Риторика Аристотеля

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 17:51, контрольная работа

Описание работы

Греция IV в. дала плеяду блестящих ораторов. Начало культивирования устного слова было положено софистами, которые, будучи сами выдающимися мастерами красноречия, обучали и других этому искусству. Они основали школы, где за плату каждый желающий мог узнать правила построения речи, надлежащей манеры ее произнесения, эффектной подачи материала. В Афинах, центре культурной жизни Эллады, все видные политические деятели были превосходными ораторами. Свободно владел словом Перикл; его речи, целенаправленные и убежденные, с точными и образными сравнениями производили на слушателей огромное впечатление.

Работа содержит 1 файл

дз Риторика Аристотеля.doc

— 61.00 Кб (Скачать)

      "Я  называю энтимемой риторический  силлогизм, а примером   риторическое  наведение: ведь и все ораторы  излагают свои доводы, или приводя   примеры, или строя энтимемы, и  помимо этого не пользуются  никакими способами   доказательства".

    Особое внимание автор "Риторики" обращает на различие между  энтимемами двух   видов: диалектическими  и риторическими, в которых  посылки имеют общий,   универсальный  характер, с одной стороны, и  с другой, энтимемами частного   характера.

        Для характеристики первых Аристотель  использует понятие топа, или   общего места. "В них, - пишет  он, - мы говорим общими местами,  топами". В энтимемах частного  характера посылками служат суждения, относящиеся к   отдельным видам  явлений и конкретных событий. Хотя знание последних   способствует лучшему пониманию конкретных, специальных наук, тем не менее   знание топов и основанных на них силлогизмов позволяет, во-первых, выявить   связь между общим и частным, во-вторых, умело их использовать в качестве    общепризнанных средств убеждения.

      Такова  в общих чертах аристотелевская   концепция риторики, опирающаяся  скорее на логику, чем на   философию  и диалектический метод в сократовско-платоновском понимании этого   термина. В  отличие от Платона диалектика для Аристотеля означает анализ всех   несиллогистических форм рассуждения, в частности аналогии и индукции.

        Убедительность речей в огромной  степени зависит от эмоциональной  природы людей   или, как  говорит Аристотель, от их страстей. Под влиянием страстей возникает   или исчезает доверие людей, с ними же связано изменение их решений по   различным вопросам, чувство удовольствия и неудовольствия, выражающееся в   гневе, сострадании, страхе и т. п. Поскольку именно страсти часто оказывают   решающее влияние на поведение людей, то Аристотель всю вторую часть своей  "Риторики" посвящает скрупулезному исследованию различного рода страстей, а   самое главное тому, как оратор должен воспользоваться ими для достижения   своей цели.

        С эмоциональной стороной речей тесно связан их стиль. Чтобы речь произвела   должное впечатление, стиль должен быть полон чувства, отражать характер и   соответствовать истинному положению вещей. Поэтому о вещах, вызывающих   презрение и негодование, советует великий грек, необходимо "говорить языком   гневающимся, о вещах похвальных с восхищением, а о вещах, возбуждающих   смирение и сострадание, - языком смиренным". Другими словами, истинное положение   вещей диктует соответствующий стиль речи.

      В аристотелевских    сочинениях нашли отражение все важнейшие принципы, на которых основывается   доказательность, эмоционально-психологическая и стилистическая адекватность   публичной речи. Можно с полной уверенностью сказать, что "Риторика" Аристотеля   представляет собой наиболее глубокое и систематическое исследование важнейших   проблем ораторского искусства, в особенности тех, которые связаны с   аргументацией.

      Именно  на этой основе в античном мире сформировалась   аристотелевская традиция, которая, в отличие от платоновской, переносит центр   тяжести с диалога на публичную речь, будь то выступление на форуме, народном  собрании, в судебном заседании. В связи с этим значительно расширились   и обогатились приемы и методы аргументации, а вместе с ними и возможности   самой риторики. Можно поэтому сказать, что Аристотель заложил фундамент   риторической системы, которая получила название классической, и которая на   протяжении свыше двух с половиной тысячелетий принималась в качестве образца   для обучения искусству публичной речи. Более того, идеи Аристотеля  послужили основой для возникновения одного из современных   направлений в теории аргументации, которое его родоначальник бельгийский    философ Х. Перельман назвал "Новой риторикой". Это свидетельствует о том, что   аристотелевская риторика ориентировалась, прежде всего, на логические принципы   убеждения, что придавало ей прочные, надежные основания и обеспечивало   стройность и последовательность в процессе аргументации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Библиографический список

  1. Античные риторики. М., 1978. Античные теории языка и стиля. СПб., 1996.
  2. Аристотель. Соч. в 4 - х т. М., 1976.
  3. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1979.
  4. Лосев А. Ф. История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика. М., 1976.
  5. Аристотель. Риторика. Кн.III//Аверинцев С.С. риторика и истоки европейской литературной традиции. М., 1996
  6. Аристотель и античная литература. М., 1978
  7. Брынская О.П. систематизация основных понятий риторики, данных в трактате Аристотеля "Риторика". М., 1987

Информация о работе Риторика Аристотеля