воспринимаемый носителями данного языка как образцовый. Литературный язык – это язык литературы в широком понимании. Русский литературный язык функционирует как в устной форме, так и в письменной форме речи.

Работа содержит 1 файл

контрольнаяࠠработа 10ࠠвариант.docx

— 28.02 Кб (Скачать)

 

Контрольная работа

 

Задание №1.  Раскройте понятия:

Вариант 10: литературный язык

Литературный  язык – общенародный язык письменности, язык официальных и деловых документов, школьного обучения, письменного  общения, науки, публицистики, художественной литературы, всех проявлений культуры, выражающихся в словесной форме (письменной и иногда устной), воспринимаемый носителями данного языка как  образцовый. Литературный язык – это  язык литературы в широком понимании. Русский литературный язык функционирует  как в устной форме, так и в письменной форме речи.

Признаки  литературного языка:

1) наличие  письменности;

2) нормированность  – достаточно устойчивый способ  выражения, который выражает исторически  сложившиеся закономерности развития  русского литературного языка. Нормированность основана на языковой системе и закреплена в лучших образцах литературных произведений.

3) кодифицированность, т. е. закрепленность в научной литературе; это выражается в наличии грамматических словарей и других книг, содержащих правила использования языка;

4) многообразие  функциональных стилей литературного языка;

5) относительная  устойчивость;

6) распространенность;

7) общеупотребительность;

8) общеобязательность;

9) соответствие  употреблению, обычаям и возможностям языковой системы.

Охрана  литературного языка и его  норм является одной из основных задач  культуры речи. Литературный язык объединяет народ в языковом плане. Ведущая роль в создании литературного языка принадлежит наиболее передовой части общества.

Каждый  из языков, если он достаточно развит, имеет две основные функциональные разновидности: литературный язык и  живую разговорную речь. Живой  разговорной речью каждый человек  овладевает с раннего детства. Освоение литературного языка происходит на всем протяжении развития человека вплоть до старости.

Литературный  язык должен быть общепонятным, т. е. доступным  к восприятию всеми членами общества. Литературный язык должен быть развит до такой степени, чтобы иметь  возможность обслуживать основные сферы деятельности людей. В речи важно соблюдать грамматические, лексические, орфоэпические и акцентологические нормы языка. Исходя из этого важной задачей лингвистов является рассмотрение всего нового в литературном языке с точки зрения соответствия общим закономерностям развития языка и оптимальным условиям его функционирования.

Задание №2. Определите тип речевой ошибки (плеоназм, тавтология, ошибка в употреблении фразеологизма, ошибка в употреблении деепричастного оборота, употребление слова в несвойственном ему значении, лексическая неполнота высказывания, употребление знаменательных и служебных слов без учета их семантики, клише и штампы,  нарушение лексической сочетаемости, неправильное употребление паронимов), отредактируйте предложение.

Вариант 10: За нетактическое поведение пассажиру сделали замечание.

Ошибка  в употреблении паронимов: нетактическое – правильно будет нетактичное поведение.

Данный  вопрос не входит в нашу миссию.

Ошибка  в неправильном употреблении заимствованных слов: миссию – правильно будет  компетенцию.

Прекрасный  артист, он задавал высокий критерий спектаклю.

Ошибка  в употреблении слова в несвойственном ему значении: критерий – правильно будет тон.

Задание №3. Поставьте ударение в словах                                    

Вариант 10: апартаме́нты, бензопрово́д, ве́рование, призы́в, уме́рший, ми́зерный

Задание №4. Выбрав правильный вариант, определите род имен существительных

Вариант 10: правая бакенбарда ( жен.род) – правый бакенбард

Задание №  5. Подберите синонимы к заимствованным словам

Вариант 10: имидж – образ, фигура; локальный-местный, ограниченный; индифферентный -безразличный, равнодушный.

Задание №6.  Вставьте пропущенные буквы

Вариант 10: женоненавистник, контингент, энтузиазм, иммунитет.

Задание №7.  Употребите числительные и существительные в нужной форме

Вариант 10: Парохода ждали только четыре женщины.

Задание №8. Раскройте скобки, выберите правильный вариант  

Вариант 10: По обе стороны строительной площадки возвышались аккуратно сложенные штабеля.

Задание №9. Определите стиль приведенного текста, обоснуйте ответ

Вариант 10:

Лица, впервые знакомящиеся с явлениями  мысленного внушения и спонтанной телепатии, обычно задают вопрос: "Почему только некоторые, немногие люди одарены этой удивительной способностью? Почему с  нами никогда ничего подобного не было? Не странно ли это? Ведь другие психические способности присущи  всем людям без исключения". На это можно ответить: да, присущи  всем людям, но в какой различной  степени! Возьмем, например, способность  к устному счету.  В Бехтеревском институте мозга автору довелось участвовать в обследовании феноменального счетчика Араго. Представьте себе классную доску, на которой кто-либо из присутствующих пишет колонку из 10-12 пятизначных или шестизначных чисел. Требуется подсчитать сумму написанных чисел. Араго делал это с невероятной быстротой. Едва кинув взгляд на доску, он буквально "выпаливал" ответ с такой скоростью, что его едва удавалось записывать. "Простой же смертный" выполнял эту счетную операцию с мелом у доски не раньше чем за несколько минут, да и то нередко с ошибками. Замечательно, что феноменальная способность к устному счету проявляется у таких одаренных счетчиков как бы в готовом виде, обычно очень рано – еще в дошкольном возрасте (Л.Васильев).

Научный стиль. Прослеживается исследовательская  работа,  и результат ее деятельности. Точность, логичность, доказательность - черты научного стиля.

Задание № 10. Используя как можно больше крылатых выражений,  составьте рассказ из 10 предложений на тему:

10) есть ли будущее у книги?

Золотой век  бумажной книги заканчивается и наступает век цифровых технологий. Богатейшее книжное наследие стремительно оцифровывается и выкладывается в свободный доступ в сотнях сетевых библиотек. Практически любой человек теперь может иметь на своем персональном компьютере литературное наследие всех времен и народов. Суть книги остается, меняется лишь носитель. Так как книга – источник знаний, она всегда будет востребована. Чтение – вот лучшее учение!

Книга жизнеспособна  в том случае, если дух ее устремлен  в будущее.

Умные люди всегда будут читать, чтобы оставаться таковыми, и передавать свои знания, свою культуру, потомкам. Скорее всего, в будущем будут преобладать  электронные книги – их легче  хранить, они не порвутся и не заплесневеют от времени.

От формата  текста не изменится его содержание и от того, что роман Достоевского не в бумажном виде, а на диске, он не перестает быть литературой.

 

 

 

 

Литература

  1. Золотая энциклопедия афоризмов: Мудрые мысли великих людей. Абельмас Н.В. Донецк. ООО ПКФ «БАО», 2007г.
  2. Русская фразеология. Историко-этимологический словарь. Бирих А.К., Мокиенко В.М., Степанова Л.И. ООО «Издательство Астрель» 2005г.
  3. Русский язык и культура речи. Шпаргалка. Голованова Д.А., Михайлова Е.В., Щербаева Е.А. 2009г.
  4. Русский язык и культура речи: учебное пособие для вузов / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. –Ростов н/ Д: Феникс, 2007г.
  5. Справочник – практикум. Культура устной и письменной речи делового человека. Москва, издательство «Флинта», «Наука». 2006г.



Информация о работе Контрольная работа по "Русскому языку и культуре речи"