Тропы и стилистические фигуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 13:00, доклад

Описание работы

ГИПЕРБОЛА (греч. hyperbole — преувеличение) - разновидность тропа, основанная на преувеличении («реки крови», «море смеха»). Средствами гиперболы автор усиливает нужное впечатление или подчеркивает, что он прославляет, а что высмеивает. Гипербола встречается уже в древнем эпосе у разных народов, в частности в русских былинах.

Работа содержит 1 файл

ТРОПЫ И СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ.doc

— 90.50 Кб (Скачать)

                              Мороз - воевода дозором

                              Обходит владенья свои.

                                                    Н.А. Некрасов 

            АЛЛЕГОРИЯ (греч. allegoria - иносказание) - конкретное изображение предмета или явления действительности, заменяющее абстрактное понятие или мысль. Зеленая ветка в руках человека издавна являлась аллегорическим изображением мира, молот являлся аллегорией труда и т. д. 
Происхождение многих аллегорических образов следует искать в культурных традициях племен, народов, наций: они встречаются на знаменах, гербах, эмблемах и приобретают устойчивый характер. 
Многие аллегорические образы восходят к греческой и римской мифологии. Так, образ женщины с завязанными глазами и с весами в руках - богини Фемиды - аллегория правосудия, изображение змеи и чаши - аллегория медицины. 
Аллегория как средство усиления поэтической выразительности широко используется в художественной литературе. Она основана на сближении явлений по соотнесенности их существенных сторон, качеств или функций и относится к группе метафорических тропов.

В отличие от метафоры, в аллегории переносное значение выражено фразой, целой мыслью или даже небольшим произведением (басня, притча). 

            ГРОТЕСК (франц. grotesque – причудливый, комичный) - изображение людей и явлений в фантастическом, уродливо-комическом виде, основанное на резких контрастах и преувеличениях.

                                    Взъярённый на заседание врываюсь лавиной,

                                    Дикие проклятья дорогой изрыгая.

                                    И вижу: сидят людей половины.

                                    О дьявольщина! Где же половина другая?

                                                              В. Маяковский 

            ИРОНИЯ (греч. eironeia - притворство) - выражение насмешки или лукавства посредством иносказания. Слово или высказывание обретает в контексте речи смысл, противоположный буквальному значению или отрицающий его, ставящий под сомнение.

                              Слуга влиятельных господ,

                              С какой отвагой благородной

                              Громите речью вы свободной

                              Всех тех, кому зажали рот.

                                                                  Ф.И. Тютчев 

            САРКАЗМ (греч. sarkazo, букв. - рву мясо) -  презрительная, язвительная насмешка; высшая степень иронии. 

           АССОНАНС (франц. assonance - созвучие или откликаюсь)  -  повторение в строке, строфе или фразе однородных гласных звуков.

                                 О весна без конца и без краю -

                                 Без конца и без краю мечта!

                                                                      А. Блок 

            АЛЛИТЕРАЦИЯ (ЗВУКОПИСЬ) (лат. ad - к, при и littera - буква) -  повторение однородных согласных, придающее стиху особую интонационную выразительность.

                               Вечер. Взморье. Вздохи ветра.

                               Величавый возглас волн.

                               Близко буря. В берег бьется

                               Чуждый чарам черный челн…

                                                          К. Бальмонт 

            АЛЛЮЗИЯ (от лат. allusio - шутка, намек) - стилистическая фигура, намёк посредством сходнозвучащего слова или упоминания общеизвестного реального факта, исторического события, литературного произведения («слава Герострата»). 

            АНАФОРА (греч. anaphora - вынесение) -  повторение начальных слов, строки, строфы или фразы.

           Ты  и убогая,

                                 Ты и обильная,

                                 Ты и забитая,

                                 Ты и всесильная,

                                 Матушка-Русь!…

                                                Н.А. Некрасов 

            АНТИТЕЗА ( греч. antithesis – противоречие, противоположение) - резко выраженное противопоставление понятий или явлений. 
   Ты богат, я очень беден;

                                Ты прозаик, я поэт;

                                Ты румян, как маков цвет,

                                Я, как смерть, и тощ и бледен.

                                                                    А.С. Пушкин

        Ты и  убогая, 
        Ты и обильная, 
        Ты и могучая, 
        Ты и бессильная…

                 Н. Некрасов

           Так мало пройдено дорог, так много сделано  ошибок...

                 С.Есенин.

Антитеза усиливает  эмоциональную окраску речи и  подчеркивает высказываемую с ее помощью мысль. Иногда по принципу антитезы построено все произведение  

     АПОКОПА (греч.apokope – отсечение)  - искусственное укорачивание слова без потери его значения.

               …Как вдруг из лесу шасть

                    На них медведь разинул пасть …

                                              А.Н. Крылов

            Лай, хохот, пенье, свист и хлоп,

                    Людская молвь и конский топ!

