Специфика языка политики

Автор: Люба Циркина, 16 Ноября 2010 в 22:33, реферат

Описание работы

Цель работы заключается в том чтобы - изучить специфику языка политики.

Задачи для решения цели:

1. Охарактеризовать язык политики;

2. рассмотреть главную особенность политического языка;

3. дать оценку специфики политического языка;

4. выявить классификацию новой общественно-политической лексики по сферам употребления.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….……..3

1. Язык политики………………………………………………………………….5
2. Главная особенность языка политики…………………………………….…..8
3. Специфика языка политики…………………………………………………..10
4. Классификация новой общественно-политической лексики по сферам употребления……………………………………………………………………..15
Заключение……………………………………………………………………….19

Список используемой литературы……………………………………………...20

Работа содержит 1 файл

специфика языка политики.doc

— 99.00 Кб (Скачать)

КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

  Кафедра стилистики и риторики 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Специфика языка политики 

  РЕФЕРАТ

  по  курсу «Русский язык и культура речи»  
 
 
 
 
 

       Циркиной Л. Н., студентки

  1  курса 086 группы ЭФ 

  Проверил:

  Соколова  С. К., к.ф.н., ст. преподаватель. 

  Оценка:______________ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Кемерово 2009

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………….……..3

1. Язык  политики………………………………………………………………….5

2. Главная  особенность языка политики…………………………………….…..8

3. Специфика  языка политики…………………………………………………..10

4. Классификация  новой общественно-политической  лексики по сферам употребления……………………………………………………………………..15

Заключение……………………………………………………………………….19

Список  используемой литературы……………………………………………...20

 

Введение

     Политика, ее институты и процессы не существуют безотносительно к языку и языковым процессам в обществе. Напротив, язык самым существенным образом входит в состав политики и политических процессов. В то же время и сам язык в той или иной степени испытывает на себе влияние политики. Язык, как известно, становится объектом особой языковой политики и языкового планирования со стороны государства. Но если отвлечься от этого очевидного факта, то все же останутся многие другие аспекты взаимоотношения языка и политики. И раскрыть эти аспекты, по нашему убеждению, невозможно полностью средствами одной лишь политологии или социальной философии (так как политика также является ее предметом). Для достижения цели необходимо обращение к данным и средствам социолингвистики, исследующей те стороны социальной сущности и социального функционирования языка, которые недоступны в силу уровня рассмотрения философским дисциплинам. В данной работе необходимо проанализировать такой социолингвистический феномен, как язык политики.

     В литературе встречаются также выражения "специальный политический язык", "функциональный стиль политики", "специальный словарный состав политики", "специальная политическая лексика". Все они имеют право на существование, но наиболее соответствующими, по существу дела, являются выражения "язык политики" и "политическая лексика". Они, по моему, во-первых, почти синонимы, а во-вторых, что более важно, являются более общими по сравнению с выражениями "специальный политический язык" и "функциональный стиль политики". Следовательно, они наиболее полно охватывают обозначенный нами феномен.

     Цель  работы заключается в том чтобы - изучить специфику языка политики.

     Задачи  для решения цели:

     1. Охарактеризовать язык политики;

     2. рассмотреть главную особенность политического языка;

     3. дать оценку специфики политического языка;

     4. выявить классификацию новой общественно-политической лексики по сферам употребления.

 

     1. Язык политики

     Язык  политики - есть система коммуникативных  средств кодирования политической информации, провоцирования политических действий и управления ими. Если понимать демократию как систему вербализированных конфликтов. А языковое выражение политических конфликтов - как масштаб для оценки политической культуры, то анализ политических действия оказывается неразрывно связанным с анализом языка политики.

     Наивно  полагать, что язык является лишь нейтральным  средством взаимопонимания и  обмена информацией в политической коммуникации, тем более, в период предвыборной гонки. Здесь язык не только репрезентирует политику, он сам есть политика. Значение языковых политических символов не выводимо при этом из лексического содержания слов и предложений; оно задается конкретной политической ситуацией. Целью же любой политической коммуникации является проведение определенных интересов и намерений. В этом смысле язык служит в политике не средством симметричной коммуникации между "верхами" и "низами", но исключительно инструментом политической борьбы.

