Ораторское искусство в Эпоху Возрождения

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 14:45, реферат

Описание работы

Джорджо Вазари называл возрождением (rinascita) расцвет итальянского искусства и архитектуры в XIV-XVI вв., побудивший его оставить потомкам «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» (1550 г.).
Франческо Петрарка строит концепцию «мрачных веков», усматривая глубокие различия культурной античности и последующей эпохи и связь тесную с новым временем.
Передовые мыслители XVII в. и века Просвещения подчеркивали в культуре Возрождения и ее идеологии светский характер, антиклерикальность и антифеодальную направленность, расценивая Ренессанс как эпоху подготовки свободомыслия и великих успехов разума.

Содержание

Введение 3

Понятие риторики 4
Риторика эпохи Возрождения 7

Заключение 16
Список использованной литературы 17

Работа содержит 1 файл

Риторика распечатано.docx

— 45.91 Кб (Скачать)

«Retorika  est ars ornandi» — «Риторика  есть искусство украшения».

Начиная с середины 16-го века, риторика завоевывает прочные позиции во французском обществе. В 1540 – е гг., при Франциске I,  французский язык становится  государственным, а при Людовике ХIV (царствовал 1661-1714 гг.) риторика стала наиболее влиятельной сферой гуманитарного знания.

Под её  воздействием меняется вся французская литература и публикуется  бесчисленное множество риторических трактатов: «Источники французского красноречия Шабанеля (1612 г.); «Красноречие  для обучения дамы высшего света» Левена де Тамплери (1698 г.); «Искусство речи» Бернара Лами (1675 г.),  Ж.-Б. Кревье со своим знаменитым произведением «Истории о римских императорах» и др.2

Посмотрим, какие требования предъявляет  Бернар Лами в своей книге «Искусство речи» (“L’art du discours”, 1675 г.) качеству разума, необходимые оратору:

«Разум должен управлять преимуществами, данными нам природой. Для  истинного красноречия необходимо иметь ум, наделенный тремя качествами: широтой, живостью, проникающей в суть предмета, освещающий его изнутри во всех подробностях, в третьих, справедливостью: именно он управляет прочими качествами  ума и воображения. Люди с таким умом отбирают то, что достойно высказывания не по совету воображения, в указанное светом разума.»

Далее Бернар Лами вслед за Цицероном выдвигает три стиля  и объясняет их выбор. По его мнению, «слова, произнесенные о великих вещах, делают стиль высоким. Его достигают при помощи фигур речи, а фигуры указывают на влечение сердца. Для того, чтобы их употребление было уместным, уместна должна быть и страсть их породившая. Каждому душевному волнению соответствуют определенные фигуры. Если предмет велик, то его нельзя вообразить без величавого чувства, стиль при этом должен быть оживлен и разнообразен богатыми фигурами и метафорами всякого типа. Если же предмет обычен, то стиль его должен быть прост.

Обычно ораторы говорят,  чтобы прояснить смутные, неясные истины. Это требует распространенного стиля, ведь оратору надо рассеять облака и тучи, за которыми кроется истина. Для того, чтобы истина сделалась доступною неотёсанным людям или людям с рассеянным умом, её стоит преподносить по-разному, а именно, показывать с разных сторон. Речь должна восприниматься с интересом так, чтобы предмет её был ощутим и осязаем. Поэтому ораторы прибегают к общим местам, которые так называются потому, что содержат самые распространенные взгляды, напоминающие нам о предмете речи и позволяющие судить о нём с разных сторон. Ведь если с разных сторон смотреть на предмет, то гораздо проще представить себе то, что о нём можно сказать: представить предмет как вид определенного рода, особенности предмета, определение предмета и перечисление его частей, сопоставить его с другими предметами по принципу сходства или различия (употребляя сравнения и антитезы) увидеть положительные и отрицательные стороны предмета, чтобы возбудить к нему любовь или ненависть, причины и следствия, сопутствующие появлению предмета или обстоятельствам дела. (Цицерон, чтобы обвинить Верреса подробно описывает с иронией и отвращением следы его пороков в Сицилии).3

Чтобы достигнуть сердец слушателей, оратору  необходимы четыре качества: ясность, сдержанность, доброжелательность и скромность.

Ничто так не располагает человека как проявление дружеских чувств к нему. Ведь тем, кто убежден, что  их любят, можно сказать что угодно. Чтобы проникнуть в сердца слушателей, надо работать над тем, чтобы они  изменили свои чувства и прониклись чувством оратора, для этого, не раня истины, нужно отталкиваться от  всего разумного, что есть в противоположном мнении, похвалить то, что достойно похвалы, но действия этих людей совершены не в том направлении и не в нужном месте.  Для объяснения ошибок лучше всего подходят притчи: оратор рассказывает пагубную историю о других, слушатели видят в них самих себя.  Мы можем заставить людей действовать только в соответствии с движением их страстей: скупому обещать ещё большее богатство, сластолюбцу обещать большее наслаждение, которые таят в себе огромную скорбь. Можно сказать, что страсть – это пружина, находящаяся в душе, если оратору удастся почувствовать эту пружину и научиться управлять ею. Он сможет убедить всякого в чем угодно».

