Приемы речевого воздействия при проведении внеклассных мероприятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 13:28, курсовая работа

Описание работы

Любой вид словесного творчества характеризуется поиском наиболее точного, емкого, зримого слова. Особенно это важно для учителя, который пользуется словом не только в целях технологической передачи знаний, но и для воздействия на другого человека, в первую очередь на ребенка, на его чувства, поведение, качества характера и пр. Общеизвестно, что в своей повседневной профессиональной деятельности педагог зачастую предпочитает прямо выражать, демонстрировать цель своего воздействия. Тем не менее, практика показывает, что прямые назидания, нравоучения, требования не способствуют установлению контакта с ученическим коллективом, мешают достижению желаемого результата в общении.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………..…………………..3
Глава I. Специфика внеклассных мероприятий…………………………………………
§ 1. Организационная специфика………………………………………………………………
§ 2. Речевая специфика……………………………………………………………………………….
Глава II. Речевое воздействие на внеклассных мероприятиях……………………
§ 1. Способы и средства речевого воздействия…………………………………………..
§ 2. Специфика приемов речевого воздействия при проведении внеклассных мероприятий…………………………………………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………………………………………………………
Список использованных источников и литературы……………………………………..

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 94.00 Кб (Скачать)

Место проведения определяется количеством  участников, формой мероприятия, требованиями к материальной базе и т.п. (кабинет  информатики, актовый зал, спортзал и т.п.).  
План проведения занятия включает в себя описание содержания, методов воспитания и может представлять собой как подробное, последовательное изложение сценария, так и тезисный план. При моделировании хода занятия нужно учитывать его продолжительность и структуру. Внеклассное занятие может быть от 15-20 мин для младших классов до 1-2 ч для учащихся среднего и старшего возраста. 

Чтобы сохранить интерес и внимание учащихся, мероприятие должно проходить  организованно, динамично, без пауз. Многое зависит от ведущего, его подготовленности, эрудиции, способности быть хорошим организатором, проявлять находчивость и гибкость в неожиданных ситуациях, расположить к себе слушателей, установить с ними контакт.

 

 

 

 

 

Глава II. Речевое воздействие на внеклассных мероприятиях

 

Речевое воздействие  при проведении внеклассных мероприятий  можно разделить на два типа: направленное на массового адресата и направленное на конкретного ученика. Это деление  весьма условно, так как большинство  приемов речевого манипулирования обращено одновременно и на учеников (например, для привлечения или удержания внимания, для формирования нужного мнения), и непосредственно на ученика (например, с целью получить от него необходимую реакцию).

 

§ 1. Способы и средства речевого воздействия

Самой большой  воздействующей силой обладает та информация, которая подается неявно. Скрытая  информация обладает целым рядом  преимуществ перед информацией  явной:

    • она не осознается адресатом и, следовательно, не подвергается критической оценке;
    • процесс извлечения скрытой информации происходит в подсознании объекта воздействия, поэтому она не воспринимается как полученная извне;
    • за такую переданную информацию автор редко несет ответственность.

Далее мы рассмотрим наиболее типичные приемы скрытого воздействия при проведении внеклассных мероприятий, которые встретились нам в анализируемом материале.

Пожалуй, самыми распространенными лексическими приемами речевого воздействия на учеников являются апелляция к авторитетам или  введение эксперта: «Но одно уже ясно, признают ученые…»; апелляция к фонду общих знаний: «Вы что, не читали книгу…?», «Бытует мнение, что все события». Принцип действия этих приемов сходен: никто не станет спорить с мнением аналитиков, экспертов, ученых, с тем, что известно и понятно всем. Так нередко спорные утверждения, которые сложно доказать, преподносятся как истинные (ведь неясно же, какие аналитики, эксперты и т. д.).

Еще одним лексическим  приемом речевого воздействия, который  лежит на поверхности, является тактика  навешивания ярлыков. Навешивание ярлыков – очень эффективный манипуляционный прием, хотя и неприемлемый с точки зрения оптимизации общения. Достаточно использовать различные по тону определения, которые могут создать негативный образ. В этом случае, если ученики восторгаются не одобряемыми в обществе поступками, но с их точки зрения отважными, такая тактика в целом может быть оправданной. В одном из внеклассных занятий нам встретился пример очень профессионального внедрения в сознание учеников негативного представления об обсуждаемом человеке с помощью косвенного навешивания ярлыков. Применения определений «дешевые поступки» или «слова, рассчитанные на публику», как бы заставляют задуматься учеников и заново переосмыслить свою позицию. При том, что этот прием достаточно жесткий, его эффективность и доступность применения достаточно высока, но она должна также быть подкреплена авторитетом учителя.

