Оратор и его аудитория

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 07:40, контрольная работа

Описание работы

Что такое ораторское искусство? Кого назвать оратором? Любой ли человек, выступающий с трибуны с публичной речью или читающий лекцию, - оратор? Что подразумевается под "теорией ораторского искусства"?

А есть ли и нужна ли она? Может быть, красноречие, или ораторское искусство - это сплошной эксперимент, поэтому не имеет никаких методологических основ и принципов? Если дело обстоит именно так, то тогда, очевидно, можно сказать: любой лектор, пропагандист и агитатор в своих публичных речах не обязан следовать каким-либо правилам, а тем более законам ораторского мастерства. Каждый из них для себя и для своих слушателей и закон и метод.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………….3
1 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОРАТОРА И АУДИТОРИИ…………………………………….4
2 КОНТАКТ ОРАТОРА СО СЛУШАТЕЛЯМИ……………………………….........6
3 ХАРАКТЕРИСТИКИ АУДИТОРИИ………………………………………………10
4 ПОДГОТОВКА ОРАТОРА………………………………………………………….13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………...16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………....18

Работа содержит 1 файл

Конт. раб. РУССКИЙ.doc

— 86.50 Кб (Скачать)

     Существенный  признак аудитории - количественный состав слушателей. Кому приходилось выступать на собрании или на конференции, тот вспомнит, что приемы, используемые в той и другой аудитории, манера поведения, форма преподнесения материала, обращение к малочисленной и многочисленной аудитории были различными. Иногда интересуются, в какой аудитории легче выступать - в малочисленной или многочисленной? Каждая аудитория имеет свои особенности. Некоторые ораторы боятся большой аудитории, они начинают сильно волноваться, их охватывает, как говорят, "ораторская лихорадка", и они теряют дар речи. Малочисленной аудиторией управлять легче, но в данном случае оратор должен хорошо знать вопрос, о котором идет речь, так как вряд ли удобно читать с "листа" перед небольшим количеством слушателей.

     Для аудитории характерно и чувство общности, которое проявляется в эмоциональном настрое слушателей. Вероятно, во время выступления все не раз наблюдали любопытные явления. Вот, к примеру, в какой-то части зала возник легкий шум, и он очень быстро распространяется по всему помещению. Сосед одобрительно кивнул выступающему головой. Это определенным образом повлияло на поведение оратора, на его отношение к словам говорящего. А вот прозвучала ироническая реплика, и на нее живо реагируют остальные слушатели. Влияние слушателей друг на друга особенно ярко проявляется при одобрении или неодобрении речи выступающего. Почему это происходит? Да потому, что слушатели испытывают действие различных психологических механизмов: одни слушатели бессознательно повторяют действия окружающих, другие осознанно воспроизводят образцы поведения рядом сидящих, на третьих оказывают влияние мнение и поведение большинства присутствующих. В результате действия этих механизмов в аудитории создается общий настрой, который существенно влияет на установление контакта между оратором и слушателями. Поэтому оратору нужно учиться управлять настроением аудитории, уметь, если надо, изменить его.

     На  установление контакта между оратором и аудиторией влияют и некоторые  особенности психологии слушателей. Слушатели предъявляют оратору особые требования: они предоставили ему в процессе общения главную роль и хотят, чтобы он оправдал ее. Поэтому важно, чтобы слушатели почувствовали уверенность в поведении оратора, увидели спокойствие и достоинство на его лице, услышали твердость и решительность в голосе.

     Само появление оратора оказывает психологическое воздействие на аудиторию - оно должно настроить слушателей на успех ораторской речи, ни у кого не должно возникнуть даже тени сомнения в удаче. Но оратор - такой же человек, как и все остальные. Перед выступлением у него могут возникнуть неприятности, непредвиденные осложнения, наконец, он может вдруг почувствовать недомогание. Однако аудитории нет дела до личных переживаний оратора. Значит, ему надо уметь скрыть свое настроение, на время отключиться от всего, что не связано с выступлением в аудитории.

