Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 18:23, реферат
Русская риторика конца 18 – начала 19 века имела традиционную трехчастную структуру – изобретение, расположение, выражение – и рассматривала классический набор предметов риторики: общие места, учение о страстях, периоды, тропы, фигуры и т.п.
Русская риторика IXX, XX века
Современная школьная риторика в России
Риторика ХХ века в Европе.
Министерство образования и науки Российской федерации.
Федеральное 
государственное бюджетное 
Высшего профессионального образования
«Владимирский 
государственный университет 
Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»
(ВлГУ) 
 
Кафедра журналистики. 
 
Реферат по дисциплине « Русский язык и культура речи»
На тему « 
Риторика конца ХIХ, ХХ века» 
 
Выполнил: студент группы
                              
                            
 
 
 
Владимир 2011
Содержание
Русская риторика IXX, XX века
Широкую известность в России получили многократно переизданные курсы риторики А.Ф. Мерзлякова (1809-1828), Н. . Кошанского (1829-1850), К.Зеяенецкого (1846-1852) и др. Исследователи считают первую половину 19 века временем расцвета русской риторики.
Русская риторика конца 18 – начала 19 века имела традиционную трехчастную структуру – изобретение, расположение, выражение – и рассматривала классический набор предметов риторики: общие места, учение о страстях, периоды, тропы, фигуры и т.п.
Характерной особенностью русской риторики, отличавшей ее от всех других риторик, было деление ее на общую и частную. Общая риторика рассматривала общие законы речи, а частная описывала прозу, ее виды и разновидности. Эта традиция русской риторики шла от М.В. Ломоносова и продолжена выдающимися русскими филологами Я.В. Толмачевым, Н.Ф. Кошанским, М.М. Сперанским, К.П. Зеленецким и многими другими.
Во второй половине 19 века начинается постепенный упадок риторики как науки о прозе (деловой, научной, ораторской). Центром внимания филологической мысли становится изучение художественной прозы и поэтических форм речи.
В системе образования появляется новый предмет, получивший название «Теория словесности». Под этим названием выходили школьные нормативные руководства с 70-х годов 19 в. до 20-х годов 20 в. Содержание этих руководств показывает, что обучение филологии в школе постепенно все более ориентируется на исключительное изучение фольклора и художественной литературы. Если в ранние руководства по теории словесности включается изучение прозаических форм речи, таких как документы, «научная проза», то в поздних руководствах, таких как руководство Д.И. Овсянико-Куликовского, все внимание отдается художественной речи».
Новая учебная дисциплина взяла из риторики ряд понятий и даже целых разделов, например, учение о композиции, о стилях речи, о фигурах стиля. Но традиционная трехчастная схема риторики нарушается. Многие вопросы, связанные с изложением изобретения, расположения и выражения, опускаются. Таким образом, как самостоятельная учебная дисциплина риторика ко второй половине 19 века оказалась утраченной.
    Дальнейшее 
развитие курса теории словесности 
приводит к окончательному исчезновению 
из него правил риторики и самого термина 
риторика. Система правил искусства 
речи была окончательно заменена понятиями 
художественной стилистики, поэтики 
и эстетики. Задачей курса теории 
словесности в первой четверти 20 
века становится формирование массового 
читателя художественной литературы. 
Теория словесности как курс, обучающий 
искусству речи, была разрушена, а 
затем и исключена из состава 
учебных дисциплин. Наследником 
теории словесности по существу становится 
стилистика, которая разрабатывала 
учение о видах языка и стиля. 
Наиболее крупными представителями 
этого направления 
После 1917 года делаются попытки возродить риторику как науку об ораторском искусстве, как учение о прозе. В 1918 году в Петрограде был создан «Институт живого слова». Выступая на открытии этого института, А.В. Луначарский говорил: Нужно вернуть человеку его живое слово. «Человек, который умеет говорить, то есть который умеет в максимальной степени передать свои переживания ближнему, убедить его, если нужно выдвинуть аргументы или рассеять его предрассудки и заблуждения, наконец, повлиять непосредственно на весь его организм путем возбуждения в нем соответственно чувств, этот человек обладает в полной мере речью».