     Можно указать две основные функции языковой политической коммуникации:

     1. Функция идентификации (интеграции и различения). Особенно выборной борьбе язык выступает в роли объединяющего символа, обеспечивающего сплоченность данной группы ("мы") по отношению к другим ("они"). Использование при этом различных языковых форм (лозунгов, метафор, идиом и т.п.) придает "лицо" политическим фронтам.

     2. Функция управления. Целенаправленное  и стратегически запланированное использование языковых средств, особенно в предвыборной борьбе, управляет не только вниманием публики, но также её суждениями, поведением и действиями. В этом смысле язык является составной частью политической пропаганды, контролирующей и формирующей общественное мнение.

     К характеристике политического языка  относится также то, что он многомерен, т.е. адресован одновременно разным группам и способен вызывать у них различные реакции. Однако сама по себе многомерность политического языка еще не обеспечивает ему поддержку публики в потоке массовой коммуникации. Политический язык должен сверх того иметь четко выраженную партийность (на основе противоположности "друзей" и "врагов". Только так язык выполняет свою идентификационную функцию. Учитывая, что логическая структура любого символа обнаруживает формальную аналогию с логической структурой соответствующего ему объекта, то можно выделить ряд формальных свойств политического языка, которое соответствует вызываемым у публики реакциям. Речь идет о таких стилистических элементах, как приказы, дефиниции, доказательства и суждения.

     В своих разных комбинациях эти элементы образуют по крайней мере четыре ясно различимых языковых стиля, используемых в политическом управлении:

     1. Апеллирующий язык используется  в ситуациях, когда необходимо  вызвать широкую политическую поддержку у больших адресных групп: во время предвыборной борьбы, референдумов, парламентских дебатов и т.п. Здесь часто используются общие термины вроде "капитализм", "тоталитаризм", "социальная справедливость" и т.п.

     2. Юридический язык конституций, законов и кодексов законов, договоров, соглашений и т.д. В отношении синтаксиса юридический язык сплошь состоит из дефиниций и предписаний. На публику это производит впечатление исключительной точности в формулировках социально-политических проблем.

     3. Бюрократический язык как язык административных правил, распоряжений, указов и т.д. обнаруживает некоторое сходство с юридическим языком (точный язык предписаний), однако отличается от него по некоторым важным формальным моментам: по пользователю языка (не публично избранная власть, а назначенные чиновники); по адресату (не электорат, а клиентура); по характеру массовой реакции на данный стиль (никакого сочувствия, только раздражение и насмешки).

     4. Язык переговоров, как и апеллирующий  язык, используется для обретения поддержки определённой политической позиции. Но данные языки существенно различаются между собой по ситуации их применения, по характеру коммуницирующих сторон и по передаваемым в ходе языковой коммуникации значениям. Стороны переговоров предлагают друг другу не апелляции, а бизнес. "Публичный резонанс" при этом не только не желателен, но даже избегается. Современная политическая практика показывает, что употребление властью определенных языковых стилей нередко оказывается более четким индикатором фактических политических функций государственных органов, чем традиционное различие между исполнительной, законодательной и судебными властями.

 

     2. Главная особенность языка политики

     Для того чтобы перейти к языку  политики, необходимо обратиться к языку как таковому. Язык - это постоянно изменяющаяся и изменяющаяся система, выполняющая в обществе и культуре целый ряд функций: функцию выражения, функцию обозначения, познавательную функцию, функцию информационно-трансляционную, коммуникативную функцию. Он является специфическим социокультурным средством хранения, накопления и передачи информации, а также управления человеческой деятельностью и поведением. Не случайно, поэтому язык составляет предмет или же входит в состав предмета целого ряда научных дисциплин и философии.

     В функционировании и развитии языка  исследователи выделяют "две связанные  между собой, но достаточно самостоятельные  стороны: развитие структуры и развитие общественных функций языка, что  создает возможности для сознательного вмешательства в языковые процессы"¹1. На мой взгляд, эта самостоятельность не является абсолютной, хотя в различные исторические эпохи и в условиях различных политических режимов она бывает различной. Ведь и как структура, и как система функций язык есть социальный и социально-исторический феномен.

