Основные особенности красноречия

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 07:35, реферат

Описание работы

Красноречие в Древней Греции рассматривалось как один из видов искусства. Однако в его классификации непосредственная связь проводилась лишь между красноречием, с одной стороны, и поэзией и актерским творчеством– с другой. В высказываниях античных мыслителей можно встретить также уподобления риторики живописи, скульптуре и даже архитектуре.

Работа содержит 1 файл

особенности красноречия реферат.doc

— 101.50 Кб (Скачать)

НАЦИОНАЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ  «БелГУ» 

ИНСТИТУТ  ГОСУДАРСТВЕННОГО  И  МУНИЦИПАЛЬНОГО  УПРАВЛЕНИЯ  
 

КАФЕДРА РУССКОГО ЯЗЫКА И МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ  
 
 
 

  ОСНОВНЫЕ  ОСОБЕННОСТИ   КРАСНОРЕЧИЯ 
 

Реферат

по  русскому языку и культуре  речи  
 
 
 
 

                студента заочного отделения

                1 курса 181151 группы

                Кобзева Е.А. 

                Проверила:

                канд. филол. наук,

                доцент

                  Голева  Н.М. 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

БЕЛГОРОД, 2011

         
Введение
 

      Красноречие в Древней Греции рассматривалось  как один из видов искусства. Однако в его классификации непосредственная связь проводилась лишь между красноречием, с одной стороны, и поэзией и актерским творчеством– с  другой.  В высказываниях античных мыслителей можно встретить также уподобления риторики живописи, скульптуре и даже архитектуре. Но такие высказывания весьма редки и часто неубедительны. Чаще же всего ораторское искусство рассматривалось как родная сестра поэзии и сценического искусства. И если, например, Аристотель в «Риторике» и особенно в «Поэтике», сравнивая красноречие и поэзию, находил нечто общее между ними, то Цицерон в своих публичных выступлениях прибегал к актерским приемам.

      В позднейшие времена также устанавливались  связи между ораторским искусством и поэзией, между красноречием и  актерским творчеством. Например, М. В. Ломоносов в «Кратком руководстве к риторике на пользу любителей красноречия» первостепенное значение придавал именно художественным компонентам публичной речи. Красноречие, по определению Ломоносова, означает «сладкоречие» («красно говорить»). Этим оно «превышает многие искусства», отличается чистотой «штиля», великолепием и силой слова, живо представляющего описываемое, как бы изображающее и поэтому возбуждающее человеческие страсти. Возбуждать и утолять страсти–такова, по утверждению великого ученого, первейшая обязанность оратора.  Об определенной связи поэзии и красноречия писал также В. Г. Белинский в рецензии «Общая риторика Кошанского», где утверждал, что «поэзия входит в красноречие как элемент, является в нем не целью, а средством». Выдающийся русский судебный оратор и теоретик красноречия А. Ф. Кони (1844–1927) много писал об ораторском искусстве как истинном творчестве, не лишенном художественности и даже элементов поэзии. Всецело соглашаясь с толкованием красноречия П. С. Пороховщиковым, Кони писал: «Красноречие – это и литературное творчество, но, в устной форме. Оратор так же, как и поэт, обладает творческим воображением, и разница между ними та, что они к одной и той же действительности подходят с разных точек зрения».

 

1. Ранние классификации   красноречия   

      Разнообразие риторики осознавалось еще в Древней Греции, где она различалась по видам. Основными из них считались:

    • политическая или совещательная речь;
    • судебная речь; 
    • торжественная или эпидектическая речь.

      Кроме этого, в ораторском искусстве выделялось еще надгробное слово, посвященное памяти заслуженной личности, поэтому его произнесение поручалось лишь выдающемуся или хорошо известному оратору. Но, как показывает история древнегреческой риторики, наиболее широкое распространение и общественное влияние имело политическое и судебное красноречие. В нем чаще всего и отличались ораторы.

      Аристотель  различал стили заранее написанной и произносимой (выученной наизусть) речи. Первое, писал он, точна, но суха, лишена аффектов, а вторая, то есть не писанная, о свободно исполненная речь- наиболее актерская, т. е. творческая. Причем о стиле этой речи Аристотель писал, что бывает два ее вида: «один передает характер, другой - аффекты ...». " Автор «Риторики» отмечал неуместность сценических приемов при чтении писанной речи, но они пригодны для живой речи. Аристотель не пояснял, что он подразумевал под "сценическими приемами", но можно допустить, что имелись в виду ораторский жест, мимика, интонация голоса. Действительно, как показывает опыт, внешнее, в том числе в какой-то мере изобразительные проявления ораторского состояния (жестикуляция) естественными кажутся именно в развертывающейся речи, а не при чтении заранее написанного текста публичного выступления.

