Стилистический анализ текста

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 18:30, практическая работа

Описание работы

1. Сфера общения: сфера научных знаний (статья в энциклопедии).
2. Цель научного сообщения: по возможности точно и полно определить факты окружающей действительности, показать причинно-следственные связи между явлениями и т.д.

Работа содержит 1 файл

Полякова стилистика.doc

— 55.50 Кб (Скачать)

Поляковой Аллы, 5 курс

     ЙОРКИ (York), английская королевская династия. Титул возник в 1385, когда герцогом Йоркским стал Эдмунд Ленгли. Йорки - младшая линия династии Плантагенетов, начиная с 1399 они находились в явном или скрытом противостоянии другой линии, дому Ланкастеров, что вылилось в войну Алой и Белой Роз (1455-1485), названную так много лет спустя по якобы использовавшимся сторонами эмблемам (белая роза у Йорков, красная роза у Ланкастеров; это, однако, верно лишь в отношении Йорков). Дом Йорков дал тогда Англии трех королей: Эдуарда IV, Ричарда III и Эдуарда V. Поскольку в 1474 титул герцога Йоркского был пожалован младшему сыну Эдуарда IV Ричарду Плантагенету, герцогом Йоркским обычно именовался второй сын правившего государя. Среди членов дома Йорков, помимо суверенов, можно выделить следующих выдающихся его представителей. Эдмунд Ленгли (1341-1402) - первый герцог Йоркский, пятый сын Эдуарда III; принимал участие в войнах с Францией, Испанией, Шотландией. В 1394-1399 три раза становился регентом на время отсутствия Ричарда II в Англии. В 1399 покорился Генриху Ланкастеру, который стал королем Генрихом IV. Эдуард Норидж, или Эдуард Плантагенет (ок. 1373-1415) - сын Эдмунда, второй герцог Йоркский. Командовал флотом, поддержал Ричарда II в борьбе с мятежным герцогом Глостером, за что получил земли, должность констебля Англии и герцогство Албемарльское, однако впоследствии лишился этих пожалований. В 1405 Генрих IV подверг Эдуарда заключению за участие в похищении Эдмунда Мортимера и его брата. Заговорщики предполагали, свергнув Генриха, возвести на престол Мортимера, правнука Эдуарда III. Эдуард был убит в битве при Азенкуре, командуя правым флангом английских войск. Будучи бездетным, он оставил титулы и наследство племяннику Ричарду. Эдуард - автор трактата об охоте The Master of Game. Ричард Плантагенет (1411-1460) - третий герцог Йоркский, внук Эдмунда Ленгли. В 1436-1437, а затем в 1440-1445 был наместником короля во Франции и Нормандии. С 1447 в течение 10 лет - наместник короля в Ирландии. Дважды (в 1454-1455 и 1455-1456) назначался протектором на время приступов помешательства Генриха VI. В 1460 парламент в Лондоне провозгласил его престолонаследником и протектором, однако по пути на север, куда Ричард отправлялся подавлять восстание Ланкастеров, он был застигнут врасплох под Уэйкфилдом и убит. Ричард Плантагенет (1472-1483?) - второй сын Эдуарда IV. В 1483 королева-мать Елизавета, укрывшаяся в Вестминстерском аббатстве, выдала сына его дяде Ричарду III - вероятно, вняв рекомендациям кардинала Буршье. Ричард, дядя мальчика, заключил его вместе с братом Эдуардом V в Тауэр, откуда они бесследно исчезли, возможно, убитые по приказу короля.

     (Энциклопедия  Кольера)

 

     Данный  текст относится к научному стилю  речи, так как:

     1. Сфера общения: сфера научных  знаний (статья в энциклопедии).

     2. Цель научного сообщения: по  возможности точно и полно  определить факты окружающей  действительности, показать причинно-следственные  связи между явлениями и т.д.

     3. Основные стилевые черты (требования):

     - логичность (в изложении текста соблюдается строгая последовательность, все факты связаны по смыслу: говорится о происхождении английской королевской династии Йорков, её наиболее выдающихся представителях, основных этапах их жизни, гибели. Видом связи предложений в отрывке, принадлежащем к научному стилю, является повторение имён существительных);

     - точность сжатость при информационной  насыщенности содержания (в нескольких  предложениях сообщается о том,  когда появились Йорки, кто являлся их наиболее яркими представителями, какие поступки они совершили и как погибли). Стремлением к информационной насыщенности обусловливается отбор наиболее емких и компактных синтаксических конструкций. В тексте преобладают простые распространенные и сложноподчиненные союзные предложения);

     - отвлечённо-обобщённость (широко используется абстрактная лексика, называющая общие понятия или представления. Наиболее абстрактной является общенаучная и терминологическая лексика (династии. Младшая линия династии, эмблема, протектор и др.). Преобладание имени над глаголом. Распространены формы 3-го лица глаголов как наиболее отвлеченно-обобщенных по значению (находились, принимал, становился и пр.));

     - объективность высказывания (текст  строится на основе достоверных  качественных и количественных  характеристик: даются конкретные цифры и названия (…вылилось в войну Алой и Белой Роз (1455-1485)… В 1394-1399 три раза становился регентом на время отсутствия Ричарда II в Англии. С 1447 в течение 10 лет - наместник короля в Ирландии. и пр.)).

     4. Языковые особенности:

     а) в области лексики. Главное назначение текста – обозначить и объяснить  какие-либо явления (в данном случае – рассказать об истории хазар).

           1. Использование  3 пластов лексики:

     - общеупотребительной лексики (английская, стал, находились и пр.);

     - общенаучных понятий (герцог, кардинал и др.);

     - терминологической лексики (суверен, регент, протектор и др.).

