Ораторское искусство Цицерона

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 16:35, доклад

Описание работы

Крупнейшим классиком античного красноречия и теоретиком ораторского искусства был древнеримский оратор и политик Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н. э.).
Цицерон родился в семье, принадлежавшей к сословию всадников, в небольшом городке Арпине. Когда будущему оратору исполнилось 15 лет, его отец переехал в Рим, чтобы дать своим сыновьям хорошее образование.

Работа содержит 1 файл

Цицерон, оратор.docx

— 36.04 Кб (Скачать)

       Цицерон неоднократно подчеркивает, что речь должна быть как можно более увлекательной, производить как можно большее впечатление на слушателей и подкрепляться как можно большим количеством доводов, ибо доводы - материал действительно громадный и важный.

       Трактаты  Цицерона

 

       Трактаты  «Брут» и «Оратор», написанные в 46 г. до н. э., он обращает к Бруту, представителю нового, аттического течения, защищая свою точку зрения. Цель этих сочинений - обосновать законность и превосходство того ораторского идеала, пути к которому Цицерон указал в диалоге «Об ораторе». Обосновывает он это направление и с точки зрения исторической (в «Бруте»), и с точки зрения теоретической (в «Ораторе»). В диалоге «Брут, или О знаменитых ораторах» Цицерон перечисляет почти всех знаменитых ораторов - свыше двухсот - в хронологическом порядке с краткими характеристиками каждого. Для Цицерона римское красноречие - предмет национальной гордости, и он счастлив стать первым его историком. Этот труд - сочинение критическое и полемическое, имеющее своей целью не только характеристику ораторов, но главным образом защиту и развитие тех идей, которые высказаны в предыдущем трактате.

       В своей истории красноречия он рисует продуманную картину исторического  прогресса и постепенного восхождения  красноречия от ничтожества к  совершенству. Красноречие для Цицерона - по-прежнему не самоцель, а лишь форма  политической деятельности, и судьба красноречия неразрывно связана  с судьбой государства. Развитие римского красноречия, считает Цицерон, определяется прежде всего внутренними причинами, широтой и глубиной усвоения греческой культуры и развитием культуры римской. На примерах критического разбора речей греческих и римских ораторов он еще раз утверждает идеи, которые высказаны им в трактате «Об ораторе».

       «Оратор» - завершающее произведение риторической трилогии Цицерона. Вначале он рисует образ совершенного оратора, однако делает оговорку: «Создавая образ совершенного оратора, я обрисую его таким, каким, быть может, никто и не был».

       В этом трактате больше всего Цицерон  говорит о словесном выражении  и о ритме, что диктуется его  стремлением доказать аттицистам - а именно по этим вопросам шел спор - свою правоту: он стремился отстоять свое право на величественный и пышный слог, отведя упреки в азианстве и обличив недостаточность и слабость проповедуемой аттицистами простоты. Он выдвигает в качестве аргумента эллинистическое учение о трех стилях красноречия: высоком, среднем и простом. Простой стиль призван убедить, средний - усладить, высокий - взволновать и увлечь слушателя. 
 
 
 
 

Избранные цитаты Цицерона 

- «Бумага не краснеет, бумага все терпит»

В письмах «К друзьям» находится выражение «письмо  не краснеет» 

- «Дамоклов меч»

Из древнегреческого мифа о сиракузском тиране Дионисии Старшем, пересказанном Цицероном в сочинении «Тускуланские беседы»

Дамокл завидовал  Дионисию, хотя и льстил ему. Желая  проучить льстеца, называвшего его  счастливейшим из людей, Дионисий приказал во время пира посадить Дамокла на свое место, предварительно прикрепив к потолку над троном острый меч, висевший на конском волосе. Этот меч был символом опасностей, постоянно угрожавших властителю. 

-«Когда гремит оружие, музы молчат»

Поговорка эта  известна из речи Цицерона в защиту Милона. 

-«Отец истории»

Такое почетное наименование греческого историка Геродота впервые присвоено ему Цицероном в сочинении «О законах» 

-«О времена! О нравы!»

Цицерон часто  употреблял в речах, например, в первой речи против Катилины. Цитируется по-латыни: «O tempora! O mores!» 
 
 
 
 
 

       Список  литературы

 
       
  1. Н.Н.Кохтев  «Основы ораторской речи», Московский университет, 1992.
  2. Н.Н.Кохтев «Риторика», Московский университет, 1990.
  3. Интернет-сайт «Википедия» (wikipedia.org).

Информация о работе Ораторское искусство Цицерона