Виды речевой деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 18:15, контрольная работа

Описание работы

Цель данного реферата – рассмотреть каждый вид речевой деятельности отдельно, а также изучить недостатки речи и способы их преодоления.

Содержание

Часть 1
Введение стр. 3
1. Виды речевой деятельности: стр. 4
1.1 Чтение стр. 4
1.2 Слушание стр. 6
1.3 Говорение стр. 8
1.4 Письмо стр. 10
2. Недостатки видов речевой деятельности и способы их преодоления стр. 11
3. Заключение стр. 15
Список литературы стр. 16
Часть 2
Речь – рассуждение на тему: «Жареный голубь не залетит тебе в рот».

Работа содержит 1 файл

Речевая коммуникация.docx

— 35.27 Кб (Скачать)

 

  1. Недостатки видов речевой деятельности и способы их преодоления

 

Типичными недостатками чтения являются:

  1. Регрессии, т.е. неоправданные, механические возвраты к уже прочитанному, замедляющие процесс чтения.
  2. Артикуляция, т.е. внутреннее проговаривание читаемого текста, замедляющее скорость чтения в 3-4 раза.
  3. Малое поле зрения. Когда за одну фиксацию взгляда воспринимается 2-3 слова, глазам приходится делать много остановок. Чем шире поле зрения, тем больше информации воспринимается при каждой остановке глаз. Человек, обученный технике чтения, за одну фиксацию взгляда может воспринимать всю строку, а иногда и абзац.
  4. Слабое развитие механизма смыслового прогнозирования. Умение предугадывать написанное и делать смысловые догадки необходимо для повышения эффективности чтения.
  5. Низкий уровень организации внимания. Скорость чтения большинства читателей намного ниже той, которую они могли бы иметь без ущерба для восприятия, если бы могли контролировать своё внимание. У медленно читающего человека внимание быстро переключается на посторонние мысли и предметы, поэтому интерес к тексту снижается.
  6. Отсутствие гибкой стратегии чтения. Нередко люди, начиная читать не ставят перед собой никакой цели, не используют правил обработки текста. На самом деле, в зависимости от цели чтения можно выбрать такие способы как чтение-просмотр, ознакомительное чтение, углублённое чтение.

Для того, чтобы избавиться от этих недостатков нужносформировать следующие умения:

Рецептивные умения:

1. Предвосхищать содержание  текста с помощью заголовка,  схемы, комментария, иллюстративного материала с опорой на наводящие вопросы.

2. Понимать общее содержание  прочитанного с выделением основной мысли, идеи, ключевой информации.

3. Понимать полное содержание  прочитанного с опорой на известные  лексические единицы и языковые  средства.

4. Извлекать из прочитанного нужный факт или событие.

5. Прогнозировать события  и факты, опираясь на заголовок,  схему, комментарий, иллюстративный  материал, с обсуждением в парной  или групповой работе.

Репродуктивные умения:

1. Воспроизводить прочитанное с опорой на ключевые слова, план, наводящие вопросы.

2. Делить текст на смысловые  части, выделять в них главное. 

3. Сокращать текст за  счет устранения второстепенной  информации для последующей передачи  его содержания в форме диалога  или монолога.

4. Конструировать диалог  в форме интервью, разговора на  основе прочитанного текста.

5. Составлять реферат,  записывать тезисы.

Репродуктивно-продуктивные умения:

1. Раскрывать и обсуждать  проблемы с опорой на текст. 

2. Составлять план выступления  по проблеме и делать краткие  записи к каждому пункту плана. 

3. Передавать содержание  текста от имени автора, 3-го  лица, от себя лично. 

4. Реконструировать текст  в интервью, беседу и инсценировать  его в парной (или групповой)  работе.

5. Обобщать проблему, привлекая  уже известные факты из других  областей повседневной жизни.

Основные недостатки и  трудности слушания обусловлены несколькими физическими и психологическими факторами: неблагоприятной ситуацией общения (посторонние шумы, затрудняющие аудиальное восприятие, слабый голос говорящего), неумением реципиента сконцентрироваться на этом виде деятельности; монологичностью речи, трудной для восприятия в силу однонаправленности; неизбежной утомляемостью слухового анализатора, которая приводит к непроизвольному отвлечению. В связи с данными негативными факторами восприятия речи говорящий должен сделать свою речь разнообразной, воспользовавшись особыми риторическими приемами.

«Правила» эффективного слушания. Они изложены Иствудом Атватером в книге " Я вас слушаю..." (М., 1989г.)

  1. Не принимайте молчание за внимание.

Если собеседник молчит, то это не значит, что он слушает. Он может быть погружен в собственные  мысли.

  1. Будьте физически внимательны.

Повернитесь лицом к говорящему. Поддерживайте с ним визуальный контакт, убедитесь в том, что ваша поза и жесты говорят о том, что вы слушаете.

  1. Не притворяйтесь, что слушаете.

