Ораторское искусство в европейской культуре

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 22:58, реферат

Описание работы

B ХVІІ–ХІХ вв. риторику стали понимать как науку об аргументации преимущественно в письменной речи: общественное значение ораторской речи в это время снижается, а значение письменной литературы – богословия, религиозной и политической публицистики, философии, исторической прозы, документа – возрастает. Постепенно развивается частная риторика, в которой формулируются правила создания конкретных видов произведений – судебных речей, проповедей, писем, деловых бумаг, исторических, философских, научных сочинений и т.п.

Содержание

Введение 3
I. Начало европейского ораторского искусства 4
II. Риторика Средневековья 6
III. Риторика в эпоху возрождения 8
IV. Риторика в Новое время 10
Заключение 12
Список использованной литературы 14

Работа содержит 1 файл

ораторское искусство в европейской культуре.docx

— 36.17 Кб (Скачать)

Оглавление

Введение 3

I. Начало европейского ораторского искусства 4

II. Риторика Средневековья 6

III. Риторика в эпоху возрождения 8

IV. Риторика в Новое время 10

Заключение 12

Список использованной литературы 14

 

 

Введение

Ораторское искусство  – это искусство построения и  публичного произнесения речи с целью  оказания воздействия на аудиторию. Подобное толкование ораторского искусства  было принято еще в античные времена. Ораторским искусством называют также  исторически сложившуюся науку  о красноречии и учебную дисциплину, излагающую основы ораторского мастерства.

В античные времена риторика рассматривалась как наука об аргументации в публичной речи, необходимой  при обсуждении вопросов практического  характера. Позже риторика была заимствована римлянами, приспособлена к нуждам римского общества и усовершенствована  не только как устойчивая система  научных понятий, но и как учебный  предмет.

B ХVІІ–ХІХ вв. риторику  стали понимать как науку об  аргументации преимущественно в  письменной речи: общественное значение  ораторской речи в это время  снижается, а значение письменной  литературы – богословия, религиозной  и политической публицистики, философии,  исторической прозы, документа  – возрастает. Постепенно развивается  частная риторика, в которой формулируются  правила создания конкретных  видов произведений – судебных  речей, проповедей, писем, деловых  бумаг, исторических, философских,  научных сочинений и т.п.

Во второй половине XIX века риторика была исключена из системы  образования, а ее место заняло обязательное изучение художественных сочинений  и мнений литературных критиков по различным вопросам общественной жизни.

Современная неориторика  несет в себе возврат к наследию христианской культуры с учетом современного научного знания.

В основании всей европейской  риторики лежит античная риторика. Труды Аристотеля, Цицерона и других авторов античного мира оказали огромное влияние на тех, кто создал риторики в других странах, в том числе и в России.

 

  1. Начало европейского ораторского искусства

Свое начало европейская  риторика получает в Греции, в школах софистов, главной задачей которых  было чисто практическое обучение красноречию; поэтому их риторика заключала много  правил, относящихся собственно к  стилистике и грамматике.

Объективной основой зарождения ораторского искусства как социального  явления стала насущная необходимость  публичного обсуждения и решения  вопросов, имевших общественную значимость. История свидетельствует, что важнейшим  условием проявления и развития ораторского  искусства, свободного обмена мнениями по жизненно важным проблемам, движущей силой критической мысли являются демократические формы правления, активное участие свободных граждан  в политической жизни страны.

Риторика как систематическая  дисциплина сложилась в Древней  Греции в эпоху Афинской демократии. В этот период умение выступать публично считалось необходимым качеством  каждого полноправного гражданина.

Расцвет риторики совпал с  расцветом древней демократии, когда  ведущую роль в государстве стали  играть три учреждения: народное собрание, народный суд, Совет пятисот. Публично решались политические вопросы, вершился суд. Чтобы привлечь на свою сторону  народ (демос), надо было представить  свои идеи наиболее привлекательным  образом. В этих условиях красноречие  становится необходимым каждому  человеку.

Наиболее известными ораторами  Древней Греции были Протагор (ок. 481–411 до н.э.), Платон (427–347 до н.э.), Аристотель (384–322 до н.э.) и др..

В Древний Рим риторика проникает в I веке до н. э..

Римское ораторское искусство  явилось продолжением греческого, и  традиции эллинских ораторов нашли  широкое применение на трибунах Рима. Но вместе с тем оно было новым  этапом в истории развития искусства  устной публичной речи. Характер экономического и политического развития Рима определил  собой и новый тип ораторского  искусства. Риторика находила применение в судах, в сенате, в народном собрании. Кроме того, так же, как и в Греции, существовали приемы, служившие для обучения ораторскому искусству.

