Ораторское искусство Древней Руси. Публичная речь

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 11:42, реферат

Описание работы

С ораторской прозой Русь познакомилась в конце Х - начале XI в. на примере лучших образцов византийского и южнославянского красноречия. После того как князь Владимир Святославович в 988 г. крестил Русь, в истории древнерусской культуры начинается период освоения духовных богатств христианских стран. Теорию красноречия древнерусские книжники заимствовали из Византии, где существовала целостная и стройная система ораторских жанров.

Содержание

Введение 3
1. Ораторское искусство Древней Руси 4
2. Публичная речь 8
Заключение 10
Список использованных источников и литературы 11

Работа содержит 1 файл

Общая риторика.docx

— 27.29 Кб (Скачать)

Публичная речь может рассматриваться как  своеобразное произведение искусства, которое воздействует одновременно и на чувства и на сознание. Если речь действует только на способность  логического восприятия и оценки явлений, не затрагивая чувственность  сферы человека, она не способна производить сильное впечатление.

Мастерство  публичной речи состоит в умелом использовании  обеих форм человеческого мышления: логической и обратной. Искусство есть мышление образами - этот закон может быть применим и к ораторскому искусству.

Голые логические построения не могут эмоционально воздействовать на человека. Идея речи, содержание ее доходят то сознания через эмоциональную сферу.

Задача  оратора состоит в том, чтобы  воздействовать на чувства слушателей. Сильное чувство, переживания человека всегда затрагивают и разум, оставляя неизгладимое впечатление.

Рассудочная  и  эмоциональная   сферы   восприятия органически взаимосвязаны. Настоящая публичная речь должна волновать и возбуждать не только мысли, но и чувства.    

Важнейшим условием ораторского искусства  является умение пользоваться образами и картинами. Без этого речь всегда бледна и скучна, а главное —  неспособна воздействовать па чувства  и через них на разум.   

Книга П. Сопера "Основы искусства речи" представляет собой систематизированное  пособие для всех, изучающих вопросы ораторского мастерства. Цель автора —  дать практические наставления и рекомендации по подготовке публичных выступлений. Он исходит  из  мысли,  что его  пособие  является лишь подготовительной ступенью  для тех, кто решил овладеть тайнами ораторского искусства, и поэтому ограничивается задачей выработки у учащегося  первичных  навыков выступления и преодоления укоренившихся или укореняющихся недостатков речи.

Главное, по его мнению, — это развитие в начинающем  ораторе чувства взаимообщения со слушателями, характерного для обычной беседы. Но такое простое на первый взгляд требование П. Сопер развивает в стройную и связанную в неразрывное целое систему методических правил и советов, которые облегчают задачи, стоящие перед новичком-оратором. Внимание  и интерес аудитории к выступлению  оратора, готовность воспринять, что он говорит, желание согласиться с ним и последовать его предложениям автор понимает не как заранее обеспеченное и неизменно  сопутствующее выступлению, а как нечто такое, за что оратор с первого до последнего слова должен бороться, непрестанно поддерживая психологический контакт со слушателями, непрерывно возбуждая и заостряя интерес, добиваясь их расположения, преодолевая безразличие, критические или просто недоброжелательные установки аудитории и, в конечном счете, развлекая, удовлетворяя любознательность, воодушевляя, убеждая и призывая к действию — в зависимости от мотивов выступления. Цель речи является основным конструктивным элементом, положенным в основу деления речей на развлекательные., информационные,  воодушевляющие, убеждающие, склоняющие к действию. В связи с указанными предпосылками автор отводит в своей работе весьма значительное место вопросам психологии внимания и психологии слушателя вообще. 
 

Заключение

Речь, состоящая  из одних рассуждений, не может удержаться в голове людей, она быстро исчезает из памяти. Но если в ней были картины  и образы, этого не случится. Только краски и образы могут создать живую речь, такую, которая способна произвести впечатление на слушателей. Живое изображение действительности есть душа повинно ораторского искусства.

Ораторская  речь, представляет собой монологический тип речи и имеет функционально-смысловые разновидности: монологическое повествование, монологическое описание и монологическое рассуждение. Применение отдельного типа речи связано с желанием оратора яснее и глубже выразить свою мысль, доказать свою точку зрения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список использованных источников

1. М. Р. Львов, «Риторика», Москва, 1995.

2. Красноречие Древней Руси (IX - XVII вв.). М., 1987.

3. Поль Л. Сопер, «Основы искусства речи», Издательство Агентсва «Яхтсмен», 1995.

4. Риторика. Курс лекций / Под ред. Л.А. Муриной. - Мн., 2002.

Информация о работе Ораторское искусство Древней Руси. Публичная речь