Как мы видим, Лами подходит к речи с позиции единства формы и  содержания, а к оратору – как к мудрецу. Примечательно, что Лами научает приёмам убеждения через проявление дружбы и сдержанности, что весьма необходимо и в наши дни для ведения переговоров при наличии разногласий и нарастания конфликта.

Во времена Людовика ХIV  (и Бернара Лами) ещё более возрастает интерес к риторике: ей посвящают конференции, создаются bureaux d’adresse (почтовые ящики) для различных мнений и суждений о риторике. Искусству риторики обучают в университетах, частных академиях, салонах (например, в салоне Ришелье).

Франция, указанного периода, характеризуется  также разнообразием видов светской риторики: риторика беседы, эпистолярная риторика, риторика портрета, риторика загадки, риторика метаморфозы и  т.д.

Риторика проникает и в придворный этикет. Из искусства речи она превращается в  жизненный кодекс, формируя сознание дворянина и является главным образцом и моделью для подражания  галантного века. Именно с проникновения риторики в этикет связывают появление знаменитой французской галантности.

Риторика  приобретает исключительное положение в связи с рационализмом Декарта и Спиноза, проповедующими жизнь на разумных основаниях, где разум действует при помощи слова.

К середине 17 века во Франции завершается  процесс становления и укрепления централизованной государственной власти, абсолютная монархия достигает апогея своего могущества. Литература, искусство и наука были поставлены под контроль государства.

Здесь хотелось бы остановиться немного на рассмотрении такой влиятельной фигуры, как кардинал Ришелье, который  оказал заметное влияние на духовную жизнь французского народа. В частности, он придавал большое значение пропагандистской и назидательной роли литературы и театра, а особенно театра, который по его мнению оказывал большое воздействие  на общественное мнение. Опекая деятелей культуры, с целью проявления творческой активности, тем не менее, кардинал, стремился препятствовать развитию тенденций слишком вольнолюбивых и реалистически откровенных, с точки зрения правящих кругов, деятелей культуры.

Все эти соображения, побудили Ришелье  в 1634 г. создать Французскую Академию, целью которой было способствование развитию отечественной литературы и родного языка.

Перед Академией стояли задачи:

- составление словаря и грамматики французского языка,

- обсуждение произведений, написанных членами Академии (состав их утверждался лично Ришелье)

- создание безупречных, с точки зрения риторики и стилистики, образцов торжественной прозы.

О том, как государственная власть, в лице Ришелье, использовала Французскую Академию для вмешательства в литературную жизнь и для упорного давления на писателей,  в случае необходимости, ярко свидетельствует знаменитый «Спор о Сиде» Пьера Корнеля, в котором повествуется о допустимой степени свободы драматурга.4

Далее, в 1694 году издается первый Словарь Академии,  а в 1674 году появляется знаменитый трактат Никола Буало «Поэтическое искусство», ставшее на долгие годы руководством для писателей и ораторов. И в нём Буало закрепляет рационалистические принципы Декарта в следующих строчках:

Так пусть же будет смысл всего дороже вам,

Пусть блеск и красоту лишь он дает стихам.

Кроме того, Буало выдвигает правило  трёх единств (места, времени и действия) и незыблемость трёх стилей Аристотеля и Цицерона. Он, как и его предшественники, выдвигая эти принципы, боролся за чистоту французского языка, его ясность и простоту.

Незадолго до появления трактата Н. Буало, Ле Гра в 1671 году объявляет независимость французского языка от латыни:

«Изучать риторику по-латыни означает выучиться плохо говорить по-французски».

Риторика классицизма своей  борьбой за чистоту литературного  языка, против  вульгарности, пошлости, диалектизмов и жаргонов не устарела и в наши дни, как оружие возвышающее оратора и культуру речи.

В конце XVI в. в Англии появляются быстро ставшие популярными «Сад красноречия» Генри Пичема, «Искусство английской поэзии» Джорджа Путтенхема.

В XVIII в. в Англии и Франции, правда, еще появляются, но быстро исчезают из научного обихода риторики Г. Хоума, Дж. Кемпбелла, X. Блера, Батте, Лагарпа, Дюмарсе.

Во всех странах Европы ораторское искусство становится неотъемлемым элементом культуры нового времени, несомненным шагом вперед по сравнению со схоластической риторикой средневековья, выражая классовые интересы поднимающейся буржуазии.

Вот как определяет ораторское искусство французский писатель XVII в. Ж. Лабрюйер: «Красноречие – это дар, позволяющий нам овладевать умом и сердцем собеседника, способность втолковывать или внушить ему все, что нам угодно».

