Определение темы и рода речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 13:08, контрольная работа

Описание работы

Проанализируйте текст – фрагмент речи С.А.Андреевского по делу Зайцева. Определите тему, род речи (свое мнение обоснуйте). Укажите, какие изобразительные и выразительные средства использованы в данном фрагменте ( не менее 5).
Есть, господа присяжные заседатели, нечто горькое и безутешное в положении человека, для которого не только не существует никакой надежды на оправдание, но и почти нет надежды на снисхождение, Спрашивается: к чему его судить? Зачем предоставлять слово защите?

Содержание

Задание к контрольной работе №1…………………………………..3
Ответы на вопросы задания………………………………………….4-7
А.) Определение темы и рода речи (обоснование своего мнения)….4
Б.) Изобразительные и выразительные средства, используемые
во фрагментах речи………………………………………………………5-7
Литература……………………………………………………………..8

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа 1.doc

— 57.50 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Южно-Уральский  государственный университет»

(национальный  исследовательский университет)

Институт открытого и дистанционного образования

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1

по дисциплине «Риторика для юристов»

 

              Автор работы 

    Студент группы  ИОДО- № 265

    Пронин Андрей  Владимирович

   

 

    Работа защищена

    с оценкой 

    ___________________________

    _____________________2012 г.

 

 

Челябинск 2012 г.

 

Содержание

 

  1. Задание к контрольной работе №1…………………………………..3              
  2. Ответы на вопросы задания………………………………………….4-7

А.) Определение темы и рода речи (обоснование своего мнения)….4

Б.) Изобразительные и выразительные средства, используемые

 во фрагментах  речи………………………………………………………5-7

  1. Литература……………………………………………………………..8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание к контрольная работа 1.

Проанализируйте текст – фрагмент речи С.А.Андреевского по делу Зайцева. Определите тему, род речи (свое мнение обоснуйте). Укажите, какие изобразительные и выразительные средства использованы в данном фрагменте ( не менее 5).

Есть, господа  присяжные заседатели, нечто горькое и безутешное в положении человека, для которого не только не существует никакой надежды на оправдание, но и почти нет надежды на снисхождение, Спрашивается: к чему его судить? Зачем предоставлять слово защите? Сделано дело грубое, жестокое, возмутительное; виновный не оправдывается, ваш взгляд готов. Не проще ли теперь же отпустить вас в совещательную комнату? Но я полагаю, что суд поручил мне защиту подсудимого не для того, чтобы я оставался безмолвным; да и сама зашита, мне думается, учреждена не напрасно. От имени общества, от имени всех прокурор возбуждает преследование, он предъявляет свое обвинение подсудимому. Здесь его устами говорят все, кроме одного. Не забудьте: все – против одного… в суде! Какой же бы это был суд, если бы за этого одного не поднимался ничей голос, если бы у этого одного не было никакого орудия для борьбы со всеми?! Это орудие – дарованная законом защита. Наша роль трудная, но необходимая. Общественное возмездие, прежде чем покарать, должно одуматься; оно обязано взвесить свой тяжелый шаг и выслушать против себя возможные возражения, какие только может создать человеческая мысль. Если после таких возражений оно ничуть не поколеблется, ни от одного своего вывода не откажется, ни в одном своем чувстве не смягчится – то, что бы мы ни думали о решении, мы назовем его обдуманным, взвешенным.

 

 

 

 

 

Ответы  на вопросы задания.

А.)  Определение темы и рода речи (обоснование своего мнения).

 

Тема :                       Защита обвиняемого в суде

Род речи:                               Судебная

Вид речи:            Адвокатская (защитительная) речь

Часть речи:                         Вступление

 

То, что данная речь является защитительной можно понять, проанализировав ее. Вот наиболее яркие моменты речи, показывающие адвокатскую направленность:

  1. Но я полагаю, что суд поручил мне защиту подсудимого не для того, чтобы я оставался безмолвным; да и сама зашита, мне думается, учреждена не напрасно…
  2. Какой же бы это был суд, если бы за этого одного не поднимался ничей голос, если бы у этого одного не было никакого орудия для борьбы со всеми?! Это орудие – дарованная законом защита. Наша роль трудная, но необходимая.
  3. Общественное возмездие, прежде чем покарать, должно одуматься; оно обязано взвесить свой тяжелый шаг и выслушать против себя возможные возражения, какие только может создать человеческая мысль.

