Правила эффективного слушания

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 19:10, доклад

Описание работы

Вербальное общение состоит из двух процессов – слушания и говорения. Мы привыкли считать, что общение – это прежде всего разговор и молчаливого человека называем необщительным. Это представление является одним из основных стереотипов восприятия. В действительности хорошим собеседником считается тот человек, который умеет слушать.

Работа содержит 1 файл

правила эффективного слушания.docx

— 17.62 Кб (Скачать)

       Министерство  образования и науки Российской Федерации

       Государственно  образовательное учреждение

       Высшего профессионального образования

       «Государственный  университет управления»

       Институт  туризма и развития рынка 
 
 
 

       Доклад

       На  тему:   «Правила эффективного слушания» 
 
 
 
 
 
 

       Выполнила: Югай Виктория ГТБ 1-2      

       Проверила: 
 
 

       Москва 2011

       Вербальное  общение состоит из двух процессов  – слушания и говорения. Мы привыкли считать, что общение – это прежде всего разговор и молчаливого человека называем необщительным. Это представление является одним из основных стереотипов восприятия. В действительности хорошим собеседником считается тот человек, который умеет слушать.

       Причем  есть огромная разница между тем, слышим мы нашего собеседника или  его слушаем. Путать эти понятия  нельзя: если мы слышим голос собеседника, но не вникаем в содержание его  речи, то это будет означать, что  мы слышим, а не слушаем собеседника. Слушать же – значит не только вникать  в содержание речи собеседника, но и  воспринимать истинное сообщение, которое  может быть скрытым, вдумываться  в слова собеседника, анализировать  состояние собеседника и причины, толкнувшие его на то или иное высказывание.

       Люди  слушают что-либо с разной целью. Прежде всего они хотят получить новую смысловую информацию. Таково слушание лекции, доклада, информации по радио и телевидению, выслушивание делового партнера и т.д. Нередко слушают и для получения эмоциональной, эстетической информации. Таково слушание стихов, художественной прозы.,музыки.

       По  способу осуществления различают  два вида слушания: рассеянное, пассивное (нерефлексивное), когда человек чем-либо отвлечён, и сосредоточенное, активное (рефлексивное), когда предельно включены механизмы внимания.

       Уметь слушать -- одно из самых сложных коммуникативных явлений, непосредственно относящихся к культуре общения.

       Нерефлексивное слушание не всегда бывает уместным. Ведь молчание можно принять за знак согласия. Поэтому честнее сразу прервать собеседника, открыто высказать свою точку зрения, чтобы впоследствии избежать недоразумений.

       Рефлексивное слушание заключается в активном вмешательстве в речь собеседника, в оказании ему помощи выразить свои мысли и чувства, в создании благоприятных условий для общения.

       Важно уметь выбрать вид слушания, наиболее уместный в данной ситуации общения.

       Слушать в нашей жизни не менее важно, чем говорить: через слух человек  получает примерно 25 % всей информации об окружающем мире. Однако экспериментальные исследования психологов показывают, что большинство людей не обладает навыками эффективного слушания и воспринимает речь собеседника лишь поверхностно (если воспринимает вообще). И лишь 10% людей обладают умением слушать собеседника, вникать в сущность сообщения и лежащие за этим сообщением чувства и мысли. Интересно, что лучшими способностями к слушанию обладают женщины, мужчины же более склоны слушать самих себя и часто перебивают собеседника, рассматривая беседу как возможность «себя показать», как некое соревнование.

       Почему  же мы не слушаем, хотя умение слушать  может дать нам возможность узнать новую информацию, не говоря уже  о том, что оно способно раскрыть нам внутренний мир собеседника? Причины этого довольно тривиальны:

       Мы  не хотим тратить на выслушивание собеседника время и силы.

       Мы  не слушаем, если у нас сложилось  непоколебимое мнение по вопросу, о  котором идет речь.

       Мы  не слушаем, если считаем себя специалистами  по рассматриваемой проблеме.

       Мы  не слушаем, если боимся критики в  свой адрес (а именно критику и  нужно слушать самым внимательным образом).

       И, наконец, мы не слушаем просто потому, что нас этому не научили.

       Познакомьтесь с основными "правилами" слушания собеседника. Они изложены Иствудом Атватером в книге " Я вас слушаю..." (М., 1989г.)

       Не  принимайте молчание за внимание.

       Если  собеседник молчит, то это не значит, что он слушает. Он может быть погружен в собственные мысли.

       Будьте  физически внимательны.

       Повернитесь лицом к говорящему. Поддерживайте с ним визуальный контакт, убедитесь в том, что ваша поза и жесты говорят о том, что вы слушаете.

       Не  притворяйтесь, что слушаете.

       Это бесполезно: как бы вы не притворялись, отсутствие интереса и скука неминуемо проявятся в выражении лица и жестах.

       Дайте собеседнику время высказаться.

       Сосредоточьтесь на том, что он говорит. Старайтесь понять не только смысл слов, но и выводы собеседника.

       Не  перебивайте без надобности.

       Большинство из нас в социальном общении перебивают друг друга, делая это подчас неосознанно. Руководители чаще перебивают подчиненных, старшие -- младших, чем наоборот. Мужчины перебивают чаще, чем женщины. Если вам необходимо перебить кого-нибудь в честной беседе, помогите затем восстановить прерванный вами ход мыслей собеседника.

       1.Не  принимайте молчание за внимание.

       Если  собеседник молчит, то это не значит, что он слушает. Он может быть погружен в собственные мысли.

       2.   Будьте физически внимательны. 

       -Повернитесь  лицом к говорящему. Поддерживайте с ним визуальный контакт, убедитесь в том, что ваша поза и жесты говорят о том, что вы слушаете.

       3. Не притворяйтесь, что слушаете.

       -Это  бесполезно: как бы вы не притворялись, отсутствие интереса и скука неминуемо проявятся в выражении лица и жестах.

       4.Дайте  собеседнику время высказаться. 

       5.Сосредоточьтесь  на том, что он говорит. Старайтесь  понять не только смысл слов, но и выводы собеседника. 

       6.Не  перебивайте без надобности.

       Большинство из нас в социальном общении перебивают друг друга, делая это подчас неосознанно. Руководители чаще перебивают подчиненных, старшие -- младших, чем наоборот. Мужчины перебивают чаще, чем женщины. Если вам необходимо перебить кого-нибудь в честной беседе, помогите затем восстановить прерванный вами ход мыслей собеседника.

       7.Не  делайте поспешных выводов. 

       -Это  один из главных барьеров эффективного  общения. Воздерживайтесь от оценок  и постарайтесь понять точку  зрения собеседника или ход  его мыслей до конца. 

       8.Не  будьте излишне чувствительны  к эмоциональным словам.

       Слушая  сильно взволнованного собеседника, будьте осторожны и не поддавайтесь воздействию  его чувств, иначе можно пропустить смысл общения.

       9.Убедитесь,  что нет неясностей и недопониманий.

       Если  собеседник уже высказался, повторите  главные пункты его монолога своими словами и поинтересуйтесь, то ли он имел в виду.

       10. Не заостряйте внимание на  разговорных особенностях собеседника. 

Информация о работе Правила эффективного слушания