Обязательственные права

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 15:35, реферат

Описание работы

В Институциях Юстиниана (Кн.3.XIII.) приводится следующее определение этой важнейшей юридической категории: "Обязательство (obligatio) есть оковы права, в силу которых мы по необходимости должны выполнить известное действие согласно законам нашего государства". Юристу Павлу принадлежит высказывание, в котором конкретизируется это определение: "Сущность обязательства в том, чтобы связать перед нами другого так, чтобы он дал, сделал, предоставил".

Работа содержит 1 файл

Обязательственные права.docx

— 47.49 Кб (Скачать)

·  требования должны быть ликвидными (то есть такими, которые не обременены иными обязательствами);

·  зачитываются только такие требования, срок исполнения по которым уже наступил ;

·  встречные требования должны быть однородны ; следовательно больше всего подходят для зачета денежные обязательства . (7)     

Смерть одной  из сторон     

Смерть физического лица, являющегося одной из сторон обязательства, не прекращает его, так как наследник, в сакральном смысле - продолжатель личности умершего, а в обыденных  делах - универсальный правопреемник , возлагал на себя ответственность по долгам умершего.     

Исключением из этого принципа были долги, возникшие в результате правонарушения - деликта .     

Совпадение ( confusio ) должника и кредитора в одном лице     

Такое основание прекращения  обязательства возникает чаще всего  тогда, когда кредитор становится наследником  должника или наоборот, то есть при  правопреемстве.     

Освобождение  от долга (remissio debiti) (прощение долга)     

В Риме такой способ прекращения  обязательств носил характер ритуальных действий, обнимаемых понятием воображаемый платеж (imaginaria solutio); один из них описывается Титом Ливием: по случаю священной весны верховный жрец освобождал народ от прегрешений вольных и невольных, завершая ритуал словами пусть народ будет отвязан и свободен (eo populus solutus liber esto).(8)      

Невозможность исполнения      

Признавалась невозможность физическая и юридическая . Физическая невозможность исполнения означает, как правило, случайную гибель предмета обязательства, являющегосяиндивидуальной вещью. Случай ( casus ) или непреодолимая сила ( vis maior ) - это те независимые от воли субъектов обстоятельства, которые погашают обязательства. Невозможность юридическая в римском праве означала, как правило, прекращение обязательства, когда произведена передача вещи без необходимых на то юридических оснований.

4. Ответственность  за неисполнение обязательств     

В древнейшее время  неисполнение договора каралось жестокими  мерами, направленными против личности должника: продажа в рабство, удержание  в темнице, убийство (Табл. III, 6. "В третий базарный день пусть разрубят должника на части. Если отсекут больше или меньше, то пусть это не будет вменено в вину"). Равным образом и в случае правонарушения предусматривается право мести либо твердо установленный штраф (Табл. VIII. 2. "Если причинит членовредительство и не помирится с потерпевшим, то пусть и ему самому будет причинено то же самое. 3. Если рукой или палкой переломит кость свободному человеку, пусть заплатит штраф в 300 ассов, если рабу - 150 ассов").     

Таким образом, вряд ли есть основания говорить об институте гражданско-правовой ответственности в архаический период римского права.     

В классическую эпоху складывается представление об ответственности  в виде возмещения убытков, то есть стоимости того, что кредитор потерял  из-за неисправности должника (Гай, Ин.,Кн.4. 47): "Если окажется, что А.А. отдал на сохранение Н.Н. серебряный стол, который злоумышленно Н.Н. не возвратил А.А., то ты, судья, присуди Н.Н. к уплате в пользу А.А. столько денег, сколько эта вещь стоит".      

Возмещение убытков (damnum praestare) постепенно заменяет уплату штрафа (тем более месть) и тогда, когда вред причиняется правонарушением. Следовательно, возникают черты имущественной ответственности, то есть направленной на имущество должника и выражающейся в обязанности возместить причиненные убытки.     

