Виды красноречия

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 15:56, контрольная работа

Описание работы

Классификация видов красноречия, типов речи и соответствующих им ответвлений риторики складывалась постепенно, на протяжении многих веков, поэтому в ней есть разночтения. Чтобы избежать их по возможности, здесь в качестве критерия берется сфера социальной деятельности говорящих (и воспринимающих речь) лиц.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ПОЛИТИЧЕСКОЕ КРАСНОРЕЧИЕ 4
РЕЧЬ ДИПЛОМАТА 7
АКАДЕМИЧЕСКОЕ КРАСНОРЕЧИЕ 9
ВОЕННОЕ КРАСНОРЕЧИЕ 10
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ СЛОВО 11
ДЕЛОВАЯ РЕЧЬ 13
СУДЕБНЫЕ ДИСКУССИИ 15
МЫСЛЕННЫЕ МОНОЛОГИ И ДИАЛОГИ 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 20

Работа содержит 1 файл

виды красноречия.doc

— 104.50 Кб (Скачать)

    Решение суда опирается не только на дискуссию, но и на показания свидетелей, признания обвиняемых, но высокая культура, нравственное благородство, знание жизни и психологии, наконец, человеческое обаяние самих юристов во многом определяют исход суда.

    Ход судебного разбирательства привлекает многих, и не праздное любопытство здесь главная причина. Судебный процесс — своеобразная школа жизни, справедливости, культуры, мышления и языка, школа высочайшей ответственности, ведь от мастерства до внутреннего чувства справедливости юриста зависят судьбы людей.

    Лучшие  ораторы всегда выступали против усложненной речи на суде, особенно против употребления специальных иноязычных терминов — типа ингредиент, феномен, которые часто непонятны подсудимому.

    Судебная  практика требует высокой точности терминов и даже обычных разговорных слов, не допускает смешивания паронимов: необходимо отличать зачинщика от подстрекателя, не смешивать премию с вознаграждением или заработком, кровотечение с кровоизлиянием, аффект с эффектом.

    Русские судебные ораторы обращались не только к разуму, но и к чувствам присяжных и судей: советовали даже не скупиться на метафоры.

    Но  судебные речи не ограничиваются только дискуссией сторон. Сам судебный процесс — это лишь видимая часть айсберга, т. е. следствия, которое иногда длится годами. И строится оно тоже на текстах, составляющих иногда десятки томов: это протоколы допросов, свидетельские показания, материалы прессы, письма, личные записи, а бывают и запрещенные средства, например перлюстрация писем и подслушивание телефонных разговоров.

    Процесс общения следователя с подозреваемым  чрезвычайно сложен и поучителен, это общение не раз становилось  предметом художественного исследования в лучших произведениях мировой  литературы, например в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

    Вообще  ситуации, связанные с нарушениями  правовых и нравственных норм, через  речи, внешние и внутренние, возможно, ярче всего обнажают обычно скрываемый мир самых темных и самых светлых  побуждений человека. И его суд  над самим собой происходит в  форме беспощадного внутреннего диалога. Но об этом в следующей части.

 

Мысленные монологи и диалоги

    Традиционная  риторика никогда не включала внутреннюю речь в круг своих понятий, особенно — собственно ораторских. И здесь  она не обозначена как вид красноречия.

    Но  мысленный этап подготовки высказывания всегда был в поле ее зрения. Мысль  и слово - неразделимы. К формированию мысли привлекались законы и правила  логики, их системы разрабатывались  с высокой тщательностью, эта  сторона риторического действия ничуть не устарела.

    Современная же риторика расширяет свою сферу, распространяет ее практически на все виды речи, включая и внутреннюю, мысленную.

    Становится  ясно, что здесь одной лишь логики недостаточно. Внутренняя речь тоже имеет  свои виды, они функциональны, их критерием служит степень осознанности и управляемости (неуправляемости).

    Внешняя речь в жизни человека редко занимает больше 3— 4 часов в сутки. Лишь некоторые  профессии требуют большего. Но в  мире внутренней речи человек живет  все остальное время, кроме глубокого сна.

    Люди  бывают говорливые и молчаливые, интроверты и экстраверты. Если судить только по внешним высказываниям, то замкнутый, немногословный человек интеллектуально  неполноценен, но жизнь не подтверждает такого вывода. Скорее наоборот: болтливость сродни глупости, беспринципности.

    Возможно, что развивающая сила речи, языка, текстов может обходиться без  озвучивания и графической записи, хотя бы для самого субъекта. Если это  предположение справедливо хотя бы отчасти, то риторические правила  и фигуры не будут лишними в самовоспитании.

    Именно  в этой сфере, наиболее важной для  индивида, совершается самое ценное в человеке: акты самопознания, самосознания, самооценки, саморегуляции.

    Это область духовного мира человека, подчас сокровенной нравственной деятельности, как правило, недоступной для других людей, но жизненно важной для самого субъекта.

    Мир этот необычайно богат и мало познан: сознание, интеллект, разум, память, чутье  языка — языковая способность, речь, воображение, интуиция, тревожность, необъятный мир эмоций — это мир ценностных ориентации личности и нравственности, мир веры, убеждений, любви...

    Есть  области, которые неподвластны самому субъекту, — мир бессознательного: интуиция, тревожность, антиципация, или  предвосхищение, в какой-то степени  — воображение и творчество.

    Во  внутренней жизни человека, во всяком случае — в некоторых видах, наблюдается  раздвоение своего «я»: оно очевидно во внутреннем споре с самим собой, в ситуациях выбора, колебаний, менее  заметно при чтении и переживании  прочитанного.

    Кроме того, есть относительная свобода  этих внутренних монологов и особенно диалогов — и во времени («меня  никто и ничто не торопит»), и  в отношении возможных неудач и ошибок («меня никто не осудит, кроме меня самого»).

    Эта свобода создает для субъекта условия недосягаемой во внешней речи глубины творчества: именно во внутреннем диалоге совершаются решения самых трудных и ответственных задач, делаются изобретения и открытия, порождаются новые идеи!

 

заключение

    Платон  и Аристотель уделили существенное внимание дружеской беседе как предмету риторики. Аристотель считал наличие хорошего друга главным компонентом счастья: беседа облагораживает людей, обогащает их, приносит радость.

    Но  житейское общение далеко не исчерпывается  беседами друзей. Это деловые переговоры, застольные речи, праздничное веселье, нравственно-назидательные советы и требования к членам семьи; шутки, остроумные рассказы и парадоксы, литературные, научные, политические споры и интимные объяснения...

    Все это — элементы культуры, и каждый человек должен владеть ими и для самоутверждения, и для удовольствия, а нередко — и прагматическими целями.

    В XX в. сфера влияния риторической теории и практики расширилась, ее цель теперь определяется как поиск оптимального алгоритма эффективного общения в современном обществе. В это определение, несомненно, включаются разнообразные формы речей.

 

список литературы

  1. Добрович  А.Б. Общение: наука и искусство. М.: Инфра-М, 1999.
  2. Иванова С.Ф. Путь к современной риторике. М.: Юнити, 2000.
  3. Кузин Ф.А. Культура делового общения: Практическое пособие для бизнесменов. М.: Инфра-М, 2000.
  4. Кузнецов И.Н. Риторика. Учебное пособие. Минск: ТетраСистемс, 2003.
  5. Хаммонд Н. История Древней Греции. М.: Центрполиграф, 2003.
  6. Дятлов К. Мы все учились понемногу… //Социс. – 2001. - № 6. С. 11-16.

Информация о работе Виды красноречия