      Дифференциацией античного красноречия занимался  также Цицерон. В труде «Об ораторе» он писал, что «существует природа красноречия», и связывал их с типами самих ораторов. Какие же это роды? Прежде всего «ораторы велеречивые с возвышенной силой мысли и торжественностью выражений, решительные, разнообразные, неистощимые, могучие, во всеоружие готовые трогать и обращать сердца - и этого они достигали с помощью речи резкой, строгой, суровой, не отделанной и не закругленной, а иные, напротив, - речью гладкой, стройной, и законченной». Другой род «или группа» ораторов, писал Цицерон, это ораторы «сдержанные и проницательные, всему поучающие, все разъясняющие, а не возвеличивающие, отточенные в своей прозрачной , так сказать, и сжатой речи». Между этими двумя родами (группами) ораторов, утверждал Цицерон , есть еще один род – «средний и как бы умеренный род, не применяющий ни тонкой предусмотрительности последних, ни бурного натиска первых: он соприкасается с обоими, но не выдается ни в ту, ни в другую сторону, близок им обоим, или, вернее говоря, скорее не причастен ни тому, ни другому».

      Далее Цицерон более подробно говорил  об особенностях каждого из трех родов  ораторов. Он высказывал немало любопытных соображений, помогающих разобраться  в особенностях красноречия, которому он придавал весьма важное значение в  общественной жизни. В частности, не безынтересно, что, по определению Цицерона «наилучший оратор тот, который своим словом научает слушателей и доставляет удовольствие, и производит на них сильное впечатление. Учить - обязанность оратора, доставлять удовольствие - честь, оказываемая слушателю, производить впечатление необходимо». Цицерон считал правомерной «украшательскую» речь, был убежден в том, что "истинно красноречив тот, кто умеет говорить о будничных делах просто, о великих делах величаво, о средних - стилем промежуточным между обоими". Иначе говоря, Цицерон требовал соответствия формы ( стиля, как он писал) и предмета, а значит, содержания - ораторской речи. И это положение, как это очевидно для непредубежденного человека, не противоречит научному подходу к сущности красноречия.

      Однако  цицероновская классификация ораторского  искусства идеалистична, так как  в ней фактически игнорируется предмет  красноречия. Согласно цицероновской  концепции, не предмет и тема публичной  речи определяют ее характер, ее видовую  особенность, а сама манера ( стиль) этой речи играет решающую роль для ее предмета. Кроме того, Цицерон исходил не из объективно сложившихся форм и приемов риторики, а из личности оратора.

      У истоков европейской философской  и риторической культуры стоял человек, жизнь и деятельность которого оказали колоссальное влияние на ее становление и современный облик. Это был величайший философ античности, учитель знаменитого Платона — Сократ, живший в Афинах в 470—399 гг. до н. э. Не оставив после себя ни одного написанного им самим текста, Сократ утверждал свой новый подход к познанию и обобщению действительности лишь в беседах со своими учениками. О том, как действовало на окружающих слово Сократа, свидетельствует Платон: «Когда я слушаю его, сердце у меня бьется гораздо сильнее, чем у беснующихся корибантов (Корибанты— в греческой мифологии божества малоазийского происхождения, спутники и служители Великой матери богов Реи-Кибелы; их культ отличался оргиастическими танцами и экстатичной музыкой), а из глаз моих от его речей льются слезы; то же самое, как я вижу, происходит и со многими другими,— говорит юный "Алкивиад.—...Этот Марсий (Марсий — в греческой мифологии сатир или силен, древнее божество, достигшее необычайного мастерства в игре на флейте. Алкивиад сравнивает Сократа с сатиром Марсием — и по внешнему сходству, и, главное, по воздействию его речей, обладавших божественной властью напевов флейты козлоногого: «Ты же ничем не отличаешься от Марсия, только достигаешь того же самого без всяких инструментов, одними речами»)  приводил меня часто в такое состояние, что мне казалось — нельзя больше жить так, как я живу... Я испытываю сейчас то же, что человек, укушенный гадюкой... Я был укушен сильнее, чем кто бы то ни было, и притом в самое чувствительное место— в сердце, называйте как хотите, укушен и ранен философскими речами, которые впиваются в молодые и одаренные души сильней, чем змея, и могут заставить делать и говорить все, что угодно» (Платон. Диалог «Пир»).  