     Необходимо  взять теперь язык в общем контексте  общества и культуры. Здесь язык предстанет чем-то неоднородным. В нем можно будет выделить целый ряд языков. Это определяется тем, что общество или культура имеют сложное строение. Имеются, в частности, различные сферы культуры (наука, религия, искусство, политика, право и т.д.). В каждой из таких сфер формируется и свой язык. Наряду с этими специализированными сферами в обществе существует строго не фиксированная сфера обыденной жизни. В ней функционирует так называемый "естественный язык", т.е. язык, складывавшийся на протяжении многих веков и служащий средством обыденно-обиходной жизнедеятельности и взаимоотношений людей. В развитой культуре этот язык существует в двух основных, часто не очень четко разграниченных вариантах: 1) в виде "низкого", простонародного и 2) в виде "высокого", литературного языка. Естественный язык - это неспециализированный, а потому и нефункциональный язык.

     Что же касается тех языков, которые обслуживают относительно самостоятельные сферы общества, то эти языки вырабатываются внутри этих сфер, а потому и являются специализированными. Конечно, такой язык не может обходиться без естественного языка (в первую очередь литературного). Но и естественный язык здесь подчинен специфике этой сферы, в которой он используется. Специализированный язык обслуживает особую сферу, особую деятельность (профессию, род занятий и т.д.) и потому является функциональным языком.

     Следует подчеркнуть: всякий язык - и нефункциональный, и функциональный - имеет две отмеченные выше стороны - структурную и функциональную. Следовательно, в данном случае речь идет не о функциональной стороне языка, а функциональности всего языка. Но, разумеется, языка как части языка в целом.

 

     3. Специфика языка политики

     Таким образом, исследовав понятие языка как такового, мы подошли к определению специфики языка политики. Это - разновидность функционального языка. Специфика политического языка состоит в том, что это часть языка, которая служит средством осуществления политики, достижения политических целей. Этим он отличается от юридического, научного, философского, медицинского и всякого иного функционального языка. Но, как и любой, даже самый замкнутый, язык, он тесно и многообразно связан со всем остальным корпусом языка, с общеязыковым словарным составом. В то же время язык политики не выделяется так же четко, как, например, язык медицины, техники или юриспруденции. Причем между языком политики и общеязыковым словарным составом идет постоянный взаимообмен: специальные политические термины, слова и выражения превращаются в достояние общеязыкового словарного состава и, наоборот, многие слова и выражения из общеязыкового словарного состава переходят в состав языка политики. Конечно, при этом политические термины в той или иной степени теряют свой терминологический характер, а словам общеязыкового словарного состава придается специальное (политическое) значение. "Результатом вышеобозначенных встречных тенденций, - отмечает В.Шмидт, - является сосуществование политической лексики и общеязыковых омонимов"2. "Другой особенностью политической лексики, - добавляет В.Шмидт, - является сравнительно высокий процент специальных арготизмов по сравнению с другими специальными лексиками"3. Этот высокий процент, на наш взгляд, объясняется, во-первых, тем, что политика взаимодействует с самыми различными сферами и уровнями общества, причем чаще всего непосредственно, значительно интенсивнее, чем иные сферы. Она ведь и ориентирована на все общество (речь, конечно, идет о внутренней политике), политические процессы захватывают все группы и слои населения. Во-вторых, арготизмы чаще всего используются в политической борьбе, в полемике, в стремлении показать свою политическую линию в выгодном свете и т.д. В-третьих, их употребление объясняется еще и тем, что одной из наиболее существенных характеристик языка политики является его убеждающая сила, нацеленность на убеждение или разубеждение в прежних взглядах тех, к кому он адресуется. Язык политики может также действовать и как средство устрашения и подавления. Характерной особенностью терминов, слов и словосочетаний языка политики является их ценностная нагруженность: они не только констатируют те или иные феномены (например, события или факты), но и оценивают их.

Информация о работе Специфика языка политики