Соотношение понятий "язык" и "речь"

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 12:50, реферат

Описание работы

Суть этого различия можно показать с помощью такого сравнения. Работает конвейер, на нём собирают, например, фотоаппараты. Кто-то посмотрел и говорит: «Они собирают один аппарат». А другой ему в ответ: «Нет, они собирают тысячу аппаратов в день». На самом деле правы оба. Собирают действительно один аппарат, т. е. выпускают одну модель, работают всё время по одним и тем же чертежам, воплощая один и тот же технический замысел. И вместе с тем выпускают много аппаратов: вещей-то много, воплощений этой модели изготовляется по тысяче в день.

Содержание

Введение…………………………………………………….3
Понятия «язык» и «речь»………………………………….3
Основные функции языка………………………………….4
Основные функции речи…………………………………...4
Взаимосвязь языка и речи…………………………………5
Список литературы…………………………………………6

Работа содержит 1 файл

Реферат Соотношение Язык и Речь..docx

— 22.61 Кб (Скачать)

 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ и науки РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

АВТОНОМНАЯ  НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  «ЕВРАЗИЙСКИЙ ОТКРЫТЫЙ ИНСТИТУТ»

КАФЕДРА ИНФОРМАТИКИ ПО НАПРАВЛЕНИЮ  «БИЗНЕС-ИНФОРМАТИКА»

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»

СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ «ЯЗЫК» И «РЕЧЬ»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

студентка 1 курса 

группы  «ЗБИ-108С»

Теплякова Анна Витальевна

 

Проверил:

к.ф.н., преподаватель

Крайко  Ю. В.

 

 

Красноярск

2012

 

 

СОДЕРЖАНИЕ:

 

  1. Введение…………………………………………………….3
  2. Понятия «язык» и «речь»………………………………….3
  3. Основные функции языка………………………………….4
  4. Основные функции речи…………………………………...4
  5. Взаимосвязь языка и речи…………………………………5
  6. Список литературы…………………………………………6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Введение

            Впервые чётко разграничил язык и речь швейцарский лингвист Фердинанд де Соссюр, один из создателей лингвистики XX в. С тех пор необходимость различать язык и речь стала у филологов общепринятой.

Суть этого  различия можно показать с помощью  такого сравнения. Работает конвейер, на нём собирают, например, фотоаппараты. Кто-то посмотрел и говорит: «Они собирают один аппарат». А другой ему  в ответ: «Нет, они собирают тысячу аппаратов в день». На самом деле правы оба. Собирают действительно  один аппарат, т. е. выпускают одну модель, работают всё время по одним и  тем же чертежам, воплощая один и  тот же технический замысел. И  вместе с тем выпускают много  аппаратов: вещей-то много, воплощений этой модели изготовляется по тысяче в день.

Итак, с одной  стороны, различаются: модель, умозрительный  образец, одна и та же возможность  выбора и реализации конструкции, когда  речь идет об одном объекте. И с  другой — конкретные воплощения этой модели, производство отдельных вещей, когда речь идёт об их множестве.

Сходным образом  соотносятся язык и речь. Количество возможных высказываний неисчислимо.

  1. Понятия «язык» и «речь»

Следует различать два тесно  связанных понятия - язык и речь.

Язык - орудие, средство общения. Это система знаков, средств и правил говорения, общая для всех членов данного общества. Это явление постоянное для данного периода времени.

Речь - проявление и функционирование языка, сам процесс общения; она единична для каждого носителя языка. Это явление переменное в зависимости от говорящего лица.

Язык и речь - две стороны одного и того же явления. Язык присущ любому человеку, а речь - конкретному человеку.

 

  1. Основные функции языка.

Основные функции языка следующие:

  1. Коммуникативная функция

Язык  как средство общения между людьми. Это основная функция языка.

  1. Мыслеформирующая функция

Язык  используется как средство мышления в форме слов.

  1. Когнитивная (гносеологическая) функция

Язык  как средство познания мира, накопления и передачи знаний другим людям и  последующим поколениям (в виде устных преданий, письменных источников, аудиозаписей).