     А.С. Макаренко учил педагогов-воспитателей: «Настроение у вас может быть каким угодно, а голос у вас должен быть настоящим, хорошим, твердым голосом. Никакого отношения к вашему голосу настроение не имеет... Нужно сделать так, чтобы ваша физиономия, ваши глаза, ваш голос были в некоторых случаях автономными».

     Рекомендации  А.С. Макаренко, несомненно, полезны  и для ораторов.

     Важная  характеристика аудитории – мотив действия слушателей. Обычно люди приходят на лекции, собрания, заседания, митинги и т.п., руководствуясь определенными соображениями. Психологами были выделены три группы мотивов, побуждающих к посещению и слушанию выступлений:

I группа - мотивы интеллектуально-познавательного плана (приходят, так как интересует тема выступления, хотят расширить свои знания по данной проблеме, выяснить неясные вопросы и т.п.);

II группа – мотивы морального плана (обязаны присутствовать на мероприятии, не хотят из-за отсутствия иметь неприятности, писать объяснительные и др.);

 III группа – мотивы эмоционально-эстетического плана (нравится оратор, доставляет удовольствие слушать этого лектора и т.д.).

     Оратору необходимо уметь выявить основной мотив действия, объединяющий большинство слушателей, чтобы соответствующим образом строить выступление.

     Следует также иметь в виду, что люди, собравшиеся до начала выступления, еще не образуют аудиторию. Аудитория  возникает только тогда, когда появляется единый, значимый для всех присутствующих центр внимания – оратор и его сообщение.

 

      4 ПОДГОТОВКА  ОРАТОРА

     Овладение ораторским искусством – процесс длительный, требующий постоянной работы над собой и большой практики говорения (ведение беседы, переговоров, выступление в массовой аудитории, участие в дискуссиях и т.д.). Поэтому важное место в деятельности оратора занимает повседневная подготовка к выступлениям, т.е. непрерывный процесс работы над совершенствованием своего речевого мастерства, систематическое риторическое самообразование.

     Что же представляет собой повседневная подготовка?

     К ней относят следующие элементы подготовки:

     Приобретение  новых знаний, накопление сведений из различных областей науки и техники, получение информации из периодической печати, передач радио и телевидения, чтения научной, публицистической, художественной литературы. Постоянное стремление к новым знаниям, расширение сферы своих интересов – вот что поможет оратору заложить прочную основу своей риторической культуры.

     Создание  собственного архива. Человеку, которому приходится часто публично общаться, необходимо целенаправленно относиться ко всему, что его окружает, находиться, как говорят, в состоянии мобилизационной готовности, брать на заметку интересный материал. Следует задумываться, можно ли использовать в своих выступлениях встретившийся пример, цитату, изречение и т.п. Полезными могут оказаться не только сведения (цифры, факты, характеристики), но и пословицы, поговорки, крылатые слова и выражения. Богатый материал могут предоставить Интернет и телевидение. Все это позволяет создать собственный архив. Конечно, невозможно заготовить материал на все случаи жизни, но при четком определении круга проблем, с которыми чаще всего приходится иметь дело, систематическое накапливание материала во многом облегчит подготовительную работу и сэкономит время.

     Овладение техникой речи. Основные элементы речевой техники – фонационное (речевое) дыхание, голос (правильные навыки голосообразования) и дикция (степень отчетливости в произношении слов, слогов, звуков).

     Хорошо  поставленный голос, правильное дыхание во время говорения, четкая дикция, безупречное произношение позволяют выступающему привлечь внимание аудитории, наилучшим образом донести до слушателей содержание выступления, воздействовать на их сознание, воображение, волю.

     Повышение культуры устной и письменной речи. Забота о правильности и чистоте речи должна быть обязательной для человека, выступающего публично. Особо следует обращать внимание на культуру речевого общения в быту. Важно всегда говорить правильно, точно, ясно и понятно, уметь четко формулировать мысли, образно и эмоционально выражать свое отношение к предмету речи.