Это бесполезно: как бы вы не притворялись, отсутствие интереса и скука неминуемо проявятся в выражении лица и жестах.

  1. Дайте собеседнику время высказаться.

Сосредоточьтесь на том, что  он говорит. Старайтесь понять не только смысл слов, но и выводы собеседника.

  1. Не перебивайте без надобности.

Большинство из нас в социальном общении перебивают друг друга, делая  это подчас неосознанно. Руководители чаще перебивают подчиненных, старшие -- младших, чем наоборот. Мужчины перебивают чаще, чем женщины. Если вам необходимо перебить кого-нибудь в честной беседе, помогите затем восстановить прерванный вами ход мыслей собеседника.

  1. Не делайте поспешных выводов.

Это один из главных барьеров эффективного общения. Воздерживайтесь  от оценок и постарайтесь понять точку  зрения собеседника или ход его  мыслей до конца.

  1. Не будьте излишне чувствительны к эмоциональным словам.

Слушая сильно взволнованного собеседника, будьте осторожны и  не поддавайтесь воздействию его  чувств, иначе можно пропустить смысл  общения.

  1. Убедитесь, что нет неясностей и недопониманий.

Если собеседник уже высказался, повторите главные пункты его  монолога своими словами и поинтересуйтесь, то ли он имел в виду.

  1. Не заостряйте внимание на разговорных особенностях собеседника.

Говорение – процесс формирования и формулирования мысли в момент произнесения высказывания. Продуктом  говорения является устный спонтанный текст. Главным инструментом говорения  является голос. При говорении осуществляется не только отбор нужных слов, но и  нужных конструкций (поэтому заучивание наизусть текстов как на иностранном, так и на родном языке – в детстве – необходимо, так как в наше сознание закладываются готовые конструкции, которые мы используем впоследствии подсознательно). Хороший отбор возможен только лишь при наличии достаточного запаса слов и конструкций, которые хранятся в долговременной памяти. Трудности самостоятельной речи детей и подростков обусловливаются неразработанностью другого вида памяти – оперативной, которая работает всего несколько секунд: за это время необходимо отобрать нужную синтаксическую схему и включить в нее отобранные из долговременной памяти слова. Для говорения также важна адекватная интонация – та, которая соответствует смыслу высказывания.

Письмо - продуктивный вид  коммуникации, осложненный (по сравнению  с говорением) целым рядом обстоятельств, связанных с условиями письменной формы общения. Чтобы более точно понять сказанное, уточним понятия «письмо» и «письменная речь». Понятие письмо в обиходном употреблении обозначает саму технику написания текстов, включающую навыки каллиграфии и орфографии. Письменной речью называют умение сочетать слова и фразы, контролировать эту сочетаемость с лексической, грамматической, стилистической точки зрения, что позволяет создать связные тексты.

Еще один взгляд на приведенные  понятия таков: письмо — способ общения, а письменная речь — процесс общения. Есть и другие определения, но наиболее приемлемой для целей изучения коммуникации нам представляется точка зрения Е.И. Пассоа который утверждает, что существует лишь одна деятельность передаче мыслей в письменной форме — письмо, но оно осуществляется в целях коммуникации на двух уровнях: 1) уровень ее венного письма — грамотная орфографически и графически оформленная фиксация собственной устной речи при сохранении всех ее особенностей (за исключением интонации); 2) уровень письме ной речи — продуцирование письменной речи со всеми присущи* ей особенностями (полнота, синтаксическая сложность, логичность, лексическое разнообразие, грамматическая нормативное и т.п.).

Запись несобственной  речи также осуществляется на двух уровнях: 1) запись-репродукция (писание), которая не преследует определенную речевую цель и выражается в записи букв, слов, фраз, без обязательного использования их в непосредственной коммуникации (например, списывание или запись чужой речи под диктовку); 2) запись-продукция — действие, предполагающее владение 1 другими видами речевой деятельности.

Запись чужой речи реализуется  в определенной форме — конспект, реферат, резюме, цитата, тезисы и т.д.

Главная цель овладения навыками и умениями письменно речи — развитие умений фиксировать устную (собственную  ил чужую) и письменную (чужую) речь для последующего использования в коммуникативных актах.

Обучаясь письменной речи, необходимо прежде всего развивать ее психофизиологические механизмы.

 

Заключение

 

Таким образом, в своей  работе я пришла к выводу о том, что речевая деятельность – это  сложный процесс, который может  быть представлен как активная речь – экспрессивная, и как речь воспринимаемая – импрессивная. Также речь может быть как внешней, так и внутренней, представлена в виде письма, говорения, слушания и чтения. А также рассмотрела основные недостатки видов речевой деятельности и способих преодоления.

 

 

Список литературы

 

  1. Википедия
  2. http://rulinguistic.com/
  3. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. «Основы речевой коммуникации». Учебник. - М.,1997.
  4. Мельникова С.В. « Деловая риторика», Ульяновск 1999

 

 


Информация о работе Виды речевой деятельности