Целая программа действий оратора содержится в высказываниях  французского физика и философа Блеза Паскаля (1623-1662 гг.), высоко ценившего гармонию содержания и формы публичной речи: «Красноречие – это искусство говорить так, чтобы те, к кому мы обращаемся, слушали не только без труда, но и с удовольствием, и чтобы захваченные темой и подстрекаемые самолюбием, они захотели в нее вникнуть. Стало быть, оно состоит в умении установить связь между умами и сердцами наших слушателей и нашими собственными мыслями и словами, а это значит, что прежде всего мы должны хорошо изучить человеческое сердце, знать все его пружины, только тогда наша речь дойдет до него и его убедит. Поставим себя на место тех, кто нас слушает, и проверим на самих себе, верна ли избранная нами форма, гармонирует ли она с темой, производит ли на собравшихся такое впечатление, что они не в силах ей противостоять. Надо, по возможности, сохранять простоту и естественность, не преувеличивать мелочей, не преуменьшать значительного. Форма должна быть изящна, она должна соответствовать содержанию и заключать в себя только необходимое».

Как и в античных риториках, в трудах по ораторскому искусству  эпохи Возрождения и Просвещения вновь уделяется серьезное внимание технике речи, манерам оратора, жестикуляции, мимике.

Леонардо да Винчи считал, что «хорошие ораторы, когда хотят убедить в чем-нибудь своих слушателей, всегда сопровождают руками свои слова, хотя некоторые глупцы и не заботятся о таком украшении и кажутся на своей трибуне деревянными статуями».

Первые признаки кризиса  риторики появились лишь в конце XVIII столетия, а сам ее кризис разразился в середине XIX века.

Кризис риторики начинается вместе с воскрешением судебного и парламентского, с появлением торгового красноречия, полемической заостренностью академического, с возникновением "моды" на яростную письменную полемику. Рост реальных потребностей еще раз обнажает практическую несостоятельность претензий риторической науки.

К началу XIX в. почти повсеместно  риторика в Западной Европе перестает  рассматриваться как наука и  устраняется из сферы образования. Упадок риторики заходит настолько  далеко, что вплоть до наших дней она видится многим людям как  синоним красивой, напыщенной, но малосодержательной речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В эпоху Возрождения и  классицизма риторика перерабатывалась в теорию, применимую ко всякой художественной прозе.

Жёстко-нормативный характер утверждается за европейской риторикой  особенно в Италии, где, благодаря встрече латинского языка учёных и народного итальянского языка, лучше всего находит себе применение теория трёх стилей. В истории итальянской риторики занимают видное место Бембо и Кастильоне, как стилисты.

Только в эпоху Возрождения  заново становится известен Квинтилиан, чьё творчество было утрачено в Средние  века.

Из Италии это направление  передаётся Франции и другим европейским  странам. Создаётся новый классицизм в риторике, находящий самое лучшее выражение в «Рассуждении о красноречии» Фенелона. Всякая речь, по теории Фенелона, должна или доказывать (обыкновенный стиль), или живописать (средний), или увлекать (высокий). Интересные данные для характеристики французской риторики можно найти и в истории Французской академии и других учреждений, охранявших традиционные правила.

Аналогично и развитие риторики в Англии и Германии в  течение всего XVIII века.

Главный результат и основное завоевание Возрождения – утверждение активной человеческой личности, ее оптимистического потенциала и творческих начал, приведшее к множеству великих достижений человечества, удобствам, комфорту и повышению качества жизни, – уже к концу XV в. плохо согласуется с традиционными основами средневековой культуры и жизни, грозит вылиться в острый конфликт с нею и в полный разрыв со средневековым целым.

Все это еще больше усугубляло противоречия ренессансной эпохи, превращая  их в острейший конфликт как внутри самой ренессансной личности, так  и между культурными пластами эпохи, но в то же время Ренессанс являлся толчком для создания новой культуры – культуры Нового времени.

 

Список использованной литературы:

 

  1. Аверинцев С. С. Античный риторический идеал и культура Возрождения // Античное наследие в культуре Возрождения. – М., 1984.
  2. Аннушкин В. И. Первая русская риторика // Знание. – 1989. - № 1.
  3. Антология русской риторики: Учебное пособие / Отв. ред. проф. М. И. Панов. – М., 1997.
  4. Безменова Н. А. Очерки по теории и истории риторики. – М.,1991.
  5. Волков А. А. Основы русской риторики. – М., 1996.
  6. История всемирной литературы: В 9 т. Т. 4. – М.: Наука, 1984.
  7. Кохтев Н. Н. Риторика / Учебное пособие для учащихся 8-11 классов. – М., 1994.
  8. Марченко О. И. Риторика как норма гуманитарной культуры. – М., 1995.
  9. Пастернак Е. Л. «Риторика» Б. Лами в истории французской филологии». – М., 2002.
  10. Рождественский Ю. В. Теория риторики. – М., 1997.

Информация о работе Ораторское искусство в Эпоху Возрождения