Облик оратора

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 14:11, реферат

Описание работы

Произношение публичных речей – дело ответственное, требующее честности, хорошего образования, выучки и опыта. Всякому делу можно научиться, но ораторское искусство, как и всякое искусство, связано с талантом человека. Каждому человеку важно понять, какой у него талант, в чём он может себя проявить, а такое проявление всегда связано и с определёнными видами речи.
Целью данной контрольной работы является рассмотрение облика оратора.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….……3
1 ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ОРАТОРУ………………………………….5
2 ОБЛИК ОРАТОРА……………………………………………………………………..9
2.1 Внешность……………………………………………………………………………10
2.2 Манеры……………………………………………………………………………….11
2.3 Позы…………………………………………………………………………….…….14
2.4 Жесты………………………………………………………………………………....16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………..20
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………...21

Работа содержит 1 файл

по риторике.docx

— 42.61 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 

 ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….……3

1 ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ОРАТОРУ………………………………….5

2  ОБЛИК  ОРАТОРА……………………………………………………………………..9

2.1 Внешность……………………………………………………………………………10

2.2 Манеры……………………………………………………………………………….11

2.3 Позы…………………………………………………………………………….…….14

2.4 Жесты………………………………………………………………………………....16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………..20

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………...21 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     Искусство ораторской речи всегда интересовало людей, вызывало восторг и преклонение. В ораторе видели наличие особой силы, которая может с помощью слов подчинить себе, заставить делать то, что предлагает оратор. В ораторе предполагали таинственные качества, которых нет в обыкновенном человеке. Вот почему ораторы становились государственными лидерами, великими учёными и мудрецами, героями и властителями дум.

     Великий человек оставляет после себя великие дела – и эти дела всегда воплощены им самим в текстах: как письменных, так и устных. Так, для того, чтобы стать государственным деятелем, надо непременно действовать Словом, то есть воодушевлять своих сторонников, ниспровергать противников и убеждать весь народ в правоте своих идей. Любая профессиональная карьера связана с речевыми действиями – и так можно перечислить политиков, предпринимателей (деловых людей), судей, преподавателей, священников, военачальников, чья деятельность непременно выражается в устном или письменном Слове.

     Ораторское искусство – это умение произносить публичные речи убедительно и действенно. Ораторика – область риторики, изучающая искусство и мастерство публичных выступлений. Каждый человек попадает в такие ситуации, когда ему требуется что-то публично рассказать, произнести краткое поздравление, объяснить какое-либо явление, одним словом, построить развёрнутую речь. В таких ситуациях проверяются знания, образованность, внутренняя энергия, воля, инициативность, умение найти нужные слова и выразить их в привлекательной форме.

     Произношение публичных речей – дело ответственное, требующее честности, хорошего образования, выучки и опыта. Всякому делу можно научиться, но ораторское искусство, как и всякое искусство, связано с талантом человека. Каждому человеку важно понять, какой у него талант, в чём он может себя проявить, а такое проявление всегда связано и с определёнными видами речи.

       Целью данной контрольной  работы является рассмотрение облика оратора.

     Задачи:

1. Провести  отбор литературы по данной  тематике.

2. Рассмотреть требования к образу оратора.

3. Рассмотреть и выделить основные характеристики и составляющие облик оратора. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. ТРЕБОВАНИЯ  К ОРАТОРУ
 

     Какого человека можно назвать хорошим оратором? Часто спрашивают: был ли хорошим оратором Гитлер? Или является ли хорошим оратором тот или иной политик, складно и красиво передающий свои мысли, но не пробуждающий у людей подлинной веры? Действительно, история человечества и наша современность знает множество примеров, когда сила ораторского слова использовалась для того, чтобы установить свою власть, обмануть людей. Но успех таких “хороших ораторов” всегда оказывался временным, а история всё расставляла на свои места.

     Поэтому мы бы назвали с большой оговоркой “хорошими ораторами” тех людей, как Гитлер, Муссолини и других диктаторов, которые добивались только личного успеха и в конечном итоге обратили во зло для своих народов искусство красноречия. Кошанский определял такое искусство оратора как “злоупотребление красноречием”.