        Искусство красноречия — это «некое умение увлечь души словами», говорит Сократ в диалоге Платона «Федр». По мнению философа, именно оно указывает единственный истинный путь к воздействию на людей. «Даже знающий истину не найдет помимо меня средства искусно убеждать» — так заявляет красноречие о себе самом в этом диалоге.  

        В чем же состояла странная, поражавшая современников сила сократовской речи? Слово Сократа обладало страстной устремленностью к смыслу, к истине. Оно несло пафос познания смыслового устройства мира, отражая напряженность человеческой мысли на путях проникновения в скрытую от поверхностного взгляда духовную, смысловую структуру сущего. Провидеть загадки, поставленные человеку для разрешения, разгадывать их, рассуждая вслух, учить этому других, вовлекая их в эту захватывающую работу, нащупывать и показывать смысловые пути от мысли к слову — вот что умел Сократ, вот в чем состояло его. призвание, его гений, его «демон», как сам философ определял свой духовный порыв, никогда его не оставлявший.

       

2. Современная классификация красноречия

      Ораторское  искусство уже в античности не было однородным. Красноречие стало  еще более многообразным в XX столетии и продолжает дифференцироваться в  наше время.

      Перейдем  к самой классификации ораторского  искусства, как она нам представляется. Начнем с самих терминов «ораторское искусство» и «красноречие». Первый из них - античного происхождения и означает публичную речь, то есть слово, обращенное к массе люден. В античные времена не любой публично выступавший с речью заслуживал титула «оратора». Что же касается второго термина – «красноречие» (или «краснословие»), – то он чисто русского происхождения и означает говорить привлекательно, красиво, красно, убедительно (см. «Толковый словарь» Вл. Даля).

      Пользуясь терминами «ораторское искусство» и «красноречие», мы подразумеваем одно и то же: они - синонимы. Между тем А. Ф. Кони проводил определенную грань между ними, писал, что под красноречием надо «разуметь дар слова, волнующий и увлекающий слушателей красотою формы, яркостью образов и силою метких выражений». Что же касается ораторского искусства, то оно, как считал Кони, есть умение говорить грамотно, убедительно. Ораторству можно учиться, а красноречие – природное дарование, развиваемое трудом, – таково убеждение этого блестящего практика и теоретика красноречия.

      Не  вдаваясь пока в разбор взаимосвязи  приобретаемых знаний и природного дара в искусстве публичного слова, мы хотим сказать, что «ораторство» и «красноречие» означают сложное  интеллектуально-эмоциональное творчество публичной речи.

      Переходя  к родовой и видовой классификации рассматриваемой общественной практики, попробуем представить ее схематически или в виде таблиц.

 А. Род красноречия  Б. Вид красноречия
 I. Социально- политическое красноречие  Отчетный  доклад на собрании (конференции, съезде).

 Доклад на социально- политические и политико-экономические темы

 Политическая  речь.

 Дипломатическая речь.

 Военно-патриотическая речь.

 Политическое  обозрение.

 Митинговая  речь.

 Агитаторская  речь.

 II. Академическое красноречие  Лекция вузовская.

 Научный доклад.

 Научный обзор.

 Научное сообщение или информация

 III. Судебное красноречие  Прокурорская, или обвинительная, речь.

 Общественно-обвинительная  речь.

 Адвокатская, или защитительная, речь.

 Общественно-защитительная  речь.

 Самозащитительная речь обвиняемого.

 IV. Социально-бытовое красноречие  Юбилейная, или похвальная, речь.

 Застольная  речь - тост.

 Надгробное  слово, или поминальная речь.

 V. Богословско-церковное красноречие  Проповедь.

 Речь  на соборе.

 

      Порядковая  последовательность здесь аргументируется  той ролью, которую перечисленные роды и виды красноречия играют в общественной жизни. Как видно из этой таблицы, род в ораторском искусстве - это более или менее установившийся раздел красноречия, в какой-то мере характеризующийся общностью предмета, его устно-публичного разбора, оценки и особенностью их ближайших целей. Но более определяющим здесь является способ и форма монологической речи. Что же касается вида, который можно было бы определить и как жанр ораторского искусства, то оп в пределах рода является дальнейшей дифференциацией по еще более конкретным признакам публичной речи. Причем в первых двух родах красноречия их предметы (тематика) не всегда поддаются четкой разделительной характеристике.

Информация о работе Основные особенности красноречия