Схема построения аргументации. Хрия. Риторическая композиция

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 17:46, реферат

Описание работы

Риторика - в первоначальном значении слова наука об ораторском искусстве, но впоследствии иногда понималась шире, как вообще теория прозы. Свое начало европейская риторика получает в Греции, в школах софистов, главной задачей которых было чисто практическое обучение красноречию; поэтому их риторика заключала много правил, относящихся собственно к стилистике и грамматике.

Содержание

1.Введение...............................................................................................3
2. Схема построения аргументации. Хрия...........................................8
2.1 Риторическая аргументация............................................................8
2.2 Аргумент, его структура..................................................................9
3.Композиция и стиль в риторике.......................................................15
4.Заключение.........................................................................................21
Список использованной литературы..................................................23

Работа содержит 1 файл

риторика.doc

— 105.00 Кб (Скачать)

Искусственное рассуждение (chria inversa) бывает двух родов.

  1. Рассуждение через предыдущее и последующее.

     В нем предшествует причина, а заключает  предложение.

  1. Рассуждение через положение и приложение.

Оно начинается подобием, противным, примером или свидетельством и переходит к предложению, которым заключается рассуждение. 

     Редукция

Третья часть  структуры аргумента – редукция .

В контексте  высказываний понятия, которыми оперирует  оратор, изменяют свое содержание в соответствии с общим смыслом речи, т.е. редуцируются.

Понятие независимость приводится к понятию беспорядок. Достигается это через использование так называемых внутренних внутренних топосов отношения (сопоставление народов, противопоставление дикости и мудрости). Следствие этого – противопоставление независимости и порядка, т.е. значение слова независимость приобретает дополнительный отрицательный компонент, которого у этого слова в словаре нет). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.Композиция и стиль в риторике 

В риторике композиция обычно понимается как расположение аргументов.

К стилю относятся, во-первых, выборы аргументов, во-вторых, расположение главных аргументов, которые обладают для аудитории максимальной силой убеждения, и второстепенных аргументов, которые им сопутствуют.

В-третьих, важнейшим  средством стиля является выбор  слов. Оратор, использующий много нелитературных слов и выражений, расценивается аудиторией как неавторитетный человек, в особенности если видно, что говорящий не владеет литературной лексикой.

В-четвертых, очень  плохое впечатление производит неправильное произношение слов, нелитературное ударение и другие подобные ошибки. Аудитория может совершенно не заметить хорошее содержание речи, если ей не нравится произношение. Поэтому нужно следить за чистотой, ясностью, изобразительностью, благозвучностью языка.

Ясность языка зависит от правильного выбора синонимов. В целом, необходимо подбирать слова, понятные аудитории.

Чрезвычайно важным качеством речи является благозвучие  языка. Чтобы речь стала более  благозвучной, необходимо избегать стечения гласных и согласных, повтора одних слогов и т.д., отчего речь становится монотонной и неинтересной.

Существует довольно много классификаций публичных  выступлений. Для практического  обучения искусству публичного выступления  наиболее целесообразно подразделение  публичных выступлений на виды по их функции, т. е. по цели, которую ставит оратор в своем выступлении. Иногда подобную классификацию называют классификацией жанров публичного выступления.

Виды публичных  выступлений по цели:

  • Информационное
  • Протокольно-этикетное
  • Развлекательное
  • Убеждающее

Цели, которые  ставит перед собой оратор, могут  сочетаться, в результате чего выступления  могут приобретать комплексный  характер. Можно, например, говорить об информационно-этикетных, информационно-развлекательных, информационно-убеждающих выступлениях, возможны также и другие смешанные типы.  

В риторике также различают виды публичной  речи по форме:

    • Доклад
    • Сообщение
    • Выступление
    • Лекция
    • Беседа

Выступление обычно строится по традиционной трехчастной  композиции: вступление, основная часть, заключение. Данная композиция традиционна, аудитория ждет именно такой композиции. Именно такое построение выступления облегчает аудитории восприятие устного выступления. 

