Тактика ведения спора

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 02:25, реферат

Описание работы

Любой человек может побеждать в споре. Замкнутые в своих психических темницах, многие никогда не спорят. А многие из тех, кто решился спорить, проигрывают, впадают в депрессию и замыкаются в себе. Многие спорят совсем неумело, подобно человеку, никогда не державшему в руках бейсбольную биту, который машет и машет ею, пока, наконец, случайно не попадет по мячу.

Работа содержит 1 файл

ТАКТИКА ВЕДЕНИЯ СПОРА.doc

— 181.50 Кб (Скачать)

 

Стадии спора

 

 

1. Стадия преткновения.

     На данном этапе, оппоненты выясняют, что существует проблема, в которой их мнения расходятся. Тем самым, образуется некое пространство спора.

 

 

 

2. Стадия объективного  несогласия.

 

     Оппоненты начинают доказывать свою правоту, прибегая к опыту человечества. В ход идут любые знания, полученные из посторонних источников. Стадия заканчивается тогда, когда оппоненты исчерпывают запасы знаний.

 

3. Стадия субъективного  несогласия.

 

     Исчерпав знания, спорщики начинают объяснять свою позицию, прибегая уже к аргументам, порожденных собственным опытом. Появляется некоторый эмоциональный момент. Доводы и контрдоводы, начинаются со слов: “Я думаю…” или “Мне не нравится то, что…”

 

4. Стадия меряния  Дао.

 

     Оппоненты утверждают, что они правы потому, что прожили жизнь и что-то в ней сделали (достигли). Например: “Молодой человек! У меня два высших образования, а вы учите меня вскапывать грядки!” Логика уже полностью отсутствует, спор ведется от сердца.

 

5. Стадия дзенского спора.

 

     Именно тут со спорщиками случается озарение и они понимают, что любой спор сводится к одному доводу и одному контрдоводу. Причем, по сути они одинаковы. Более того, оппоненты осознают, что именно отсюда следовало бы и начать выяснение отношений, сохранив много бесценного времени. Все равно, друг друга не переубедишь! Открывается картина идеального спора, его квинтэссенции.

 

Уловки и  ошибки в споре

 

     Так в чем же состоит искусство спора? А искусство в том, что бы знать все уловки и ошибки при ведении спора, и правильное их использование.

Во время спора стороны могут совершать ошибки, сознательно или ненамеренно. Сознательные ошибки являются уловками - приемами, с помощью которого хотят облегчить спор для себя или затруднить спор для противника, которые могут быть позволительными или непозволительными (недобросовестными приемами). Ниже приведены основные типы ошибок и уловок в споре.

 

Ошибки в  доказательствах

 

Ошибки в доказательствах  бывают, главным образом, трех видов:

 

· Отступление от тезиса

 

· Ошибка в доводах

 

· Ошибка в связи между доводами и тезисом, в "рассуждении".

 

Позволительные (добросовестные) уловки в доказательстве.

 

· Оттягивание возражения.

Противодействие: настаивание на ответе

 

 

· Разработка слабости.

Противодействие: признание слабости и снятие довода

 

· Проведение доводов в пользу доказываемой мысли так, чтобы противник не за метил, что они предназначаются для этой цели.

Противодействие: требование ясного выражения цепочки доводов

 

· Проведение противоречащего довода.

Противодействие: обращение внимания на противоречивость высказываемых доводов.

 

· Субъективный довод может быть заведомо для нас ложным или, во всяком случае, недоказательным, но собеседник считает его истинным.

Противодействие: требование высказать отношения к субъективному доводу.

 

Непозволительные (недобросовестные) уловки или софизмы в

доказательстве.

 

· Неправильный "выход из спора".

Противодействие: указание на ошибку, обвинение в недобросовестности, если участник продолжает применять уловку

 

· Срыв спора - не давать противнику говорить.

 

· "Доводы к городовому". Если спор разыгрывается не в его пользу -

человек обращается ко властям  предержащим, указывая на опасность

тезиса для государства  или общества и т.д.

 

· Инсинуация. Человек стремится подорвать в слушателях или читателях доверие к своему противнику, а, следовательно, и к его доводам, и пользуется для этой цели коварными безответственными намеками.

 

Намеренные  ошибки (софизмы) и ненамеренные ошибки в доказательстве.

 

     Cофизм и ошибка различаются не по существу, не логически, а только

психологически, так как ошибка - не намеренна, а софизм - намерен.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод

 

     В выводе хочется еще раз отметить, что спор это неотъемлемая часть нашей жизни и что именно в споре рождается правда. Поэтому напоследок приведу несколько полезных правил для ведения спора не тратя свои нервы время.

 

Правило № 1. Возлюби  оппонента своего.

     Прежде всего, нужно посмотреть на своего оппонента объективно. Зачастую мы считаем, что человек не прав, только потому, что он нам не симпатичен.

 

Правило № 2. Сначала похвали того, кого хочешь «растерзать».

     Чтобы собеседник настроился на цивилизованную дискуссию, необходимо выразить уважение к его мнению. Признай его точку зрения, согласись с каким-нибудь высказыванием, а затем переходи к своему «но».

 

Правило № 3. Не торопись сказать: «Ты не прав».

     Не следует сразу заявлять, что оппонент не прав. Это обижает, получается будто человека с ходу называют дураком. Кому это понравится?

 

Правило № 4. Прикинься  шлангом на несколько минут.

     Иногда очень помогает сделать вид, что не совсем понимаешь, что именно хочет сказать твой собеседник. Возможно, он сам не очень понимает своей позиции, и просто глупо уперся. Пусть еще поразмыслит, сформулирует мысль лучше.

 

 

 

 

Правило № 5. Не переходи на личности.

     Придержи рвущиеся с языка слова: «Только у ненормального может быть такое мнение». Замени их на: «У меня другая точка зрения». Тем самым и докажешь лишний раз, кто умнее.

 

Правило № 6. Не мни себя пупом Земли и не позволяй этого другим.

     Если один из спорщиков смотрит на другого свысока, ничего хорошего из дискуссии не выйдет.

 

Правило № 7. Не подавай свои мысли, как истину.

     Критикуя чье-либо высказывание, сделай акцент на том, что твоя точка зрения – это частное мнение.

 

Правило № 8. Гни свою линию, логично выстраивая аргументы.

     Берись доказывать свою точку зрения только после того, как выскажется собеседник.

 

Правило № 9. Проигрывая, радуйся.

     Если твоему собеседнику удалось переубедить тебя, не нужно расстраиваться. Сумей признать, что оказался не прав. В конце концов, если бы наше мировоззрение никогда не менялось, то мы бы не развивались.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

1. Поварнин С.И. Искусство спора. О теории и практике спора. 2-е издание.

: изд. Флинта, Наука  2002

2. http://www.sunhome.ru/psychology/12077

3. http://pinaeffv.uzveli.info/?tag=теория-спора

4. http://www.klerk.ru/boss/articles/60291/

5. Скаженик Е.Н. Практикум по деловому общению: Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2005.




Информация о работе Тактика ведения спора