Появление и развитие языкознания. Эмпиризм и рационализм

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 19:31, доклад

Описание работы

Говоря о языкознании XIX в., мы подразумеваем только наш европейско-американский мир, т.е. мир, переживший свой XIX век, так как даже китайцы, японцы и мусульманские народы, не говоря уже о племенах, до сих пор не принимавших участия в умственной жизни всего мира, сейчас еще не перешли из XIX в. в XX. Итак, только здесь, на американско-европейской почве, у этого творческого и передового поколения развилось подлинное языкознание как познание и научное исследование языка, т. е. человеческой речи во всей ее полноте.

Работа содержит 1 файл

доклад Языкознание в эпоху эмпиризма и рационализма .docx

— 21.24 Кб (Скачать)

   Появление и развитие языкознания. Эмпиризм и рационализм 

   Развитие  наук и их применение достигло в эпоху Возрождения невиданных успехов и шло все более ускоренным темпом. Языкознание также стало самостоятельной наукой

   Говоря о  языкознании XIX в., мы подразумеваем  только наш европейско-американский мир, т.е. мир, переживший свой XIX век, так  как даже китайцы, японцы и мусульманские  народы, не говоря уже о племенах, до сих пор не принимавших участия  в умственной жизни всего мира, сейчас еще не перешли из XIX в. в XX. Итак, только здесь, на американско-европейской  почве, у этого творческого и  передового поколения развилось  подлинное языкознание как познание и научное исследование языка, т. е. человеческой речи во всей ее полноте.

   В европейских  школах изучали латинский, в некоторых  местах - и греческий, а также национальные языки, и потребность в правильной речи и письме заставляла задумываться над особенностями отдельных  языков. Иностранные языки изучались  и частным образом, вне школы, а для этого нужны были учебники, практические грамматики и словари.

   Помимо этой – чисто практической – стороны  дела, проявлялись также сугубо научные, доставлявшие умственное удовлетворение стремления к углубленному изучению различных языковедческих проблем; старались сопоставлять и сравнивать между собою различные языки  путем составления словарей. Делались также попытки классификации  отдельных языков и групп языков.

Знаменитый философ  и математик конца XVII – начала XVIII века, Лейбниц, обратил внимание на аналогию в языковедческих и естественнонаучных исследованиях и на важность изучения прежде всего живых языков.

Языкознание XIX столетия отражает в себе более новое мировоззрение. Оно окончательно развилось и видоизменилось под влиянием следующих обстоятельств: а) идеи Лейбница открыли перед исследователями языка широкие горизонты; б) метод наблюдения и эксперимента, обычный в естественных науках, нашел частичное применение и в языковедческих исследованиях;

Существовали 2 философии языка - это эмпиризм и рационализм.

Представителями эмпиризма были Ф.Бэкон и Дж. Локк. Они считали, что источником всякого познания является чувственный опыт и язык также необходимо изучать эмпирически, то есть опытным путем. Известны также труды Ф.Бэкона «Новый Органон» и «О достоинстве и усовершенствовании наук». В своих трудах Бэкон выделил 2 типа грамматики: буквенная (эмпирическая) и философская.

Буквенная грамматика служила практическим целям: через изучение языка  она должна была способствовать познанию особенностей душевного склада, нравов и обычаев разных народов. Задачей философской грамматики было изучение отношений между словами и предметами; между словами и мыслями

Представителями рационализма были Р.Декарт и Лейбниц. Они считали, что язык необходимо рассматривать с точки зрения логики.

По мнению Декарта грамматика должна опираться  на логику >логика у всех одна > грамматика должна быть единой и всеобщей.

Еще одному основателю рационализма в языкознании –  Лейбницу - принадлежала идея о создании единого рационального искусственного языка как предельно простой  системы элементов и правил. 

   Дедуктивный и индуктивный  способы 

Языкознание XVII в. шло двумя путями: дедуктивным (построение искусственных языков) и индуктивным, связанным с попыткой выявить общие свойства реально существующих языков. Не первым, но самым известным и популярным образцом индуктивного подхода стала так называемая грамматика Пор - Рояля, впервые изданная в 1660 г. В основе были идеи философского рационализма Р. Декарта.

Женский монастырь  Пор - Рояль в те годы был центром передовой мысли, с ним был связан круг ученых, в который входили и авторы грамматики. Авторы грамматики исходили из существования общей логической основы языков, от которой конкретные языки отклоняются в той иной степени. Суть грамматики заключалась в том, что все знаки языка подразделяются на: знаки, обозначающие предметы мысли (существительные, артикли, причастия, местоимения, наречия) и знаки, обозначающие манеру развития мысли (глаголы, союзы, междометия).

   Другой, дедуктивный  подход к языку нашел в XVII в. отражение  в популярных долгое время попытках конструирования искусственного «идеального» языка. Интерес к этим вопросам проявляли многие крупнейшие мыслители этого века: Ф. Бэкон, Р. Декарт, Я. А. Коменский, позже Г. В. Лейбнис Особенно активно этим занимались в Англии. Они исходили из двух постулатов. Во-первых существование множества языков — большое неудобство, которое необходимо преодолеть. Во-вторых, каждой вещи от природы соответствует правильное имя, отражающее ее сущность. Поиски всемирного языка тесно были связаны с поисками единой связующей мировой гармонии.  Когда идея создания мирового языка отошла на второй план (что произошло уже с начала XVIII в.), все упомянутые проекты забыли. 

Информация о работе Появление и развитие языкознания. Эмпиризм и рационализм