Логико-риторическим приемом языковой манипуляции может  быть использование скрытого базового утверждения. Нередко этот прием можно встретить в начале выступления или задания некой проблемы. Например, «на вас смотрят не только ваши одноклассники». Пресуппозиция на учеников смотрят только одноклассники, что определенным образом характеризует участников обсуждения. Говорит им о том, что они являются примером, а также, что они являются объектом внимания. Заметим, что чаще всего во время внеклассных мероприятий, как правило, используется сразу несколько приемов речевого воздействия.

Серьезным воздействующим потенциалом обладает логико-риторический прием, построенный на противопоставлении «свои – чужие».

Как правило, учитель  не противопоставляет себя ученикам, а наоборот  идентифицирует себя с ними, тем самым создавая образ  «мы», проблема же, с которой они  борются, становится «чужим», то есть врагом, которого надо победить. В этом случае учитель апеллирует к ученикам «нам необходимо сделать, решить…».

Введение исторических параллелей. В данном случае этот прием  используется с целью доказать ученикам ошибочность их суждений. Похожим действием обладает и прием сравнения. Такому доказательному аргументу трудно что-либо противопоставить, потому что историей подтверждено, что кто-то в такой же ситуации поступил по-другому, и это имело успех. Ученикам, как правило, ничего не остается, кроме как согласиться (…Мы с вами согласны). Отметим, что аргументация сама по себе является приемом речевого воздействия (но не манипуляции). В этом случае, как правило, тон мероприятия официальный и здесь уместно именно доказательная база.

 

§ 2. Специфика приемов речевого воздействия при проведении внеклассных мероприятий

Первое, на что  ученики обращают внимание – это  вступительная речь. Выразительная, запоминающиеся речь в начале проведения внеклассного мероприятия, как правило, задает тон всему событию и служит своего рода рекламой, средством привлечения внимания учеников. Одним из наиболее эффективных лексических способов речевого воздействия во время вступительной речи, на наш взгляд, является языковая игра. Цель ее – не передача информации как таковой, а «затруднение понимания, приводящее – среди прочего – к концентрации внимания участников ситуации общения на самом языковом выражении, на границах и возможностях языкового воплощения смысла».

Помимо заглавия, «обращением» к ученикам являются предисловия, которые являются необходимым элементом при построении вступительной речи. В них, как правило, даются сведения о месте и времени проведения мероприятия, о цели, которое преследует данное мероприятие. Это позволяет внести регламент и настроить учеников на определенный ритм проведения. Зачастую предисловия содержат в себе краткие сведения о теме мероприятия. Речевым воздействием на учеников в этих элементах речи очень часто становится намеренное подчеркивание различными лексическими средствами важности, исключительности события.

Самым простым и частотным  приемом речевого давления является упоминание об эксклюзивности мероприятия. Иногда с целью поддержания ученического интереса учителя используют в предисловиях лексические единицы с семантическим  компонентом «узнать что-то, что скрывается, утаивается», «достигнуть чего-то» и т.п.

Теперь рассмотрим наиболее типичные приемы речевого воздействия  учителя на ученика.

Часто внеклассное мероприятие  строится на основе диалогической формы. Для построения успешной коммуникации учителю приходится осуществлять выбор тональности общения. Как отмечает О. С. Иссерс, выбор тональности (или кода, по терминологии автора) обладает ресурсом воздействия. Как кажется на первый взгляд, самой оптимальной тональностью для внеклассного мероприятия как публичного диалога является официальный тип общения.

Действительно, в большинстве  проанализированных нами внеклассных  мероприятий код общения официальный: обращение к учителю по имени-отчеству и на «вы», исключение из речи нецензурных  слов и выражений, жаргонизмов и т. д. Однако на некоторых внеклассных мероприятиях со старшеклассниками, то есть рассчитанных  на молодежную аудиторию, все чаще можно встретить полуофициальный, неофициальный и даже фамильярный тип речевого общения. В этом случае стираются статусно-ролевые границы и общий ход мероприятия приобретает дружескую тональность.

Компетентному учителю путем  снижения уровня официальности общения  удается войти в доверие к  ученикам и добиться от него необходимых  реакций (в этом и заключается воздействующий потенциал выбора тональности коммуникации).

 


Информация о работе Приемы речевого воздействия при проведении внеклассных мероприятий