В 1919 году ораторское искусство начали преподавать в Коммунистическом университете им. Я.М. Свердлова, а затем в созданном в Ленинграде Институте им. Володарского. В Московском университете и других вузах страны читался курс риторики.
В первые годы советской власти издано немало литературы по вопросам ораторского искусства. Авторы делали попытку осмыслить практику революционных ораторов, давали практические советы и рекомендации начинающим агитаторам. Впервые была описана пропагандистская речь.
    Дальнейшее 
развитие нашего государства, укрепление 
тоталитарного режима, административно-командной 
системы управления, массовые репрессии 
привели к свертыванию 
    Общественный 
и научный интерес к проблемам 
ораторского искусства в нашей 
стране вновь возродился в 70-х годах 
в связи с запросами и 
    Огромная 
заслуга в привлечении 
    Стала 
разворачиваться 
Современная школьная риторика в России
В современной России риторика является учебным предметом в школе. В частности, концепция школьной риторики как учебного предмета реализована в учебных пособиях для 1-11 классов Т. А. Ладыженской. Основная цель школьной риторики — обучение успешному общению. В содержание школьной риторики включаются:
понятийная основа (коммуникативная ситуация, виды общения, речевые жанры, их структурные и стилевые особенности и т. д.)
инструментальные знания о способах деятельности (типа инструкций, практических рекомендаций и т. д.);
умения общаться (анализировать и оценивать общение, реализовывать речевой жанр в соответствии с ситуацией общения, в том числе с коммуникативной задачей, характеристиками адресата и т. д.);
нравственно-риторические идеи (ответственность за произнесенное слово, важность владения словом в современном мире и т. д.).
Риторика ХХ века в Европе.
Во второй половине XX в. появился новый термин – «неориторика», который обосновал профессор Брюссельского университета X. Перельман. Ее современная проблематика разрабатывается на стыке лингвистики, теории литературы, логики, философии, психологии. В работе «Трактат об аргументации: новая риторика», написанной в соавторстве с Л. Ольбрехтс-Титека, он подчеркивал, что положения устной речи или текста можно аргументировать не только математически, логически или эмпирически, но и с помощью средств, которые не обладают доказательной силой, но ориентированы на то, чтобы убедить в правоте высказанного тезиса. Это, по его мнению, игровые способы и средства, этические понятия и обращения к морали, различные способы рассудительности. Традиционная или классическая риторика дополнялась ставшими актуальными в XX в. новыми средствами убеждения и обоснования речи.
Причем характерно, что новая риторика приобрела определенные национальные оттенки. В США это риторическая критика и риторическая методология. В Италии неориторика развивается в рамках литературной критики. В Бельгии сложились два направления неориторики: аргументированная риторика (X.Перельман, С. Тулмин и др.) и общая риторика (Ж. Дюбуа и др.).
Общая риторика представлена «группой мю» из Льежского университета. Название группы ее члены определяют от первой буквы греческого слова «метафора», самой замечательной, как они считают, из тропов и фигур риторики. Наиболее известны их книги «Общая риторика» и «Риторика поэзии». В работе «Риторика поэзии» они так определяют риторику:
Риторика – это дисциплина, изучающая приемы речевой деятельности, которые характеризуют, среди прочих дискурсов, литературный дискурс
Во Франции разработки в области неориторики связываются с деятельностью Р. Барта. Наибольшее развитие получила так называемая метариторшса, которая занимается общей теорией риторики и интерпретацией ее понятий.
Таким образом, после появления неориторики принято считать, что термин «риторика» имеет следующие смыслы:
1) комплексная дисциплина, изучающая ораторское искусство;
    2)  
наука об убеждающей 
    3) 
наука о порождении 
Следовательно, развитие теории культуры за рубежом вызвало пристальный интерес к идеям и методам, которые ранее разрабатывались
 
Список литературы
1.Лихачев Д. 
С. О речевой культуре // Слово 
лектора. - 1989. - № 4. 
2.Ширяев Е. Н. Что такое культура речи // 
Русская речь. - 1991. - № 4. 
3.Далецкий Ч. Практикум по риторике. - М. 
, 1996. 
4.Абрамов Н. Искусство разговаривать// 
Русская речь. - 1991. - № 4. 
 
риторикой – наукой о красноречии.