При определении объема такой  ответственности, то есть размера подлежащего  выплате убытка, классическое право  уже исходило не только из номинальной  стоимости утраченной вещи (стоимости  предмета обязательства вообще), а  из той суммарной потери, которую  нес кредитор ввиду неисполнения должником обязательства; иными  словами, учитывался не только реальный ущерб , но и упущенная выгода. Правило об этом содержится в Дигестах (Д.13.IV.2. #8): "(Ульпиан). Следует ли принять в расчет упущенную выгоду, а не только ущерб? Думаю, что следует принимать в расчет и выгоду".      

Таким образом, объем подлежащего  выплате убытка складывался из реального ущерба ( damnum emergens ) и упущенной выгоды ( lucrum cessans ). Реальный ущерб определялся как утрата либо порча того, что существовало на момент возникновения обязательства; упущенная выгода - потеря прибыли, интереса (interesse - "быть между", "составлять разницу") ввиду неисполнения обязательства. Это положение иллюстрирует следующий фрагмент из Институций Гая (Кн.3.212): "Да и притом не только тело убитого оценивается..., но если например кто убьет раба и собственник понесет убыток, превышающий стоимость самого раба, то и это берется во внимание; убили например моего раба, назначенного кем-то наследником, прежде чем он по моему приказанию вступил торжественно во владение наследством. В этом случае берется во внимание не только стоимость его самого, но и потерянного наследства".     

Ответственность возлагалась  на должника только тогда, когда его  поведение (при исполнении договора, в случае причинения вреда) было упречным, то есть содержало признакивины (Гай, Ин.Кн.3.211.): "Незаконно убивающим (чужого раба) считается тот, по умыслу или по вине которого совершено убийство, и нет никакого другого закона, по которому должно бы взыскать штраф за убыток, причиненный не противозаконным образом; вследствие этого не подвергается наказанию тот, кто причинил вред как-нибудь случайно, без всякой вины и умысла ".     

Признавалось, что нет  вины ( culpa ), когда "лицо соблюдало все, что нужно" (Д.9.II.30.#3); следовательно, под виной в римском праве понималось несоблюдение человеком такого поведения, которое требуется правом при данных обстоятельствах.      

Вина в общем значении распадалась на умысел (dolus, dolus malus) и неосторожность , небрежность (culpa). Умысел характеризует такое поведение лица, когда он осознает отрицательные последствия своих действий и желает наступления именно таких последствий. Небрежность (или вина в узком значении) имеет место тогда, когда лицо не предвидит наступления неблагоприятных последствий своих действий, но как разумный человек должен был бы их предвидеть (Д.9.II.31): "(Павел). Если садовник уронит с дерева сук или работающий на подмостках убьет проходящего человека, уронив что-либо, то он отвечает, если уронит в общественное место, не крикнув предварительно, чтобы проходящий мог избегнуть несчастного случая. Но Муций говорит даже, что если это случилось в частном месте, то можно предъявить иск на основании вины: вина имеет место тогда, когда не было предусмотрено то, что могло быть предусмотрено заботливым человеком, или когда что-либо было объявлено лишь тогда, когда уже нельзя было избегнуть опасности ".     

Право различало степени  вины в узком значении (то есть небрежности), рассматривая в качестве оснований  ответственности грубую небрежность ( culpa lata ) и легкую небрежность ( culpa levis ). Грубая небрежность проявлялась в непонимании того, что понятно всем и каждому, иными словами, в непринятии тех мер предосторожности, которые очевидны для всякого нормального человека. Легкая небрежность характеризовалась несоблюдением повышенной меры заботливости. Абстрактным критерием такой меры служило поведение в подобной ситуации доброго, рачительного хозяина , заботливого домовладыки . Конкретным критерием этой меры служила та степень заботливости, которую виновный проявляет в своих собственных делах .


Информация о работе Обязательственные права