Публичная речь была наиболее распространенным жанром в среде образованных людей античности. По месту, занимаемому в искусстве художественного слова древней Эллады, риторика была сопоставима с такими жанрами искусства, как героический эпос или классическая греческая драма. Разумеется, подобное сопоставление допустимо лишь для эпохи в которой эти жанры сосуществовали. Впоследствии, по степени влияния на развитие более поздней европейской литературы риторика, игравшая еще значительную роль в средние века, в новое время уступила место другим жанрам словесности, определившим характер национальных культур Европы на многие века. Надо особо отметить, что из всех видов художественного слова в античном мире публичная речь была наиболее тесно связана с современной ей политической жизнью, социальным строем, уровнем образования людей, бытом, образом мышления, наконец, с особенностями развития культуры народа, создавшего этот жанр.

Наиболее известным оратором в Риме был Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н.э.). Именно Цицерон – главный объект восхищения и подражания для европейской риторики. Он был убежден в том, что любой государственный и общественный деятель должен владеть искусством публичной речи.

Живое слово было и остается важнейшим орудием идеологической и политической борьбы современности. И именно риторическая культура античности лежит в основе гуманитарного  образования Европы со времен Рененсанса вплоть до 18 столетия. Не случайно в  наши дни сохранившиеся тексты речей  античных ораторов имеют не только исторический интерес, а оказывают  мощное влияние на события современности, сохраняют огромную культурную ценность, являясь образцами убедительной логики, вдохновенного чувства и  истинно творческого стиля.

 

 

  1. Риторика Средневековья

Средние века – это тысячелетний период в истории европейской культуры между античностью и Возрождением, эпоха утверждения и торжества христианской веры. Средние века – это «золотой век» духовного красноречия.

Новая социально-экономическая  организация обусловила существенные изменения во всех сферах духовной жизни, в том числе и в риторике.

Господствующим жанром становится церковное красноречие. Церковная  проповедь стала самой распространенной формой устного массового общения. Средневековое ораторское искусство  восприняло основные нормы античной риторики и формальной логики, опыт древних ораторов.

Но окрашенное в религиозные  тона ораторское искусство средневековья  приобрело и новые качества. Видоизменения  связаны были, прежде всего, с появлением абсолютного авторитета в виде религиозной  догмы: о чем бы ни говорил проповедник, он соотносил свои суждения и выводы со Священным писанием. Ссылки на непререкаемый  авторитет, с одной стороны, избавляли  оратора от необходимости использовать углубленную аргументацию, а с  другой – привносило в выступление  элементы схоластики1. Церковная риторика носит ярко выраженный дидактический (поучительный) характер, опирается на жития святых, на рассказы о чудесах, о Страшном суде, содержит призывы к покаянию и к праведной жизни. Но даже в жестких религиозных рамках риторика продолжала развиваться, и немалую роль в этом сыграли, например, еретические движения, направленные против догматов церкви. Важнейшее приобретение риторики в средние века – это умение завладеть чувствами и сознанием людей, влиять на их психику и воображение. Эффективность и действенность ораторской речи в этот период характеризовалась именно этими умениями проповедника. На поприще церковного проповедничества выросли крупные богословские ораторы и проповедники – Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Августин Аврелий (блаженный Августин), Фома Аквинский и другие.

Культура средневековья  выработала довольно строгие правила создания, произнесения и интерпретации текстов, определенные модели поведения. Все речевое поведение человека было жестко структурировано и подкреплено социальными, сословными нормами. В каждом из сословий – в среде духовенства, феодалов и простого люда – сложились свои требования к речевым умениям, от самых простых до довольно сложных.

С появлением средневековых  университетов в 11-12 веках зарождается  университетское красноречие. Шагом вперед по сравнению с богословской риторикой было академическое красноречие, представленное университетской лекцией. Она, хотя и читалась в буквальном смысле этого слова (лат. lectio – чтение, lector – чтец) прямо по книге, все же была обращена к явлениям и фактам реальной действительности, подчинялась законам знания. Позже, в XV – XVI вв., с развитием книгопечатания, читаемая лекция стала активно вытесняться устной, по сути, превратилась в публичное изложение учебного материала и, перенимая достижения красноречия, оформилась в новый жанр риторики.

Исторический опыт средневековья  еще раз подтверждает, что ораторское искусство может развиваться  лишь при наличии свободы слова, свободного обмена мнениями, без чего любая речь тускнеет, гаснет.

 

  1. Риторика в эпоху возрождения

Своим названием культура Возрождения (Ренессанса) обязана главной  идее этого периода – идее возрождения  античных идеалов.

Возрождение античности означало прежде всего возвышение гуманитарного, в первую очередь, светского знания. Смена мировоззренческих и духовных ориентиров обуславливала и перемены в риторике. Эпоха Возрождения  ознаменовалась новым подъемом внимания к риторике, что объяснялось пробуждением интереса к человеку, к его личности и земной жизни.

Риторика сближается с  литературой. Она выходит на первое место, и ораторское искусство становится тесно связано с литературой (поэзией). Поэзия и риторика в эпоху Ренессанса взаимосвязаны. Искусство речи рассматривается как одно из древнейших, от которого пошли другие искусства. Забота о выразительности, красоте, совершенстве языка заставляет поэтов прибегать к богатому риторическому арсеналу. Поэзия, в свою очередь, обогащает риторику и темами, и языковыми средствами. Ода, гимн, элегия, эпическая поэма, характерные для эпохи Возрождения, служат и риторике, пополняя ее набор изобразительно-выразительных средств.

