Развитие рациональной риторики в XVIII веке

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 04:59, контрольная работа

Описание работы

Толковые словари определяют риторику как науку и искусство красноречия, убеждения словом. В наши дни она расширила сферу влияния, охватив разнообразные области общения -от публичного, официального, научного и делового до бытового, обиходного, как устного, так и письменного. В XX в. в теории и практике речи усилились тенденции культуры речи, стилистическая дифференциация, требования языковой нормы, чему способствовало возникновение и интенсивное развитие новых научных направлений: теории речи, общения, массовой коммуникации, социолингвистики, функциональной стилистики, грамматики и др.

Содержание

План: 1) Введение.
2) Развитие рациональной риторики в 18 веке.
3) Заключение.
4) Список используемой литературы.

Работа содержит 1 файл

риторика контрольная работа..docx

— 38.14 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию.

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования.

«Читинский  государственный университет» 
 

Контрольная работа

По  дисциплине « РИТОРИКА»

Тема  «Развитие рациональной риторики в XVIII веке» 
 
 
 
 
 
 

                                                                            Выполнил: студент группы ЮП-11

                                                      ФИО: Размахнин А. И.

                                                           Проверила: Жукова А. С. 
 
 
 
 
 
 

Чита 2011 год.

План: 1) Введение.

           2) Развитие рациональной риторики  в 18 веке.

           3) Заключение.

           4) Список используемой литературы. 

1) Введение

Толковые словари  определяют риторику как науку и  искусство красноречия, убеждения  словом. В наши дни она расширила  сферу влияния, охватив разнообразные области общения -от публичного, официального, научного и делового до бытового, обиходного, как устного, так и письменного. В XX в. в теории и практике речи усилились тенденции культуры речи, стилистическая дифференциация, требования языковой нормы, чему способствовало возникновение и интенсивное развитие новых научных направлений: теории речи, общения, массовой коммуникации, социолингвистики, функциональной стилистики, грамматики и др.

Красноречие понимают неоднозначно: это и дар слова - речи актуальной, эмоциональной, логичной, ясной, доходчивой, свободно льющейся, безусловно, правильной, в которой используются все богатства и тонкости языка и опыт, накопленный веками в поэтике, стилистике, ораторстве, и «языковой вкус эпохи» (по В. Г. Костомарову), разумеется.

Любое высказывание определяется ситуацией, потребностями  жизни; они порождают мотивы и  цели; затем говорящий формирует  содержание речи, выбирает форму: монолог  или диалог, грамматическую структуру, лексику, интонации, прогнозирует понимание  слушателем и его реакцию.

Выбор средств  определяет пространство культуры речи на всех этапах внутренней, мысленной, подготовки: мотивации, структурирования содержания, выбора слов и их последовательности, грамматического маркирования, кодового перехода на акустическую, звучащую, речь. Культура речевого общения содержит и этический компонент. Риторика требует осмысленного отношения к речи. Сознательное отношение к слову поможет сделать человека здравомыслящим, способным ладить и договариваться с другими людьми. Как отмечал Б. Шоу, государство - сообщество разумных индивидов, наделенных «божественным даром членораздельной речи», и управляться оно должно с помощью разумных методов, которые основаны не на «команде», приказе, а на убеждении словом. Всякое руководство на любом участке в значительной мере вершится через общение, через контакты с людьми. С древнейших времен люди стремились понять, в чем секрет воздействия живого слова. Врожденный ли это дар или результат длительного, кропотливого обучения и самообразования? Ответ на многие вопросы дает особая наука - риторика.

2) Развитие рациональной  риторики в 18 веке.

Риторические  учения возникали в периоды расцвета цивилизаций: Египет, Индия, Китай, Древняя  Греция, Рим. Но в основе всех риторических учений мы видим и философские  понятия (например, понимание риторического  идеала, поиск истины), и эстетические (пафос, артистизм, изобразительные  средства), и филологические (мастерство языка, логика, стили, фигуры, метафора и т.д.), и прагматические (образование, ораторство, деловой мир, политика).

