Неязыковые характеристики речи. Показатели выступления телеведущего

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 19:15, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в том, чтобы проанализировать значение неязыковых характеристик речи как значимый фактор воздействия телевизионных СМИ на аудиторию. Объектом выступает устный жанр служебного контакта телеведущего и гостей телепередач “Пусть говорят” и “К барьеру”, такие как монолог и диалог. Задача - рассмотрение на конкретных примерах системы приемов и операций практического действия телеведущего для достижения нужной реакции аудитории.

Работа содержит 1 файл

Неязыковые характеристики речи как значимый фактор воздействия телевизионных СМИ на аудиторию.doc

— 176.00 Кб (Скачать)

           3.3.1. Упражнения для мышц плечевого пояса 

   
  1. Поднимание  и опускание плеч. При поднимании – вдох 
    через нос, при опускании – выдох через рот.
  2. Поднимание и опускание плеч поочередно. При поднимании  – вдох через нос, при опускании – выдох через рот.
  3. Вращение плеч (руки опущены) спереди назад и обратно. 
    При поднимании плеч — вдох через нос, при опускании — выдох 
    через рот.
  4. Разнообразные движения руками: в стороны, вверх, вращение, плавательные движения и т. п. При развертывании грудной клетки — вдох, при опадании — выдох с произнесением гласных звуков.
 

3.3.2. Упражнения для мышц шеи 

  1. Исходное положение — стоя или сидя, спина и шея прямые. 1. Повороты головы в стороны. При повороте — вдох носом, при возврате в исходное положение — выдох ртом.

  2. Наклонить голову вперед-вниз (выдох  носом), поднять в исходное положение и откинуть назад (плох ртом), вернуться в исходное положение (выдох ртом).

   3. Повороты головы в стороны: налево (выдох носом), прямо 
(вдох ртом), направо (выдох носом), прямо (вдох ртом).

    Движения 1, 2, 3 сначала выполняют без сопротивления, затем — с сопротивлением руки, упирая ее кистью или кулаком в соответствующую часть головы и противоположном движению направлении.

  1. Вращение головы слева направо и наоборот. Вдох носом, 
    выдох ртом на полном повороте.
  2. Поднимание и опускание головы с сильным нажатием 
    подбородка на кулаки обеих рук.
 
 

3.4. СЛОГОВЫЕ ТАБЛИЦЫ 

 Слоговые  таблицы предназначены для упражнений по автоматизации и дифференциации звуков. Ежедневный тренинг различных  звукосочетаний в разном темпе под  ритм каких-либо мелодий позволит студенту исправить говор и «отшлифовать»  свою речь.

 Рекомендации:

  1. Сначала медленно, потом ускоряя темп, отрабатываем звук в сочетании с другими согласными;
  2. Четко произносим звуки, меняем ритм, темп, скорость произнесения.
 
 

   Трудноговорки, многоговорки: 

   
  • Две реки: Вауза с Гжатью, Вауза с Гжатью.
  • Инженеры нивелировали, нивелировали, да не вынивелировали.
  • Сиреневенькая зубовыковыривательница.
  • Город Нерль на Нерли реке.
  • Карл у Клары украл доллары, а Клара у Карла – квартальный отчет.
  • К Габсбургам из Страсбурга.
  • Кокосовыры в скорококосоварках кокосовый сок вываривают.
  • Вавилу ветрило промокросквозило, промокровысквозило.
  • Вьюнок и хмель расперезавязываются.
  • Ксения копию ксерокопировала, ксерокопировала, да так и не отксерокопировала. Всех копий не откопировать, всех ксерокопий не отксерокопировать.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

               Заключение 

     Ученые  давно доказали: секрет успеха человека - в его голосе. Только вот люди привыкли к тому, что они умеют говорить, к своему голосу, его интонациям и тембру: им и в голову не приходит, что они даже на одну десятую не используют его потенциальных возможностей.

Все дело в высокой форманте, которая от природы заложена в голосовых связках человека и о которой сам человек, понятно, ни сном ни духом не ведает. Между тем от умения приводить в резонанс связочный аппарат, используя высокие частоты, зависит выразительность речи, делающая человека особенно привлекательным. Такой голос оценивается как лидерский, и ему отдают предпочтение большинство людей. Вспомните, как часто вам доводилось слышать, что человек, который нравится всем, обладает харизмой. Любимцем публики делает его именно умение пользоваться всеми диапазонами спектра речи, в особенности диапазоном высокой форманты.