 

  1. Основные функции речи.

Основные функции речи следующие:

  1. Репрезентативная функция

Представляется  через речевые знаки (слова) какие-либо предметы и явления. Значение каждого слова в нашем сознании связывается с определенным представлением о чем-либо;

  1. Экспрессивная функция

Выражает субъективное восприятие говорящего, его эмоциональное отношение к тому, что он говорит, и к тому, какой смысл он вкладывает в сказанное;

  3.    Апелляционная функция, побуждающая

Сказанное слово  обязательно предполагает слушателя, и соответственно, ожидается ответная реакция на высказывание, таким образом, оно побуждает к действию, оказывает  психологическое влияние на участника  коммуникации.

 

Чтобы более  ярко представить эти три основные функции речи, приведем простой пример. Самая обычная односложная фраза  «Снег» указывает на метеорологические  осадки. Говорящий может произнести ее с определенной интонацией, эмоциональной  окраской, которая будет показывать его отношение к этому явлению, его душевное состояние и другие эмоциональные оттенки. Кроме того, в этой фразе, обращенной к кому-либо, может содержаться призыв к действию (например, теплее одеться или пойти  кататься на санках), напоминание о  чем-то и т.д.

 

  1. Взаимосвязь языка и речи. 

Языки возникают, существуют и развиваются по своим  собственным законам. Есть несколько  тысяч современных, естественных, живых  языков, то есть таких, на которых говорят  люди, ныне живущие на Земле. Более  тысячи разновидностей насчитывают  и так называемые мертвые языки  — такие, на которых когда-то говорили люди, но которыми современники уже  не пользуются. Если к этому добавить множество созданных людьми за последние  столетия искусственных языков, а  также языков, которыми пользуются животные, то число их возрастет, наверное, до десятка и более тысяч. Для того чтобы отличать речь человека от средств обмена информацией животных, современные ученые предпочитают пользоваться словом «речь» только применительно к человеку. В этом случае имеет смысл связывать речь лишь с использованием человеческих, естественных и искусственных языков. Каждому такому языку соответствует своя, специфическая форма речи, отражающая особенности данного языка, его символику, звуки и буквы. Поэтому в самом первом приближении к выяснению связей между языком и речью можно было бы сказать: сколько разных языков — столько и разнообразных видов речи.

В общем случае речь представляет собой умение пользоваться языком. Без знания языка речи существовать не может. Однако для хорошего владения речью формальное знание языка —  то, которое представлено в современном  языкознании, — вовсе не обязательно. Ребенок, нормально развиваясь, с  раннего возраста успешно овладевает речью и учится более или менее  правильно говорить, не имея ни малейшего  представления о том, что такое  язык, какова его структура и каким  законам он подчиняется. Вместе с  тем полноценное развитие различных  видов речи у человека, особенно если мы стремимся к тому, чтобы  его речь была правильной, невозможно без глубокого знания языка. Таково в общем случае непростое соотношение, которое существует между языком и речью.

 

  1. Список литературы:
  • Васильева А.Н. «Основы культуры речи».
  • Головин Б.Н. «Введение в языкознание». 
  • Горшков А.И. «Всё богатство, сила и гибкость нашего языка».
  • Гируцкий А.А. «Введение в языкознание»
  • Ерасов Б.С. Социальная культурология.- М.: Аспект-Пресс, 2003.
  • Кравченко А.И. Культурология.- М.: Академический Проект, 2004.
  • Культурология: Хрестоматия (Сост. проф. П.С. Гуревич) -Гардарики,2005. 
  • Мамонтов С.П. Основы культурологии.- М.: Олимп; Инфра-М, 2005.
  • Пустовалов П.С Сенкевич М.П. «Пособие по развитию речи»
  • Реформатский А.А. «Введение в языковедение». Философия культуры: Становление и развитие.-СПб.:Лань,2004. 
     
     
     

 


Информация о работе Соотношение понятий "язык" и "речь"