Риторика и музыка, в  понимании этой эпохи, питают друг друга, полезны друг для друга и неразрывно связаны. Если музыка берет у риторики ее приемы, то риторика – мелодику речи.

Развивалось следующие направления красноречия:

  1. Церковное красноречие оказалось потеснено светскими жанрами. Проповедь нередко рассматривалась как образовательная лекция с философскими рассуждениями. Бывало, что духовенство уступало проповедь светским ученым по случаю первой обедни священника или праздника монашеского ордена.
  2. Академическое красноречие продолжало развиваться в университетах и во многом стало близким к ораторскому искусству. Претерпевает серьезные изменения лекция как вид ораторской речи. Особенно украшенными были вступительные лекции новых профессоров или речи в начале курса.
  3. Социально-политическое красноречие, имеющее истоки в античности, расширило сферу своего применения. Речи могли произноситься по различным политическим событиям.
  4. Дипломатическое красноречие сложилось именно в культуре Возрождения. Возник обычай во время торжественных приемов и встреч посланников различных городов и правительств обращаться к ним с пышными приветственными речами, которые могли длиться по часу, если посланник был знатоком и ценителем речей.
  5. Социально-бытовое красноречие развивалось в связи с тем, что появилась мода произносить речи на домашних торжествах.
  6. Военное красноречие времен Возрождения не совсем обычное. Были распространены обращения правителей к воинам перед сражением для внушения мужества и после сражения.
  7. Судебное красноречие особенно ярко выглядит в речах адвокатов, которые умело учитывали особенности аудитории и для достижения своей цели не скупились на всевозможные риторические украшения.
  8. Эпистолярный жанр получил большое распространение, поскольку в эту эпоху на письма смотрели, как на возможность блеснуть своей ученостью, заслужить известность в узком кругу, продемонстрировать свой литературный талант. Часто это было не столько письмо, сколько ученая статья или трактат о каком-нибудь предмете. Родоначальником подобного жанра считают Петрарку.

Эпоха Возрождения стала  настоящим триумфом в развитии риторики, что объяснятся возрождением античного  идеала человека.

Риторический ренессанс  связан с  такими именами, как Данте, Петрарка, Латини, Бруни. Создатели  новой поэзии считали, что занятия  языком необходимы в целях формирования личности. Кумиром итальянского Возрождения  стал Цицерон – оратор, писатель, философ – сильная динамическая личность.

Кризис риторики начинается вместе с Возрождением, с воскрешением судебного и парламентского, с  появлением торгового красноречия, полемической заостренностью академического, с возникновением «моды» на письменную полемику. Но рост реальных потребностей еще раз обнажает практическую несостоятельность  претензий риторической науки.

 

  1. Риторика в Новое время

Новое время в европейской  культуре охватывает ХVII–ХIХ вв. Оно ознаменовано социальными, политическими, экономическими и духовными переменами и потрясениями в жизни общества.

Новое научное мышление, значительные открытия во всех областях знания, успехи естественных наук и  перемены в общественной жизни привели  к изменениям и в речевой сфере, в том числе и в риторической.

Смена художественных стилей влияла и на риторику в ее взаимодействии с искусством. Изменение научной  парадигмы меняло и отношение  к риторике. Революционные события  ХVIII–ХIХ вв. рождали поколения  новых ораторов. Так, барокко довело до самых больших высот искусство  использования фигур и тропов.

Бурный рост культуры во всех областях, развитие светского мировоззрения, постепенно вытеснявшего богословие, – это наиболее характерные признаки эпохи. В этих условиях красноречие особенно активно стимулировалось, проникаясь светскими мотивами и приобретая социально-политическую направленность. Оно вбирало в себя лучшие достижения античной риторики и одновременно вдохновлялось новыми гуманистическими и демократическими идеалами. Ценится речь, насыщенная мыслью, ясная, точная, логичная, истинная.

В эту эпоху появляется и широко распространяется по Европе новая форма общения людей – салон, в котором утверждается светская риторика – риторика изысканной беседы. Особенно популярны стали салоны во Франции. В этих салонах расцвела риторика загадки, словесной игры, намека, каламбу2; в беседе культивировалась утонченность, в описаниях – красота.

Заметный вклад в развитие риторики внесли европейские писатели и мыслители нового времени: Б.Паскаль, М.Монтень, Ж.Лабрюйер, Ф.Бэкон, И.Гёте, Г.Лихтенберг и др. В их произведениях мы находим много глубоких и тонких мыслей о риторике, полезных советов оратору, точных рекомендаций. Вновь, как и в античные времена, на первый план выдвигается действенность речи, способность оратора увлечь аудиторию, мобилизовать ее на конкретное действие.

Информация о работе Ораторское искусство в европейской культуре