Сущность словарной работы и ее значение для речевого интеллектуального развития ребенка

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 01:27, контрольная работа

Описание работы

«Словарная работа – целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка». М.М. Алексеева, В.И. Яшина [1]
В современной методике словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка. Развитие словаря понимается как длительный процесс количественного накопления слов, освоения их социально закрепленных значений и формирование умения использовать их в конкретных условиях общения.

Работа содержит 1 файл

Контрольная по Развитию речи.docx

— 477.47 Кб (Скачать)

Сущность словарной работы и ее значение для речевого интеллектуального развития ребенка.

   «Словарная  работа – целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка». М.М. Алексеева, В.И. Яшина [1]

   В современной методике словарная  работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава  родного языка. Развитие словаря понимается как длительный процесс количественного накопления слов, освоения их социально закрепленных значений и формирование умения использовать их в конкретных условиях общения.

   Слово обеспечивает содержание общения. Свободная устная речь опирается прежде всего на владение достаточным словарным запасом.

   Для того чтобы раскрыть сущность и значение словарной работы с детьми, ее место  в общей системе работы по развитию речи, обратимся к характеристике слова, его роли в языке и речи.

   В современной научной литературе слово рассматривается как знак, обозначающий результат познания, мышления. В слове кодируется познавательный опыт. Язык как средство общения  – это прежде всего язык слов. Словами называются конкретные предметы, отвлеченные понятия, выражаются чувства и отношения.

   Лингвисты выделяют такие обязательные свойства слова, как фонетическая выраженность, грамматическое оформление, семантическая  валентность, т.е. наличие значения и способность слова сочетаться с другими словами. Отсюда вытекает важный методический вывод о необходимости  овладения словом в единстве его  лексического, грамматического значений и языковой формы (звуковой, морфологической) на основе активного использования в речи.

   Главной особенностью слова является единство его лексического и грамматического  значений. Лексические значения –  сгустки человеческих знаний об определенных сторонах действительности, без их усвоения невозможно овладение речью  как средством общения и орудием  мышления. Значение слова имеет сложное  строение. Во-первых, в нем можно  выделить предметную отнесенность, т.е. обозначение предмета, номинацию. В  семантике слова различают и  вторую сторону – систему абстракций и обобщений, которая скрывается за словом, систему связей и отношений, которая в нем выражается. Например, слово стол указывает на определенный предмет – стол, но вместе с тем  выделяет существенный признак предмета – наличие настила от корня  стил, постилать, настилать, а также обозначает столы любой формы, любого вида.

   Соотношение наглядных образных компонентов  слова с абстрактными, обобщающими в разных словах разное. Человек пользуется словами, выбирая одно из возможных значений. Реальное употребление слова всегда является процессом выбора нужного значения из целой системы всплывающих альтернатив.

   С физиологической точки зрения слово  является универсальным средством  сигнализации, которое может заменить все возможные для человека раздражители. Усвоение слова есть образование  временной нервной связи между  ним и образом объекта реального  мира. Эти связи образуются в коре головного мозга по законам, открытым И. П. Павловым. Слово только тогда  становится заменителем реального  предмета, когда в его основе есть конкретные представления. Бывает, что, запомнив слово, ребенок не всегда соотносит  его с действительностью. В этом случае нарушается связь между первой и второй сигнальными системами и искажаются его представления об окружающем мире. Физиологическая сущность слова, так же как и его лингвистические характеристики, обусловливают такой принцип в обучении языку и речи, как наглядность.

   С психологической точки зрения значение есть обобщение, выражающее понятие. Значение слова есть «единство обобщения  и общения, коммуникации и мышления». «Обобщение и значение слова суть синонимы». Именно в значении слова  «завязан узел того единства, которое  мы называем речевым мышлением» (Л. С. Выготский). Взгляд на слово как  на «феномен мышления» определяет своеобразие  и роль словарной работы с детьми. Она тесно связана с развитием  познавательной деятельности, с накоплением  представлений об окружающей жизни, с формированием элементов понятийного  мышления.

