Риторика любовных конфликтов

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 17:26, дипломная работа

Описание работы

Бесспорным является факт присутствия в жизни каждого человека разного рода конфликтов. В таких ситуациях люди ведут себя по-разному, но чаще всего при конфликте человек испытывает дискомфорт и напряжение, нередко приводящее к стрессовой ситуации. Большинство людей не знают, как вести себя в конфликте, как разрешать его, поскольку ни в школе, ни в вузе не обучают таким умениям.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы обучения студентов-филологов приемам бесконфликтного любовного общения
1. Любовь как психологический и коммуникативный фено-мен
1.1. Лексическая, философская и психологическая основы понятия «любовь»
1.2. Классификации любовных отношений
2. Любовный конфликт как коммуникативное явление
2.1. Причины любовных конфликтов и коммуникативные тактики поведения в конфликте
2.2. Жанровое своеобразие любовных конфликтов
Выводы
Глава 2. Методика обучения студентов-филологов бескон-фликтному любовному общению
1. Готовность студентов педагогического вуза к бескон-фликтному любовному общению
1.1. Исходные положения и организация констатирующего эксперимента по выявлению готовности студентов-филологов к бесконфликтному любовному общению
1.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента
2. Исходные положения, этапы и организация эксперимента по обучению студентов-филологов созданию и использованию конструктивных речевых жанров для разрешения любовного конфликта
3. Ход опытного обучения приемам бесконфликтного лю-бовного общения
4. Анализ результатов опытного обучения студентов бес-конфликтному общению
4.1. Характеристика критериев оценки анализа любовных конфликтов
Выводы
Заключение
Библиографический список
Приложение

Работа содержит 1 файл

диплом риторика любовных конфликтов.doc

— 809.50 Кб (Скачать)

     Она (пытаясь шутить). Твои руки меня устраивают. Но только чистые!

     Он. Вот нарочно не буду мыть! Слышишь? Иди, неси ужин, буду есть грязными руками и в мокром плаще. Как бомж. В подъезде.

     Она. Ну и ешь! Отравишься микробами, заболеешь  и умрешь.

     Он. А тебе-то с того какая радость?

     Она. Мне горе.

     Он. Вот и я говорю. Какой-никакой все  же муж.

     Она. Самый лучший муж.

     Он. Тогда постучи  по деревяшке.

     Она рассмеялась.

     Он. Да что же это такое! Дадут мне сегодня поесть или не дадут?

     Она. Дадут! (Целует его  в голову и уходит на кухню.) <…>

     Л. Разумовская «Счастье»

     Проанализировав языковой материал, студенты правильно назвали те тактики, которые использовали герои, и точно определили, что первый любовный конфликт завершился разрывом отношений, а второй – примирением.

     Затем последовало сообщающее слово, в ходе которого мы представили материал о жанровом наполнении любовных конфликтов. Для большей наглядности жанровое наполнение любовных конфликтов фиксируется в виде схемы (см. Схема 1).  Схема в доступной форме позволяет студентам сориентироваться в классификации жанров любовного конфликта и используется ими при выполнении заданий различного характера.

     Вариант сообщающего слова.

     - Любовный конфликт имеет свое жанровое воплощение. Сегодня мы с вами рассмотрим некоторые жанры, которые являются наиболее распространенными в любовном конфликте. Данный материал представлен в виде схемы на слайде.

     Схема 1.

     Классификация жанров, используемых в любовных конфликтах

     

     Мы  будем рассматривать  только конструктивные речевые жанры, поскольку  именно они приводят конфликт к примирению. Рассмотрим основные конструктивные жанры, запишем их определения и познакомимся с примерами.

     Определения жанров представлены в первой теоретической главе.

     После каждого определения был дан  пример данного жанра (см. Приложение 4.1.) и проведена репродуктивная беседа. Предлагаемые для обсуждения вопросы (вопросы для каждого жанра были одинаковые):

  1. С какой целью данный жанр использован в данном примере? С какой еще целью этот жанр может быть использован в любовном конфликте?
  2. Какие типичные речевые формулы используются в данном жанре?
  3. Почему данный жанр можно отнести к конструктивным?
  4. Можно ли использовать этот жанр с деструктивной целью? В каких случаях?

     На  заключительном этапе закрепления  полученной информации студенты выполняли комплексный анализ конкретных ситуаций любовных конфликтов, опираясь на раздаточный материал и на план анализа, который был представлен на слайде.