     Проведенный учеными спектральный анализ речи дикторов показал, что у наиболее известных  из них присутствует весь диапазон как низких, так и средних и  высоких частот - от 80 до 2800 Гц. Обычный же человек использует при разговоре в среднем от 80 до 500 (максимум до 1700 Гц). Зона так называемой высокой форманты (от 2000 до 2800 Гц) чаще всего остается незатронутой.

     Впрочем, выдающиеся люди всегда пользовались чарующей силой своего голоса. "От Советского информбюро..." - голос диктора Советского Союза Юрия Левитана звучал так мощно и выразительно, что, слушая его, советские воины, перед тем как отправиться на поле битвы, заряжались непоколебимой верой в то, что они победят. Откуда только бралась такая мощь в невысоком, худом человеке!

Сам Гитлер назвал его своим злейшим врагом. Секрет Левитана прост: 60 процентов спектра  его голоса находилось в области  высокой форманты.

У известного волжского  баса Шаляпина в диапазоне высокой форманты находилось 80% спектра голоса и лишь 20% распределялось на басовую и среднюю низкочастотные области. А бархатистый баритон известного певца Френка Синатры, покорившего сердца половины женщин Америки, имел средние низко- и высокочастотные характеристики. Нашумевшая четверка "Битлз" в кульминационных частях своих песен увеличивала диапазон высокой форманты в унисон, доводя поклонниц до полного экстаза.

Сегодня благодаря  разработкам наших ученых стало  возможным контролировать и совершенствовать свои голосовые данные. На первый взгляд все просто. Человек говорит в микрофон, его речь обрабатывается программой, и на мониторе в режиме реального времени отображается его речевой спектр. Выделяются зоны низких, средних и высоких частот.

     В настоящее время разработаны методики развития дикторских способностей, которые позволяют любому человеку совершенствовать свой голос. Спустя время вы заметите, как мечты сбываются. Отныне вы не будете выглядеть "серой мышью". И это не удивительно! Магнетизм вашего голоса будет не только притягивать к вам людей, но и превратит вас в человека, которому невозможно отказать, на которого нельзя сердиться, обижаться и уж тем более ругаться... Теперь вы справитесь с любой ситуацией! Но это еще не все.

     С помощью определенных тренировок, можно добиться усиления мощности голоса, появления в нем любого необходимого оттенка (обертона, гармоники).

     Голос имеет особую привлекательность. Это  не просто физическое свойство организма, это тонкое орудие, с помощью которого можно добиться очень многого.

     У признанных мастеров различных эпох необыкновенно приятные и выделяющиеся голоса: шепот с придыханием Мэрилин  Монро, нежный голос Мишель Пфайфер, глубокий, волнующий – Эдит Пиаф, глуховатый, с хрипотцой – у  Марлен Дитрих, низкий обволакивающий – у Ричарда Чемберлена. Все эти актеры уделяли постановке голоса необыкновенно много сил. Разве станешь звездой Голливуда с пронзительным визгливым голосом? 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

           БиБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 

  1. Андреев В. И. Деловая риторика. (Практический курс делового общения и ораторского мастерства). — М.: Народное образование, 1995. — 208 с.
  2. Александров Д.Н. Риторика: Учебное пособие. — 3 - е изд. - М.: Флинта: Наука, 2004. - 624 с.
  3. Волков А. А. Курс русской риторики. — М.: Издательство храма св. муч. Татианы, 2001. - 480 с.
  4. Колтунова М.В., Язык и деловое общение. Нормы, риторика, этикет.

    –М.: Экономика. 2000.- 153с.