     Вот почему следует ещё раз вспомнить формулу Квинтилиана: “чтобы быть хорошим оратором, надо быть хорошим человеком”. Настоящий оратор думает не о временном успехе своей речи, а о том, как его “слово отзовётся” впоследствии. Для него невозможна формула “после нас – хоть трава не расти” (“после нас хоть потоп”), он размышляет о том, какими будут долговременные последствия его слов.

     Но быть хорошим человеком – хотя и основное, но слишком общее и расплывчатое требование. Чтобы быть подлинным оратором, нужны талант, природное дарование. Вот как об этом писал Цицерон: “Первое и важнейшее условие для оратора есть природное дарование… Ведь для красноречия необходима особого рода живость ума и чувства, которая делает в речи нахождение всякого предмета быстрым, развитие и украшение – обильным, запоминание – верным и прочным”.

     Вы спросите: а что делать, если нет природных дарований, если Бог “обидел способностями”? Мы бы ответили: не надо ни преувеличивать, ни преуменьшать своих возможностей. Но у каждого человека есть свой речевой талант, и надо понять, в чём он состоит, постараться раскрыть свои возможности. Ведь один человек может писать стихи (и он будет поэтом), другой чувствует, что он может работать в сфере производства и управления (он будет писать документы, вести деловые переговоры), третий хочет писать статьи в газеты (он будет журналистом). Итак, какую профессию ни возьми – каждая связана с развитием определённых речевых способностей.

      Итак, второе требование – пойми, в чём твой речевой талант, и развей его.

      Развитие таланта предполагает работу над собой, которая состоит в повышении знаний и образованности оратора. “Красноречием можно овладеть лишь сравнившись в знаниях с образованнейшими людьми” (Цицерон). “Знание других наук” полагал одним из средств приобретения красноречия Ломоносов. Аудитория не будет слушать того оратора, который плохо знает предмет своей речи и не умеет рассуждать логически и последовательно.

      Следующее требование к оратору касается своеобразия его личности. Всякий оратор ценится как человек, обладающий собственным взглядом на предмет, она занимает твёрдую позицию и отстаивает её. Отстаивание позиции не предполагает прямолинейного упрямства, напротив, мудрый ритор ведёт себя разумно и тонко: он умеет и промолчать, и выслушать оппонента, но и отстоит свою точку зрения.

      При индивидуальном своеобразии можно говорить и об универсальных качествах, которые должны быть присущи оратору. Качества характера и свойств личности оратора называются в риторике ораторскими нравами. К ним относятся честность, образованность, скромность, предусмотрительность, ответственность, решительность и некоторые другие.

     Честность – это открытое и справедливое отстаивание своей позиции. Никто не захочет слушать человека нечестного, скрывающего свои истинные намерения.

    Образованность – это знание предмета речи, потенциальная широта воззрения на разбираемую проблему. Если аудитория уверена в образованности оратора, она доверяет его мнению.

     Скромность – умаление личного достоинства, которое оттеняет свойства предмета, утверждает знание, а ораторской гордыне и жажде славы отводит второстепенное место.

    Предусмотрительность – способность предвидеть развитие событий, не позволяющая совершать неразумных импульсивных поступков. Хороший ритор, предвидя действие чужих и своих речей – подобно хорошему полководцу – отступает и “отсиживается” в засаде, а затем переходит в наступление лестным и искусным словом.

     Ответственность – приготовление и готовность ответить за произносимые мысли и слова. Ответственность связана с чувством стыда – возможного осуждения и даже позора за неудачно сказанную речь. Безответственность, напротив, связана с равнодушием к чужому мнению, неуважением к слушателям, она – следствие ослабления волевого начала в человеке.

       Решительность – способность настойчиво и волево проводить свои идеи. Решительность связана с внутренней энергией, которая присутствует в каждом человеке, но может быть или ослаблена обстоятельствами, или, напротив, быть мобилизованной. Качество решительности, как и другие свойства оратора, - не только даны от природы, но и вырабатываются и формируются годами напряжённое работы и воспитания.