     План  анализа любовного  конфликта

  1. Причина конфликта
  2. Конструктивный жанр:
  • Интенция (цель использования данного конструктивного жанра)
  • Адресант (говорящий)
  • Адресат (слушающий)
  • Содержание (вербальное и невербальное наполнение)

     Задание 3. Прочитайте и проанализируйте данный фрагмент, опираясь на план анализа. Причину конфликта вы указываете один раз, а далее рассматриваете только конкретный жанр. 

     Языковой  материал

     Фрагмент 1.

     ОН. Женская логика: любит  одного, спит с другим, замуж выходит за третьего.

     ОНА. Ты виноват. Захотел  – был бы и первым, и вторым, и третьим, и последним. Лёня, Лёнечка, две половинки, они ведь притягиваться должны, как плюс и минус. А если не так? Если одна притягивает, а вторая отталкивает? Значит, это не её половинка. Чужая. Ты ж электрик, ты должен понимать. Моя половинка твою притягивает, твоя – другую, другая – третью, третья – четвёртую… И мою половинку тоже притягивает кто-то, я даже знаю кто. И ему воздуху мало становится, когда он меня на улице встречает. И у тебя коленки подкашиваются, когда ты свою видишь где-нибудь. Только это неправильно всё. Где любовь-то? У кого? Почему говорят «неразделённая любовь»? Как раз разделённая, на две половины разрезанная, разорванная. У тебя своя половинка, у меня своя половинка, а целой нет.

     ОН. Бедная моя девочка. Совсем запуталась. Половинки – серединки. Всё хорошо, Машенька. Всё будет хорошо, девочка моя.   Ты разведёшься...

     ОНА. И ты?

     ОН. И я разведусь. И ты мне ребёнка  родишь, мы с тобой  родим, чтобы уж похож – так похож, без всяких там фотографий.

     ОНА. Рожу, легко.

     ОН. Машенька, Машенька, половинка моя, мы успеем ещё пожить. Мы будем жить долго  и счастливо (целует её).<…>

     А. Богачева «За стеклянными  дверями…»

     Фрагмент 2

     Он  стоял перед ней  с страшно блестевшими  из-под насупленных бровей глазами и прижимал к груди сильные руки, как будто напрягая все силы свои, чтобы удержать себя. Выражение лица его было бы сурово и даже жестоко, если б оно вместе с тем не выражало страдания, которое трогало её. Скулы его тряслись, и голос обрывался.

       – Ты пойми,  что я не ревную: это мерзкое слово.  Я не могу ревновать и верить, чтоб… Я не могу сказать, что я чувствую, но это ужасно… Я не ревную, но я оскорблён, унижен тем, что кто-нибудь смеет думать, смеет смотреть на тебя такими глазами.

     – Да какими глазами? –  говорила Кити, стараясь как можно добросовестнее вспомнить все  речи и жесты нынешнего  вечера и все их оттенки.

     Во  глубине души она  находила, что было что-то именно в ту минуту, как он перешел к ней на другой конец стола, но не смела признаться в этом даже самой себе, тем более не решалась сказать это ему и усилить этим его страдание.

     – И что же может  быть привлекательного во мне, какая я?..

     – Ах! – вскрикнул  он, хватаясь за голову. – Ты бы не говорила!.. Значит, если бы ты была привлекательна…

     – Да нет, Костя, да постой, да послушай! – говорила она, с страдальчески  соболезнующим выражением глядя на него. – Ну, что же ты можешь думать? Когда для меня нет людей, нету, нету!.. Ну хочешь ты, чтобы я никого не видала?

     В первую минуту ей была оскорбительна его ревность; ей было досадно, что малейшее развлечение, и самое невинное, было ей запрещено; но теперь она охотно пожертвовала бы и не такими пустяками, а всем для его спокойствия, чтоб избавить его от страдания, которое он испытывал.

     – Ты пойми ужас и комизм моего положения, – продолжал он отчаянным шепотом, – что он у меня в доме, что он ничего неприличного собственно ведь не сделал, кроме этой развязности и поджимания ног. Он считает это самым хорошим тоном, и потому я должен быть любезен с ним.

     – Но, Костя, ты преувеличиваешь, – говорила Кити, в глубине души радуясь той силе любви к ней, которая  выражалась теперь в  его ревности.

     – Ужаснее всего  то, что ты – какая  ты всегда, и теперь, когда ты такая  святыня для меня, мы так счастливы, так особенно счастливы, и вдруг такая дрянь… Не дрянь, зачем я его браню? Мне до него дела нет. Но за что моё, твоё счастие?..