До начала XVII в. искусство красноречия представлено в России многими яркими именами, но оно носит характерный для  средних веков неконфронтационный характер, воплощается преимущественно в гомилетике и по этой причине вряд ли может рассматриваться как главный объект изучения для общей риторики, если понимать эту науку в точном смысле как учение о языковых средствах переубеждения.  
 Сам термин "риторика" впервые появляется в переводе греческой рукописи "Об образах" в 1073 г., но вплоть до начала XVII в. отсутствуют какие-либо учебники на русском языке. Обучение искусству говорить ведется на основе подражания образцам торжественного и учительного красноречия, практические же наставления разбросаны по различным памятникам .По-видимому, первой оригинальной русской риторикой был учебник, написанный митрополитом Макарием (1617). Примечательно, что этот учебник состоял только из двух книг (разделов) - "Об изобретении дел" и "Об украшении". Тем самым как бы подчеркивается особая роль слова, которая "делам придает и прибавляет силы". В самом конце XVIII в. (в 1699 г.) эта риторика была переработана и дополнена Михаилом Усачевым.  
К началу XVIII в. искусство красноречия, сохраняющего в основном свой неконфронтационный характер, начинает все больше переориентироваться с гомилетики на художественные жанры, и, прежде всего, поэтику. В 1705 г. появляется курс лекций Феофана Прокоповича (1681-1736) "De arte poetica" ("О поэтическом искусстве"), а в 1706 г. - также написанный на латинском языке "De arte rhetorica" ("О риторическом искусстве").  
Первой научной русской риторикой, продолжающей путь мирового развития этой науки, было "Краткое руководство к красноречию" (1747), написанное М. В. Ломоносовым (1711-1765). Как ни стремилось в течение XVII в. общество к созданию академии и заведению “школ”, настоящий перелом в содержании риторики смог произойти только с началом петровских преобразований. Создание основных рукописных риторик, читавшихся и переписывавшихся на протяжении всего XVIII в., удивительным образом сконцентрировано в период с конца XVII в. по 1710 г. В это время написаны много книг “О риторической силе” Софрония Лихуда (пер. Козмы Афоноиверского) (1698 г.), Риторика Михаила Усачева (1699 г.), “Риторическая рука” Стефана Яворского (1698 г., пер. Федора Поликарпова -- 1705 г.), несколько риторик Андрея Белобоцкого (до середины первого десятилетия XVII в.), Риторика Козмы Афоноиверского (1710 г.), Старообрядческая Риторика в 5-ти беседах (1706 - 1712 гг.). Каждое из этих сочинений имеет свои задачи и содержательно-стилистические особенности. Так, сочинение Софрония Лихуда “О риторической силе” вместе с богословскими толкованиями происхождения “слова” при необыкновенной стилевой выразительности охватывает все ситуации политической и семейной речи, ясно указывая, как надо развивать те или иные темы. Риторика Михаила Усачева тяжеловесна в толковании отдельных разделов, но оригинальна в объяснении вопросов обучения ритора: в “науке” человек сначала “удивляется”, а затем “в разум” принимает учение. Исключительно популярны были риторики Андрея Белобоцкого - прежде всего потому, что стремились к универсальной полноте в охвате описываемых предметов: люллианские сочинения претендовали на универсальное знание о любой вещи. В “Науке проповедей” Белобоцкого были изложены все компоненты содержания различных тем церковной речи, а в “Краткой риторике” объяснены основные богословские понятия (Бог, Богородица, пророки, ангелы, святые и т.д.). “Риторическая рука” Стефана Яворского оригинальна краткостью и выразительностью примеров, а в посвящении, адресованном И.А. Мусину-Пушкину, прославляются “учение”, Москва -“жилище муз” и, конечно, “московский орел” Петр Великий, насаждающий науки в своем отечестве. Вершиной риторической украшенности стала Риторика Козмы Афоноиверского, грека, изучившего славяно-российский язык настолько, что во множестве его “прикладов» - примеров воплотились современные и исторические реалии русской жизни, были предложены ясные определения риторической терминологии. Наконец, обучение проповеднической речи ставила целью Риторика в 5-ти беседах, созданная в Выголексинском старообрядческом общежительстве - старообрядцы не только переработали терминологию современных им риторик, но и снабдили описание собственными идеологическими примерами.