Самой распространенной структурой речи является структура, состоящая из вступления, основной части и заключения. Композиция выступления меняется в зависимости от темы, цели, состава аудитории.

Публичное выступление обязательно должно иметь продуманную структуру, содержащую определенную последовательность частей. Это необходимо для удобства, как  оратора, так и слушателей. Оратору удобно переходить от темы к теме, слушателям удобно воспринимать информацию, разбитую на части и предлагаемую им в определенной последовательности.

Структура -- это составные части выступления  и их расположение относительно друг друга.

Во вступлении обычно ставится проблема, сообщается основная мысль; в основной части  приводятся аргументы и доказательства; в заключении подводятся итоги, повторяется  главная мысль, содержится призыв к  аудитории.

Во вступлении различают зачин (цель -- подготовить аудиторию к восприятию, заставить слушать, привлечь внимание) и завязку (цель -- объяснить тезис, заинтриговать постановкой проблемы, показать актуальность обсуждения вопроса).

Основная  часть содержит аргументацию тезиса.

Заключение  может включать напоминание (цель -- напомнить основной тезис, вернуться к исходной проблеме), обобщение (цель -- сформулировать словами обобщающий вывод) и призыв (цель -- вызвать реакцию слушателей).

Важнейшим требованием, которым должно удовлетворять  всякое публичное выступление, является следующее: в нем должна обнаруживаться структура (логика), понятная слушателям. 

    Вступление

Внимание - это направленность психической деятельности и сосредоточенность ее на объекте. Внимание бывает непроизвольное -то, которое возникает непреднамеренно (например, к сирене пожарной машины, молнии за окном, движущемуся предмету в лекционной аудитории и др.), произвольное - сознательно регулируемое сосредоточение на объекте и послепроизвольное - поддерживаемое интересом (например, начал читать книгу и увлекся). В аудитории необходимо вызвать в первую очередь произвольное внимание. Эту задачу выполняет вступление. 

Вступление является обязательным элементом любого публичного выступления. Различают две части  вступления: зачин и завязку. В хорошо подготовленной аудитории выступление может быть минимальным, состоять только из завязки, без зачина; в менее подготовленной аудитории вступительная часть должна быть более развернутой и включать зачин.

Зачин нужен  для того, чтобы завладеть первичным вниманием аудитории. Он представляет собой краткий словесный подход к теме, причем он может быть не связан с темой выступления, а касаться условий, в которых происходит встреча со слушателями, степени их организованности, времени начала выступления, предыдущего выступления или выступлений (последний тип зачина позволяет оратору провести мысль о логичности построения всех выступлений, показывает место данного выступления в системе остальных, которые прослушали уже или еще прослушают, создает впечатление о слаженной работе лекторов, о рациональном распределении тем и проблем между ними). 

    Основная  часть 

Для того чтобы  эффективно донести главную мысль  до слушателей, оратор должен ее сформулировать. Поэтому нужно заранее позаботиться о словесной формулировке главной идеи: выразить словами, по возможности, кратко и понятно. П. Сопер отмечал, что «сам оратор иногда точно не знает, какова его цель, пока не сформулирует ее полностью». С другой стороны, исследования Т.М. Дридзе убедительно показали, что третья часть любой аудитории в принципе все хорошо понимает, но не может самостоятельно сформулировать главную мысль оратора, не в состоянии выделить эту мысль в выступлении. 

Словесная формулировка главной мысли выступления необходима как самому оратору, так и его аудитории.

Тут актуален старый, но не потерявший своего значения риторический совет: расскажи слушателям, что ты собираешься рассказать; в то время как ты уже рассказываешь, разъясни им, что ты рассказываешь, а когда закончил, расскажи им, что ты рассказал.

Приемы эффективного донесения главной мысли оратора  будут различаться в зависимости  от длительности выступления, его типа, аудитории и т.д. Можно лишь дать некоторые наиболее общие рекомендации, применимые в подавляющем большинстве  случаев.

Оптимальным является выступление по принципу «один текст - одна мысль».