      Мы перечислили не все качества оратора, или ораторские нравы. Видимо, можно назвать ещё много качеств, которые приблизят нас к облику идеального или совершенного оратора. Видимо, и каждое время диктует свои нравы, свои взгляды на идеал человека и образцы его речи. Нам важно освоить всё лучшее, что известно об ораторском искусстве и свойствах оратора, а затем применить эти знания к своей жизни.

    Качества оратора как личности в сочетании со всеми другими требованиями к речи создают в представлении аудитории образ оратора. Образ оратора – это представление человеком себя в речи, вид, облик, “маска”, которые сознательно планируются, а затем проводятся в жизнь. Образ оратора оценивается по трём параметрам личности: нравственный ли человек? знающий ли человек (интеллект, образованность)? привлекательный ли человек (эстетическая выразительность)? – иначе “нравится” ли человек?

      В комплекс речевых средств входят – и это принципы оценки речи оратора: идеи, слова, построение слов, произношение, телодвижение, эмоция речи.

     Не зря слово “образ” имеет связь со словами “образец”, “образованность”. Связь со словом “образец” означает, что каждый оратор стремится к определённому идеалу, образцу. Каждое время и каждая эпоха даёт свои стилевые образцы, которым подражают ораторы. Хороший оратор (ритор в целом) всегда занят преобразованием, усовершенствованием жизни к лучшему, поэтому он отталкивается от существующих образцов и создаёт новое: новые идеи, новый стиль в словах и всём образе поведения.

     Образованность же означает формирование внутреннего и внешнего облика человека. “Образуя” себя, человек лепит из себя личность – своеобразный союз души и тела, единственный и ни на кого не похожий. Образование же происходит только через общение, через речь, словесное взаимодействие каждого из нас с миром.

     Теперь приложим всё сказанное к отдельным видам ораторской речи, какими являются:

    а) политическое красноречие (политическая ораторика);

    б) судебное красноречие (судебная ораторика);

    в) духовное красноречие (церковная ораторика);

    г) педагогическое красноречие (педагогическая ораторика);

    д) академическое красноречие (устная ораторика);

    е) военное красноречие (военная ораторика).

      В сущности же видов красноречия или ораторики столько, сколько видов профессиональной деятельности. Обратите внимание на то, что перечисленные классические виды красноречия называют основные общественные профессии: политик (дипломат), юрист (судья, адвокат), священник, педагог (учитель, преподаватель), военный. Эти профессии требуют активной речевой работы. 
 

    1.   ОБЛИК ОРАТОРА
 

       К счастью, для хороших ораторов (не для плохих), мнение о них составляется по внешним данным во время выступления. Во всяком случае, хорошая речь на добрую четверть воспринимается чисто зрительным путем. Слушатели присматриваются к оратору: как он стоит, какое у него выражение лица, какая походка, что он делает с руками. Слушатели хотят знать, что он представляет сам по себе. Наивно, движимые любопытством, они хотят сразу составить мнение об ораторе - положительное или отрицательное - и, сами того не сознавая, хотят решить, будут ли их симпатии на стороне оратора и воспримут ли они то, что он им скажет. Выступить публично - это значит дать слушателю возможность познакомиться с вами, как говорится, и на радостей на горе. Если не на радость, если внешние данные не только не помогут, а скорее навредят, то, надо думать, вы еще не овладели всем необходимым для публичного выступления. Но, прежде всего, следует подтвердить основной принцип: подлинно движущая и направляющая сила внешних данных и приемов оратора заключается в его глубоком переживании взаимного общения с аудиторией. Настоятельная внутренняя потребность выполнить свой долг перед слушателями даст для правильного внешнего поведения гораздо больше, чем нарочитые технические приемы. Всякие ухищрения в осанке, манерах, жестах никогда не создадут настоящего облика оратора, воодушевленного мощной идеей и желанием поделиться ею с аудиторией.

Информация о работе Облик оратора