Ломоносовский период (II пол.XVIII в. - нач.XIX в.) "Устройством родного языка" Ломоносов занимался всю свою жизнь. Начав с разработки теории русского стихосложения в "Письме о правилах российского стихотворца" в 1739 году, он уже в 1743 году создал первый рукописный вариант русского учебника по риторике, который носил название "Краткое руководство к риторике".

В 1747 году учебник  под названием "Краткое руководство  к красноречию" был напечатан, но тираж издания пострадал во время пожара 4 декабря 1747 года. И  лишь в июне следующего, 1748 года, это  произведение Ломоносова было опубликовано впервые.

До Ломоносова авторами руководств и ученых пособий  по красноречию, как правило, выступали  представители духовенства. Печатались и преподавались руководства  на старославянском или латинском  языках. Ломоносов впервые отступил от этой традиции и написал руководство  к красноречию на русском языке. Это была первая риторика на русском  языке.

У М.В. Ломоносова, оформившего научную классификацию "словесных наук", ясно различены  термины риторика и красноречие. "Риторика есть наука о всякой предложенной материи говорить и  писать…" (1743), а "красноречие есть искусство о всякой данной материи  красно говорить и тем других преклонять к своему об оной мнению" (1747).

Таким образом, риторика - это наука, учение, правила, а красноречие - искусство, способность, умение говорить и писать.

Составленная  на основании классических авторов  и западноевропейских руководств и  дающая в подтверждение общих  положений ряд примеров на русском  языке, книга представляет большой  интерес для логиков, поскольку  искусство красноречия Ломоносов  рассматривает, прежде всего, в связи  с законами мысли, т. е. с законами и правилами логики. "Прежде, нежели покажем мы правила к изобретению  доводов, - пишет он, - должно истолковать  части и сложение из логики".

Для красноречия, по Ломоносову, необходимы, прежде всего, душевные и телесные дарования. К первым относились острый ум и память, а ко вторым - громкий голос, "долгое" дыхание, приятная внешность и осанка. Одним из важнейших требований теории красноречия является знание элементов и структуры публичной речи. Ломоносов предлагает строить речь из четырех частей: вступление, пояснение, утверждение, заключение. Много внимания уделено им логической значимости аргументов, а также средствам усиления эмоциональности речи. Оратор должен влиять и на разум, и на чувства слушателей. Для этого необходимы образность речи, выразительность стиля и убежденность оратора. Чтобы разбудить чувства, нужно глубоко знать "нравы человеческие", учитывать состояние, возраст и пол слушателей.

В книге помещено множество отрывков и даже целых произведений в стихах и прозе, оригинальных и переводных. Выбор этих образцов и примеров был сделан Ломоносовым с замечательным литературным вкусом, что свидетельствует о широком образовании и громадной начитанности автора.

Ломоносов приводит много метких и полезных наблюдений, советов оратору, предвосхитив целый  ряд закономерностей, которые спустя многие десятилетия будут сформулированы филологами. "Краткое руководство  к красноречию" предназначалась  для нужд просвещения. Оно связывало  риторическую систему со стилями  речи. М.В. Ломоносов ратовал за научное  содержание речей, за их богатство и глубину, за то, что придает смысл "сладкоречию".