   Следует различать значение и смысл слова. Смысл – это содержание слова  в речи, в определенном контексте. Слово в речи может приобретать различные смысловые и эмоционально-экспрессивные оттенки в зависимости от своего сочетания с другими (сравните, например, значение слова тяжелый в предложениях: Тяжелый груз; Особенно тяжелые испытания выпали на нашу долю в начале войны – С. Смирнов; За ним повсюду Всадник Медный тяжелой поступью скакал – А. Пушкин; Склонила тяжелую голову рожь – Я. Дягутите). Большая роль в изменении смысла слова в речи принадлежит также интонации, с которой оно произносится.

   Ребенок только тогда может освоить значение слова, когда оно будет употребляться  в словосочетаниях, предложениях, связном  высказывании. Поэтому формирование словаря должно проходить в тесной взаимосвязи с развитием связной  речи детей. С одной стороны, в  речи создаются условия для выбора наиболее подходящих по смыслу слов, для  действительного освоения лексики  языка, а с другой – точность и  разнообразие словарного запаса является важнейшим условием развития самой  связной речи.

   Таким образом, для выяснения сущности словарной работы в детском саду очень важно подчеркнуть, что  значение слова можно определить на основе установления трех сторон: 1) соотнесенности слова с предметом, 2) связи слова с определенным понятием, 3) соотнесенности слова с  другими лексическими единицами  внутри лексической системы языка (В. А. Звегинцев). Усвоить значение слова  – значит овладеть всеми его сторонами.

   Особенности развития словаря  по возрастным группам.

   Особенность словарной работы в дошкольном учреждении состоит в том, что она связана  со всей воспитательно-образовательной  работой с детьми. Обогащение словарного запаса происходит в процессе ознакомления с окружающим миром, во всех видах  детской деятельности, повседневной жизни, общении. Работа над словом уточняет представления ребенка, углубляет  его чувства, организует социальный опыт. Все это имеет особое значение в дошкольном возрасте, поскольку  именно здесь закладываются основы развития мышления и речи, происходит становление социальных контактов, формируется личность.

    В развитии словаря детей дошкольного возраста выделяют две стороны: количественный рост словарного запаса и его качественное развитие, т.е. овладение значениями слов.

   Остановимся кратко на характеристике каждой из сторон.

   Количественный  рост словаря. Дошкольный возраст –  период быстрого обогащения словаря. Его  рост находится в зависимости  от условий жизни и воспитания, поэтому в литературе данные о  количестве слов дошкольников одного и того же возраста очень разнятся между собой.

    • Первые осмысленные слова появляются у детей к концу первого года жизни. В современной отечественной методике нормой считается 10–12 слов к году.
    • После 1,5 лет обогащение активного словаря происходит быстрыми темпами, и к концу 2-го года жизни он составляет 300 – 400 слов.
    • К 3-м годам может достигать 1500 слов. Огромный скачок в развитии словаря происходит не только и не столько за счет заимствования слов из речи взрослых, сколько за счет овладения способами образования слов. Развитие словаря осуществляется за счет слов, обозначающих предметы ближайшего окружения, действия с ними, а также отдельные их признаки. В последующие годы количество употребляемых слов также быстро возрастает, однако темпы этого прироста несколько замедляются. Третий год жизни – период наибольшего увеличения активного словарного запаса.
    • К 4 годам количество слов доходит до 1900.
    • В 5 лет – до 2000 – 2500
    • А в 6 – 7 лет до 3500 – 4000 слов.

   Особенно  быстро увеличивается число существительных  и глаголов, медленнее растет число  используемых прилагательных. Это объясняется, во-первых, условиями воспитания.

   Задачи  и содержание словарной  работы.

   Важную  роль играет обогащение речи дошкольников словами, обозначающими качества и  свойства предметов, а также элементарные понятия. Эти задачи появляются в  средней группе и особенно важное значение приобретают в старших.

   Переход к обобщениям возможен тогда, когда  ребенок накопил достаточный  запас конкретных впечатлений об отдельных предметах и соответствующих  словесных обозначений.