           2. Широкое использование  терминов ((младшая линия династии, дом Йорков, регент, протектор и др.).

           3. Широкое использование  абстрактной лексики (династия, титул, противостояние, должность, пожалование и др).

           4. Частая повторяемость  ключевых слов (ключевые слова  выделены в тексте подчёркиванием).

           5. Отсутствие образных  средств.

           6. Использование  речевых клише (находились в противостоянии, вылилось в войну и др.).

     б) в области морфемики и словообразования: использование суффиксов, придающих словам абстрактное значение (суффикс -ени- – заключение, -ость- – должность).

     в) в области морфологии.

           1. Именно строй  речи (преобладание имени над  глаголом).

           2. Использование отглагольных существительных, передающих объективные процессы и явления (противостояние, отсутствие).

           3. Отсутствие местоимений  и глаголов 1 и 2 лица.

           4. Использование  кратких прилагательных (пожалован).

           5. Использование  отыменных производных предлогов (начиная с).

           6. Отсутствие восклицательных  частиц и междометий.

     г) в области синтаксиса.

           1. Прямой порядок  слов: подл. ск. … (например, Эдуард был убит в битве при Азенкуре…).

           2. Широкое использование  сочетаний сущ.+сущ. в Р.п. (линия династии, сын правившего государя и др.).

           3. Использование  составных именных сказуемых (был пожалован).

           4. Использование  пассивных конструкций (…вылилось в войну Алой и Белой Роз (1455-1485), названную так много лет спустя по якобы использовавшимся сторонами эмблемам…).

           5. Обилие сложных  предложений с подчинительными  союзами (Титул возник в 1385, когда герцогом Йоркским стал Эдмунд Ленгли. В 1399 покорился Генриху Ланкастеру, который стал королем Генрихом IV.).

           6. Частое употребление причастных и деепричастных оборотов, которые используются для свёртывания (сжатии) информации (начиная с 1399 они находились …, заговорщики предполагали, свергнув Генриха …, вероятно, вняв рекомендациям кардинала Буршье... и пр.).

           5. Использование  вводных слов, которые выражают  логическую связь между частями (это, однако, верно).

     5. Тип речи: описание.

 

Что значит быть воспитанным?

     Воспитанный человек... Если о вас скажут такое, считайте, что удостоились похвалы. Так что же такое воспитанность? Это не только хорошие манеры. Это  нечто более глубокое в человеке. Быть воспитанным — значит быть внимательным к другому, деликатным, тактичным, скромным. Мне представляется, что таким был артист Художественного театра Василий Иванович Качалов. Он непременно запоминал все имена и отчества людей, с которыми встречался. Он уважал людей и всегда интересовался ими. При нем каждая женщина чувствовала себя привлекательной, достойной заботы. Все ощущали себя в его присутствии умными, очень нужными. Однажды поздно вечером Василий Иванович увидел две странные женские фигуры. Это оказались слепые, которые заблудились. Качалов немедленно предложил им свои услуги, проводил до трамвая, помог сесть в вагон. Корни этого поступка не просто в знании хорошего тона, а в сердечности и доброте к людям. Значит, все дело в мыслях и побуждениях. А знание норм поведения только помогает проявлению внутренней доброты и человечности.

     (По  С. Гиацинтовой) 

     Данный  текст относится к публицистическому  стилю речи:

     1. Сфера общения: общественно-политическая  сфера деятельности, СМИ (статья в газете).

     2. Цель научного сообщения: сообщая  факты, формировать общественное  мнение, активно воздействовать  на разум и чувства человека  и пр.

     3. Основные стилевые черты (требования):

     - актуальность проблематики (автором затрагивается вопрос «что значит быть воспитанным», с каждым днём становящийся всё более актуальным в нашем мире. Таким образом, в тексте реализуется языковая функция воздействия, с которой совмещается информативная функция);

     - политическая страстность и образность (автор, передавая факты, выражает свое отношение к ним (чувство уважения по отношению к 
В.И. Качалову) Этим обусловлена яркая эмоционально-экспрессивная окраска публицистического стиля, не характерная ни для научной, ни для официально-деловой речи);

     - острота и яркость изложения (автором используется большое количество выразительных средств – метафор, эпитетов, фразеологизмов (удостоились похвалы, странные фигуры и др.), с помощью которых реализуется вторая основная функция публицистики – популяризаторская).

     4. Языковые особенности:

     а) в области лексики

            1. Наличие готовых  стандартных формул (или речевых  клише), которые носят не индивидуально-авторский,  а социальный характер, и штампов  (хорошие манеры, предложил услуги, корни поступка и др.).

            2. Использование изобразительно-выразительных средств:

     - эпитетов (две странные фигуры);

     - фразеологизмов (удостоились похвалы).

     б) в области морфемики и словообразования: -.

     в) в области морфологии

            1. Единственное число имени существительного в значении множественного (Это нечто более глубокое в человеке).

            2. Родительный падеж имени существительного (имена и отчества людей, корни поступка и др.).

            3. Императивные формы глагола (Если о вас скажут такое, считайте, что удостоились похвалы).

            4. Частое употребление отрицательный частицы не (не только, не просто и др.).

     г) в области синтаксиса

            1. Риторические вопросы (Так что же такое воспитанность?)

            2. Предложения с измененным (обратным) порядком слов (…таким был артист Художественного театра Василий Иванович Качалов).

            2. В заголовке («Что значит быть воспитанным?») содержится вопрос, который активно отсылает читателя к содержанию самой статьи.

Информация о работе Стилистический анализ текста