У данного произведения столько достоинств, что становится понятным восторг современников  и потомков, а, также, то значение, которое  оно приобрело в нашей литературе. Язык, которым была написана книга, настолько стоял выше ему современного, что и сейчас "Риторика" Ломоносова продолжает вызывать восхищение. В  библиографии зафиксировано четыре издания "Риторики", датированных 1748 г., но вышедших в свет в 1765, 1776 и  не ранее 1784 года.

Во-первых, на определение  риторики как искусства убеждать и даже переубеждать. "Красноречие  есть искусство о всякой данной материи  красно говорить и тем преклонить других к своему ". При этом следует отметить, что Ломоносов понимал эффект красноречия как более действенный, чем тот, который "от насильства единого происходит".  
Во-вторых, на пристальное внимание не только к логической аргументации (силлогизмам), но и к психологии доводов, выявлению причин, "...от каких представлений каждая страсть возбуждается ...".  
В-третьих, на ориентацию не только на произнесенное (а потом записанное), но и на письменные образцы публичной речи.  
В-четвертых, на ориентацию формирования национального языка во всем его стилистическом многообразии, прежде всего через художественную речь.  
И наконец, в-пятых, на целый ряд хотя и отдельных, но очень важных наблюдений, касающихся связи между содержанием убеждающей речи (например, силлогизмами) и наиболее эффективной формой ее языковой реализации (например, выбором союза).  
 
Конец XVIII - начало XIX в. характеризуются симптомами приближающегося кризиса общественной феодально-крепостнической системы, первыми попытками социальных реформ. Инициатива их проведения обычно связывается с именем Михаила Михайловича Сперанского (1772-1839). Характерная черта этого времени - нарастающий интерес к конфронтационному красноречию в сферах академической, педагогической, деловой речи. Жизнь властно предъявляет к теоретическому аппарату риторики свои практические требования.

Термин «риторика» в русском языке впервые появляется в переводе греческой рукописи «Об  образех» в 1073 году. А самое раннее из русских руководств, «Риторика  Макария", появилось в начале XVII столетия.

Ломоносов дает следующее определение риторики: «Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и  тем преклонять других к своему об ней мнению. Предложенная по сему искусству  материя называется речь или слово». Следовательно, по Ломоносову, риторика есть искусство убеждения.

Риторика М.В. Ломоносова состоит из трех частей:

· «О изобретении»,

· «О украшении»,

· «О расположении».

Вот как он обосновывает построение своей книги:

«Риторика есть учение о красноречии». В сей науке предлагаются правила трех родов. Первые показывают, как изобретать, что о предложенной материи говорить должно; другие учат, как изобретение украшать; третьи наставляют, как располагать надлежит, и посему разделяется Риторика на три части - на изобретение, украшение и расположение».

Основные теоретические  положения риторики в книге М.В. Ломоносова сопровождаются цитатами из сочинений знаменитых писателей  Древней Греции и Древнего Рима, Средневековья, эпохи Возрождения  и Нового времени, данными в авторском  переводе. Много в учебнике примеров, написанных самим Ломоносовым, в  том числе стихотворных.

В «Кратком руководстве» Ломоносов дает следующее определение  риторики:

«Красноречие  есть искусство о всякой данной материи  красно говорить и тем преклонять других к своему об иной мнению».

Следовательно, по Ломоносову, риторика есть искусство  убеждения.

Именно М.В.Ломоносов  утвердил в употреблении термин «красноречие», выбрав его из длинного ряда синонимов.

Интересно, что  М.В. Ломоносов различал термины:

· риторика - «наука», «учение», «правила»,

· красноречие - «искусство», умение «красно говорить», а также тексты словесности.

«Краткое руководство  к красноречию» издавалось при жизни  Ломоносова не менее трех раз. Все  позднейшие русские риторики основывались на этом труде М.В. Ломоносова. Многие высказывания Ломоносова современны и  сегодня.

Так, например, для  красноречия, по Ломоносову, необходимы, прежде всего, дарования

Информация о работе Развитие рациональной риторики в XVIII веке