Как видно из приведенных выше выражений, данную речь произносит адвокат. Он пытается доказать суду необходимость защиты обвиняемого несмотря на тяжесть, совершенного им преступления, он говорит, что каждый человек имеет право на защиту по закону, его мысль в том, что только после выслушивания мнения всех сторон суд обязан сделать правильный вывод и вынести справедливое решение.

 

 

Б.)  Изобразительные и выразительные  средства, используемые

во фрагментах речи.

Изобразительно-выразительные  средства при их уместном использовании  придают речи яркость и образность. В данном фрагменте также используется ряд изобразительно-выразительных средств и приемов.

Остановимся на некоторых из них.

  1. Градация — изобразительный приём, состоящий в расположении целого ряда слов или выражений в порядке их возрастающей или убывающей смысловой и эмоционально-оценочной значимости.

В нашем фрагменте речи данный прием  используется в выражениях:

…. Есть, господа присяжные заседатели, нечто горькое и безутешное в положении человека…..

…. Сделано дело грубое, жестокое, возмутительное…..

 

2.  Гипербола — изобразительный приём, состоящий в явно неправдоподобном преувеличении свойств, качеств, признаков предмета, явления или действия.

В тексте можно обнаружить данный прием в следующих выражениях:

…. Для, которого не только не существует никакой надежды на оправдание, но и почти нет надежды на снисхождение…….

…. Здесь его  устами говорят все, кроме одного. Не забудьте: все – против одного… в суде!.....

 

3.  Эпитет  — изобразительный приём, состоящий в образном определении предмета.

В нашем  случае это следующие выражения  текста:

….. Сделано дело грубое, жестокое, возмутительное….

 

  4.  Лексический повтор — изобразительный приём, состоящий в намеренном повторении в тексте одного и того же слова или нескольких слов с целью обратить на них особое внимание читателя.

 

В нашем  фрагменте текста использование  данного приема можно увидеть  в выражении:

…. Если после таких возражений оно ничуть не поколеблется, ни от одного своего вывода не откажется, ни в одном своем чувстве не смягчится – то, что бы мы ни думали о решении, мы назовем его обдуманным, взвешенным….

 

Изобразительные приёмы с привлечением синтаксических возможностей языка. Таковы риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение. 

Риторический  вопрос, риторическое восклицание и  риторическое обращение — это изобразительные приёмы, создающие впечатление диалога в речи (устной или письменной) одного человека.

Примеры из фрагмента текста:

5.  Риторический вопрос (Риторический вопрос — утверждение или отрицание, высказанное в виде вопросительного предложения и не предполагающее ответа):

…. Спрашивается: к чему его судить? Зачем предоставлять слово защите?.....

…. Не проще ли теперь же отпустить вас в совещательную комнату?...

 

6.  Риторическое восклицание (Риторическое восклицание — восклицательное предложение, заключающее в себе усиленную выразительность и эмоциональность):

       ….. Не забудьте: все – против одного… в суде!....

….. Какой же бы это был суд, если бы за этого одного не поднимался ничей голос, если бы у этого одного не было никакого орудия для борьбы со всеми?!.....

 

7.  Риторическое обращение (Риторическое обращение — это высказывание в виде обращения, направленное не к реальному, а к предполагаемому лицу или предмету):

….. Общественное возмездие, прежде чем покарать, должно одуматься; оно обязано взвесить свой тяжелый шаг и выслушать против себя возможные возражения, какие только может создать человеческая мысль……

 

При более полном изучении фрагмента текста можно  определить и другие изобразительные  и выразительные приеме как отдельно в предложении, так и при изучении нескольких предложений совместно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

1. Акишина А.А., Формановская Н.И. Этикет русского письма. М., 1988.

2. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М., 1966.

3. Граудина Л.К. Риторика // Русский язык, Энциклопедия., 2-е изд. 1997.

4. Клюев Е.В. Риторика: Уч. пособие для высших учебных заведений. М.,1999.

5. Кубиц Г.В. Риторика для юристов  – Челябинск, 2010.

 




Информация о работе Определение темы и рода речи