   В старшей и подготовительной к  школе группах детей приучают дифференцировать качества, свойства предметов по степени их выраженности (кисленький, кисловатый, кисло-сладкий, кислый-кислый, кислющий), а также усвоенные ранее понятия (посуда кухонная, чайная). В этих группах, особенно в подготовительной к школе, уделяется внимание ознакомлению детей с образным словарем, синонимами, антонимами, эпитетами, сравнениями.

   Ребенка дошкольного возраста, особенно старшего, следует приучать воспринимать, т. е. слышать, понимать и отчасти запоминать, и использовать в речи отдельные  простые по содержанию, доступные  ему выражения из народно-разговорной  фразеологии, в том числе устойчивые словосочетания, пословицы и поговорки. Маленькому ребенку трудно усвоить  общее значение словосочетания, которое  не зависит от конкретного смысла слов, его составляющих (на седьмом  небе и т. п.). Поэтому воспитатель  должен включать в свою речь выражения, смысл которых будет ясен детям  при определенной ситуации или при  соответствующем объяснении, например: вот тебе и раз, капля в море, мастер на все руки, уши вя-щт, водой не разольешь, держать себя в руках и т. п.

   Закрепление и уточнение словаря. Эта задача понимается прежде всего как помощь ребенку в освоении обобщающего значения слов, а также в их запоминании.

   Все виды труда выдвигают широчайшие возможности для обогащения речи детей. В трудовом общении с детьми им должна быть дана номенклатура разнообразных  материалов, орудий труда и их частей, многочисленных трудовых действий и приемов.

   Большие возможности для обогащения и  активизации словаря представляет бытовая деятельность (еда, одевание и пр.). Чрезвычайно важна для  развития словаря детей их трудовая деятельность, особенно коллективная. Детям становится понятно значение многих слов, потому что они связаны с чувственными восприятиями, а характер трудового общения способствует использованию ребенком приобретенных слов и закреплению их в памяти.

   Методы  и приемы словарной  работы.

   Собственно, каждое слово, произносимое человеком, является живым словом, но мы в ряду занятий по развитию речи под названием  «занятия по живому слову» подразумеваем  такие занятия, которые не требуют  иллюстративного материала, а черпают  содержание из готовых запасов представлений  детей.

   Развитие  речи и словаря детей, овладение  богатствами родного языка составляет один из основных элементов формирования личности, освоения выработанных ценностей  национальной культуры, тесно связано  с умственным, нравственным, эстетическим развитием, является приоритетным в  языковом воспитании и обучении дошкольников.

   Формирование  возможностей речевого общения дошкольников  предполагает включение в жизнь  ребенка в детском саду, специально спроектированных ситуаций общения (индивидуальных и коллективных), в которых воспитатель  или учитель ставит определенные задачи развития речи, а ребенок  участвует в свободном общении. В этих ситуациях расширяется  словарь, накапливаются способы  выражения замысла, создаются условия  для совершенствования понимания  речи.

   При организации совместных специальных  игр ребенку обеспечены возможность  выбора языковых средств, индивидуального  «речевого вклада» в решение  общей задачи - в таких играх  у детей развивается способность  выражать собственные мысли, намерения  и эмоции в постоянно меняющихся ситуациях общения.

   Методика развития словаря в процессе обучение рассказыванию по картинам.

В практике дошкольного обучения речевые задачи решаются на специально организованных занятиях по развитию речи, которые  носят, как правило, комплексный  характер.

Наиболее  оправданная форма обучения дошкольников рассказыванию — дидактическая  игра, которая имеет определенную структуру: дидактическую задачу, игровые  правила и игровые действия.

Предлагаемое  пособие включает в себя игры как  с изображенным на картине объектом, так и в целом по содержанию всей картины.

Часть игр направлена на обучение ребенка  описательному рассказыванию, часть  — опосредованно касается содержания картины и направлена на развитие воображения. Сформированные у детей  умения систематизировать, классифицировать, прогнозировать и преобразовывать  в дальнейшем могут использоваться ими при построении собственных  рассказов.

Информация о работе Сущность словарной работы и ее значение для речевого интеллектуального развития ребенка