                                                 А.С. Пушкин 

     БЕССОЮЗИЕ (асиндетон) – предложение с отсутствием союзов между однородными словами или частями целого. Фигура придающая речи динамичность и насыщенность.

                                Ночь, улица, фонарь, аптека,

                                Бессмысленный и тусклый свет.

                                Живи ещё хоть четверть века -

                                Всё будет так. Исхода нет.

                                                                       А. Блок 

            МНОГОСОЮЗИЕ (полисиндетон) - избыточное повторение союзов, создающее дополнительную интонационную окраску. Противоположная фигура - бессоюзие.

Замедляя речь вынужденными паузами, многосоюзие  подчеркивает отдельные слова, усиливает  ее выразительность:

        И волны  теснятся, и мчатся назад, 
        И снова приходят, и о берег бьют...

                 М. Лермонтов

           И скучно и грустно, и некому руку подать… 

                 М.Ю. Лермонтов 

            ГРАДАЦИЯ - от лат. gradatio — постепенность) — стилистическая фигура, в которой определения группируются в известном порядке — нарастания или ослабления их эмоционально-смысловой значимости. Градация усиливает эмоциональное звучание стиха:

        Не жалею, не зову, не плачу, 
        Все пройдет, как с белых яблонь дым.

                 С. Есенин  

            ИНВЕРСИЯ (лат. inversio - перестановка)  - стилистическая фигура, состоящая в нарушении общепринятой грамматической последовательности речи; перестановка частей фразы придает ей своеобразный выразительный оттенок.

           Преданья  старины глубокой

                А.С. Пушкин

           Швейцара  мимо он стрелой 

           Взлетел по мраморным ступеням

                 А. Пушкин 

            ОКСЮМОРОН (греч. oxymoron - остроумно-глупое) -  сочетание  контрастных, противоположных по значению слов (живой труп, гигантский карлик, жар холодных числ). 

     ПАРАЛЛЕЛИЗМ (от греч. parallelos — идущий рядом) — тождественное или сходное расположение элементов речи в смежных частях текста, создающих единый поэтический образ.  

           В синем море волны плещут.         

                      В синем небе звезды блещут.        

                                                 А. С. Пушкин

           Твой  ум глубок, что море.

           Твой  дух высок, что горы.

                 В. Брюсов

Параллелизм особенно характерен для произведений устного  народного творчества (былин, песен, частушек, пословиц) и близких к  ним по своим художественным особенностям литературных произведений («Песня про  купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова, «Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасова, «Василий Теркин» А. Т, Твардовского).

Параллелизм может  иметь более широкий тематический характер по содержанию, например в  стихотворении М. Ю. Лермонтова «Тучки небесные — вечные странники».

Параллелизм может  быть как словесно-образный, так и ритмический, композиционный. 

            ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ - экспрессивный синтаксический прием интонационного деления предложения на самостоятельные отрезки, графически выделенные как самостоятельные предложения. («И снова. Гулливер. Стоит. Сутулясь» П. Г. Антокольский. «Как обходительна! Добра! Мила! Проста!» Грибоедов.  «Митрофанов усмехнулся, помешал кофе. Сощурился».

 Н. Ильина. «С девушкой он скоро поссорился. И вот из-за чего». Г. Успенский.) 

     ПЕРЕНОС (франц. enjambement - перешагивание) - несовпадение синтаксического  членения речи и членения на стихи. При переносе синтаксическая пауза внутри стиха или полустишия сильнее, чем в  его конце.

                                 Выходит Пётр. Его глаза

                                 Сияют. Лик его ужасен.

                                 Движенья быстры. Он прекрасен,

                                 Он весь, как божия гроза.

                                                                А. С. Пушкин 

            РИФМА (греч. «rhythmos» - стройность, соразмерность) - разновидность эпифоры; созвучие концов стихотворных строк, создающее ощущение их  единства и родства. Рифма подчёркивает границу между стихами и связывает стихи в строфы.

                      

            ЭЛЛИПСИС (греч. elleipsis - выпадение, опущение)  -  фигура поэтического синтаксиса, основанная на пропуске одного из членов предложения, легко восстанавливаемого по смыслу (чаще всего сказуемого). Этим достигается динамичность и сжатость речи, передается напряженная смена действия. Эллипсис — один из видов умолчания. В художественной речи передаёт взволнованность говорящего или напряженность действия:

        Мы села — в пепел, грады — в прах, 
        В мечи — серпы и плуги.

                 В. Жуко

           День  в тёмную ночь влюблён,

                                  В зиму весна влюблена,

                                   Жизнь – в смерть…

                                   А ты?... Ты в меня!

                                                         Г. Гейне

Информация о работе Тропы и стилистические фигуры