Две-три идеи в одном выступлении -это предел, рекомендуется выделить из них одну главную и сформулировать ее как таковую.

Всегда лучше  сформулировать главную мысль в  виде отдельного предложения.

Во вступлении следует повторить тему. Основная мысль должна быть написана оратором для себя, ее лучше держать перед  собой на протяжении всего выступления.

В небольших  выступлениях не следует начинать с  главной мысли, она должна прозвучать в середине и конце речи. В средних по продолжительности и больших выступлениях главный тезис должен прозвучать:

если выступление  строится дедуктивно (от тезиса к аргументам) -- в конце вступления, в первой трети основной части и в начале заключения; при этом в главной  части должны звучать ключевые слова из этого тезиса.

если выступление  строится индуктивно (от аргументов, фактов к выводу) -- во вступлении и основной части надо упомянуть ключевые слова, а в конце основной части и  в заключении -- полный тезис. Весьма эффективно повторение основной мысли в разной словесной форме. 

Главная мысль  должна быть выражена в развернутой  словесной форме, полным предложением не менее трех раз при дедуктивной  форме изложения и не менее двух раз - при индуктивной форме изложения. 

Заключительная часть выступления 

Заключительная  часть имеет две основные функции: напомнить главную мысль объяснить, что с ней надо делать.

Основными недостатками композиции являются нарушение логической последовательности в изложении  материала, перегрузки текста логическими рассуждениями, отсутствие доказательности, большое количество затронутых вопросов.

Главная часть  подводит к заключению. Если оратор смял выступление, не уложился в срок, не сделал вывода, то цель выступления  не достигнута. Конец речи должен быть логически связан с ее началом. В авторской речи действует закон края, поэтому заключение должно обобщать те мысли, которые высказывались в основной части выступления.

В заключительной части оратор может наметить задачи, которые вытекают из содержания выступления, определить позиции слушателей. Особенно важны последние слова оратора. Они зависят от вида речи. Политическая речь может закончиться призывом, лозунгом, обращением. В докладе на политическую тему будут содержаться предложения об улучшениях или изменениях, завершая академическую лекцию, оратор использует прием повторения. Речь также может заканчиваться риторическим вопросом или утверждением.

Кроме того, в  конце выступления оратор может  вновь повторить основные положения, сделать аудитории комплимент, вызвать смех, использовать цитату, создать кульминацию. 
 

4.Заключение

Итак, в своей  работе я рассмотрела такие вопросы, как: аргумент, его структура и схема построения, включительно остановившись и на понятии «хрия». Теперь мы знаем, как лучше построить свое выступление, основываясь на верном расположении аргументов, а так же на композицию ораторского выступления.

«Словом можно  убить — и оживить, ранить —  и излечить, посеять смятение и  безнадежность — и одухотворить», — справедливо отмечал талантливый педагог середины XX в. В. А. Сухомлинский.

Риторика, будучи научно-практической дисциплиной, целиком  направлена на то, чтобы воспитать  человека, владеющего эффективной (целесообразной, гармонизирующей, воздействующей) речью, т. е. мастерством красноречия, как его определяли в прошлом («красной», или «прекрасной», речью). Риторика — это обобщающая этика речевого общения, решающая проблемы нравственного выбора и их проявлений в речевом поведении и общении. Одновременно риторика — это и эстетика речевого поведения и речевого общения. Она не столько техника речевого общения, сколько философия этого общения. Таким образом, мы видим, что современная риторика и общефилологическая дисциплина, и общегуманитарная, чрезвычайно значимая для каждого человека, так как это не только теория и практика, но и философия речевого поведения. Главная особенность риторики заключается в том, что она (риторика) естественно, гармонично связана, прежде всего с системой родного языка, знание которой, в свою очередь, отражается и сосредоточивается в языковой личности, в том, как эта личность умеет строить целесообразное высказывание, как владеет всем необходимым для этого языковым материалом, насколько осознанно, осмысленно это высказывание.

Информация о работе Схема построения аргументации. Хрия. Риторическая композиция