     – Знаешь, я понимаю, отчего это сделалось, – начала Кити.

     – Отчего? отчего?

     – Я видела, как ты смотрел, когда мы говорили за ужином.

     – Ну да, ну да! – испуганно  сказал Левин.

     Она рассказала ему, о  чем они говорили. И, рассказывая это, она задыхалась от волнения. Левин помолчал, потом пригляделся к её бледному, испуганному лицу и вдруг схватился за голову.

     – Катя, я измучал  тебя! Голубчик, прости меня! Это сумасшествие! Катя, я кругом виноват. И можно ли было из такой глупости так мучаться?

     – Нет, мне тебя жалко.

     – Меня? Меня? Что я? Сушасшедший!.. А меня за что? Это ужасно думать, что всякий человек может расстроить наше счастье.

     – Разумеется, это-то и оскорбительно…

     – Нет, так я, напротив, оставлю его нарочно  у нас всё лето и буду рассыпаться  с ним в любезностях, – говорил Левин, целуя её руки. – Вот увидишь. <…>

     Л. Н. Толстой «Анна  Каренина»

     Фрагмент 3

     –  Я понимаю вас, – сказала она, отходя от него, и лицо её приняло злое, мстительное выражение. – Я отлично понимаю вас. Я надоела вам, и вы просто хотите избавиться от меня, навязать этот развод. Благодарю вас, я не такая дура, как вы думаете. Развода я не приму и от вас не уйду, не уйду, не уйду! Во-первых , я не желаю терять общественного положения, – продолжала она быстро, как бы боясь, что ей помешают говорить, – во-вторых, мне уже двадцать семь лет, а Рису двадцать три; через год я ему надоем и он меня бросит. И в-третьих, если хотите знать, я не ручаюсь, что это моё увлечение может продолжаться долго… Вот вам! Не уйду я от вас.

     –  Так я тебя выгоню из дому! – крикнул  Николай Евграфыч и затопал ногами. – Выгоню вон, низкая, гнусная женщина!

     –  Увидим-с! – сказала  она и вышла. <…>

     А. П. Чехов «Супруга»

     Фрагмент 4 

     Татьяна лежит на кровати  в его квартире и смотрит телевизор.

     Дима  в ванной комнате  что-то быстро-быстро стирает в тазу. Крик раздражённой Татьяны:

     – У тебя опять что-то на кухне сбежало! Фу, воняет!

     Дима, на ходу вытирая руки, бежит на кухню.

     Он  перед Татьяной:

     – Слушай, Тань, а ты хоть что-то умеешь по дому делать? Уже  три недели живём  вместе, а ты ни разу суп не сварила, котлет не пожарила, пол  не вымыла.

     Татьяна вспыхивает:

     – Тебе домработница нужна, а не жена! – Она  вскакивает с кровати, поправляет на себе халат. – Я ухожу к маме! Ты меня достал! Я не буду за тебя выходить замуж, зануда!

     – Прощай, ленивая кобыла. Несчастным будет  тот, кто на тебе женится.

     – Ну, ты подлец! <…>

     В. Леконт «Свадебный «подарок»

     ТЕКСТЫ, КОТОРЫЕ УЖЕ ВСТРЕЧАЛИСЬ, УБРАТЬ! ПРОСТО СОСЛАТЬСЯ НА НИХ!!!

     В ходе анализа студенты правильно определили причину каждого конфликта, точно указали и разобрали те конструктивнее жанры, которые были представлены. Например, причина конфликта, представленного в Фрагменте 2, является ревность Константина Левина к своей жене. Использованные жанры: объяснение, оправдание, упрек, извинение, обещание.

     Затем студенты получили домашнее задание, которое состояло в следующем: найти и проанализировать одну ситуацию любовного конфликта по плану (разобрать все конструктивнее жанры, которые были использованы).

     С помощью обобщающего слова были подведены итоги занятия.

     Таким образом, на первом занятии удалось выявить исходный уровень знаний студентов о любовном конфликте как психологическом и коммуникативном явлении; были сообщены необходимые сведения о жанровом своеобразии любовных конфликтов; были сформированы умения выявлять и анализировать различные жанры в ситуациях любовного конфликта. Активность ребят и заинтересованность их в теме занятия позволили осуществить все запланированные задания.  Тем самым были достигнуты все поставленные цели.

Информация о работе Риторика любовных конфликтов