  1. Мельникова С.В. Деловая риторика (речевая культура делового общения): Учебное пособие. – Ульяновск: УлГТУ, 1999. – 106 с.
  2. Риторика: Учебно-методическое пособие для студентов вечерней и заочной форм обучения. / Под ред. доцента Кузьминой О.В. – СПб: СПб ГУ ИТМО, 2005. – 81 с.
  3. Аванесов, Р.И. Русская литературная и диалектная фонетика: учебное пособие для студентов пед. институтов / Р.И. Аванесов. – М.: Просвещение, 1974. – 287 с.
  4. Аванесов, Р.И. Русское литературное произношение: учебное пособие для студентов пед. институтов / Р.И. Аванесов. – М.: Просвещение, 1972. – 415 с.
  5. Брызгунова, Е.И. Практическая фонетика и интонация русского языка / Е.И. Брызгунова. – М.: Изд-во МГУ, 1963.
  6. Васильев, Ю.А. Голосоречевой тренинг: учебной пособие / Ю.А. Васильев. – СПб.: СПГАТИ, 1996. – 192 с.
  7. Васильев, Ю.А. Сценическая речь: ощущение – движение – звучание. Вариации для тренинга: учебное пособие / Ю.А. Васильев. – СПб.: СПГАТИ, 2005. – 342 с.
  8. Вербицкая, Л.А. Давайте говорить правильно. Пособие по русскому языку: учеб. пособие / Л.А. Вербицкая, – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Высшая школа, 2003. – 239 с.
  9. Веселые скороговорки для развития речи / сост. М. Кановская. – М.: Астрель, СПб: Сова, 2007. – 95 с.
  10. Галендеев, В.Н. Не только о сценической речи: монография / В.Н. Галендеев. – СПб.: СПГАТИ, 2006. – 384 с.
  11. Гегелия, Н.А. Исправление произношения у школьников и взрослых: пособие для логопеда / Н.А. Гегелия. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 240 с.
  12. Иванова, Т.Ф. Русская речь в эфире. Комплексный справочник / Т.Ф. Иванова, Т.А. Черкасова. – М.: Рус. язык, 2000. – 346 с.
  13. Искусство сценической речи / сост. и отв. ред. И.Ю. Промптова – М.: Российская академия театрального искусства – ГИТИС, 2007. – 340 с.
  14. Козлянинова, И.П. Произношение и дикция / И.П. Козлянинова. – М.: ВТО, 1977. – 152 с.
  15. Леонарди, Е.М. Дикция и орфоэпия / Е.М. Леонарди. – М.: Просвещение, 1967.
  16. Логопедия: учебник для студентов дефектологического факультета педвузов / под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Гуманит. изд. центр РЛАДОС, 1999. – 680 с.
  17. Матусевич, М.И. Современный русский язык. Фонетика / М.И. Матусевич. – М.: Просвещение, 1976.
  18. Мусатов, В.Н. Русский язык: фонетика, фонология, орфоэпия, графика, орфография: учебное пособие / В.Н. Мусатов. – М.: Флинта: Наука, 2006. – 280 с.
  19. Саричева, Е.Ф. Сценическая речь / Е.Ф. Саричева. – М.: Просвещение, 1933.
  20. Сенкевич, М.П. Культура радио и телевизионной речи / М.П. Сенкевич. – М.: Высшая школа, 1997. – 97 с.
  21. Сценическая речь: учебник / под ред. И.П. Козляниновой и И.Ю. Промптовой. – 3-е изд. – М.: ГИТИС, 2002. – 511 с.
  22. Теория и практика сценической речи: коллективная монография / отв. ред. В.Н. Галендеев. – СПб.: СПГАТИ, 2005. – 135 с.
  23. Фомичева, М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения: практикум по логопедии: учебное пособие для учащихся педучилищ / М.Ф. Фомичева. – М.: Просвещение, 1989. – 239 с.
  24. Черемисина, Н.В. Русская интонация: поэзия, проза, разговорная речь / Н.В. Черемисина. – М.: Рус. язык, 1982. – 207 с.
  25. Щерба, Л.В. Русские гласные в качественном и количественном произношении / Л.В. Щерба. – Л.: Наука, 1983. – 166 с.
  26. Аннушкин  В. И. История русской риторики. Хрестоматия: Учебное       

    пособие для  студентов гуманитарных факультетов вузов.- М.: Академия, 1998 г.

    31.  Граудина  Л. К., Кочеткова Г. И. Русская  риторика. – М: Центр полиграф, 2001 г.

    32. Данцев А. А., Нефедова Н. В. Русский язык и культура речи для технических вузов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002 г.

    33. Плюснина  Т. Д.,Успенская И. С. основы ораторского искусства и риторики: Учебное пособие. Часть 1.- СПб: ЛТА, 2000 г.

  34. Шейнов  В. П. Риторика. – Минск: Амалфея, 2000 г.

    35. Михальская  А.К. Основы риторики: Мысль и  слово: Учебное пособие. – М.:Просвещение, 1996 г.

   36. Апресян  Г.З. Ораторское искусство: М., 1978 г.

   37. Зарифьян  И. А. Теория словесности: М., 1990 г.

   38. Кохтев  Н. Н. Основы ораторской речи: М., 1991 г.

     Стешов  В. Г. Устное выступление: логика и композиция. М., 1991 г.

    39. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. с.317

    40.  Кошчо  Я.О. О персонификации социальной  информации в телевизионной журналистике // Радио и телевидение. 1980. №2/

    41. Назарова Л.В. Техника речи телеведущего: учебное пособие, 2007 г.   
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Информация о работе Неязыковые характеристики речи. Показатели выступления телеведущего