     Критический анализ выступлений. Повышению ораторского мастерства способствует и критический анализ выступлений. Присутствуя на заседаниях, совещаниях, конференциях, публичных лекциях, слушая выступления ораторов по радио, телевидению, нужно обращать внимание не только на содержание речи, но и на форму преподнесения материала, языковое мастерство, ораторские приемы.

     Важно попытаться четко сформулировать для  себя, что нравится в выступлении того или иного оратора, что вызывает отрицательную реакцию, какие действия, приемы, слова, речевые обороты способствовали успеху выступающего, а какие, наоборот, принесли ему неудачу. Особое внимание следует обращать на то, как оратор работает в аудитории, как устанавливает контакт со слушателями, как ведет себя в непредвиденных ситуациях, возникающих в процессе речи.

     Овладение методикой публичного выступления. Оратору необходимо приобрести как теоретические, так и методические знания в области ораторского искусства. Важно знать, из каких этапов складывается деятельность оратора, как подготовиться к встрече со слушателями, как построить ораторскую речь, какие приемы управления аудиторией можно использовать и т.д.

     Таким образом, повседневная подготовка повышает профессиональный уровень оратора.

 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     В заключение подчеркнем, что ораторская практика настолько сложна, разнообразна, многогранна, что невозможно все  предусмотреть заранее и дать советы и рекомендации на все случаи жизни.

     Очень важно, чтобы каждый человек творчески  подходил к подготовке и произнесению ораторской речи, полнее и шире использовал  свои природные данные, индивидуальные возможности, умело применял приобретенные  риторические навыки и умения.

     Можно сформулировать общее положение, которое имеет силу определенного закона в ораторском искусстве. Если лектор или докладчик увлечен предметом своего нового выступления, глубоко продумал и прочувствовал тему речи, если он естествен и искренен, если он с удовольствием вышел на трибуну, то обязательно будет говорить правдиво и вдохновенно. Творческое волнение непременно обнаружится во всем поведении говорящего, скажется в тембре его голоса, в звучащей речи, в интонациях и вообще в том, как он говорит. Такое волнение - важный импульс к тому, чтобы самый ответственный этап ораторского труда - публичное исполнение - был пройден успешно.

     Надо  уметь завладеть своими чувствами  и быстро подавить в себе сомнения, а тем более чувство страха. Начав речь спокойно, нужно уметь  не только ясно излагать свои мысли, но и видеть, чувствовать аудиторию, если она даже многолюдна. Через пять-шесть минут после начала речи опытный оратор безошибочно определит, как настроились слушатели, и действует соответственно этому настроению. Все дело в том, чтобы уметь поддерживать внимание собравшихся до конца речи, поддерживать тактично и незаметно для самих слушателей, строго придерживаться единства содержания и формы развертывающейся речи.

     Необходимо  уметь подавить неизбежно возникающее  всякий раз желание сказать слушателям как можно больше. Во-первых, само время ораторского выступления не позволяет объять необъятное. Во-вторых, приходится считаться с механизмом слушательного восприятия, в частности, с возможностью восприятия и усвоения определенного объема информации и знания. Вот почему опытный лектор, пропагандист, докладчик или обозреватель никогда не стремится, если можно сказать, "выговориться" по данной теме до конца. Он всегда оставляет кое-что "про запас", и хорошо, когда слушатели чувствуют или догадываются, что говорящий мог бы выступать по освещенной теме вновь и вновь, каждый раз обнаруживая новый подход к ней, раскрывая новые ее грани.

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Апресян Г.З. Ораторское искусство / Г.З. Апресян. - М.: Издательство Московского университета, 1969. - 160с.
  2. Введенская Л.А. и др. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов / Л.А. Введенская. - Ростов н / Д: изд-во "Феникс", 2002. - 544с.
  3. Карнеги Д. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично / Д. Карнеги. - М.: "Проспект", 1989. - 419с.
  4. Шейнов В.П. Риторика / В.П. Шейнов. - Мн.: Амалфея, 2000. - 592с.
  5. Сопер П. Основы искусства речи / П. Сопер. - М.: Б.И., 1992. - 446с.

Информация о работе Оратор и его аудитория