Язык и мышление

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 16:38, реферат

Описание работы

По сей день наиболее непостижимой и столь же притягательной для изучения со стороны языкознания, психологии, лингвистики, психолингвистики, логики и прочих наук является тема соотношения языка и человеческого сознания. Даже не зная законов, по которым осуществляет свою работу мышление, и только примерно догадываясь, как осуществляется наша речевая деятельность, мы нисколько не сомневаемся, что мышление и язык связаны между собой.

Содержание

Введение………………………………………………………………………....3

Возникновение языка, речи, мышления и связь между ними………………....4

Заключение……………………………………………………………………....8

Список использованной литературы…………………………………….…….9

Работа содержит 1 файл

Язык и мышление.docx

— 28.00 Кб (Скачать)

                                  Евразийский гуманитарный институт 

             

                   По дисциплине: Введение в языкознание

        

             «Язык и мышление» 
 

                                                       Подготовила: Туезова Диана;группаИЯ 2-7

               Проверила: Профессор Филологических  Наук  -  Загатова С.Б. 
 
 
 
 
 
 

                                            г. Астана 2011 год 

                                            Содержание:

Введение………………………………………………………………………....3

Возникновение языка, речи, мышления и связь между ними………………....4

Заключение……………………………………………………………………....8

Список использованной литературы…………………………………….…….9 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

  По  сей день наиболее непостижимой и  столь же притягательной для изучения со стороны языкознания, психологии, лингвистики, психолингвистики, логики и прочих наук является тема соотношения  языка и человеческого сознания. Даже не зная законов, по которым осуществляет свою работу мышление, и только примерно догадываясь, как осуществляется наша речевая деятельность, мы нисколько  не сомневаемся, что мышление и язык связаны между собой. Сколько  раз в жизни каждому из нас  доводилось сообщать кому-либо некую  информацию. В данном случае, процесс  говорения имеет целью породить процесс понимания у получателя информации. Но существуют случаи, когда  мы используем язык не для передачи информации другим людям, а для организации  собственного мыслительного процесса: тихонько, шепотом или "про себя" проговариваем слова, а иногда и  целые предложения, пытаясь что-то уяснить или понять. И что примечательно - получается! Зачастую мысль, облеченная в слова, как бы материализуется  в нашем сознании и становится ясной и понятной. Актуальность проблемы взаимосвязи языка и сознания не единственная в наше время, существует еще ряд невыясненных вопросов, и  один из них, на наш взгляд, наиболее интересный: какой элемент в этой связке является доминирующим - язык или  мышление; мы говорим, потому что так  думаем или мы думаем, потому что  так говорим.У швейцарского лингвиста  Фердинанда Соссюра мы читаем: язык - это, с одной стороны, социальный продукт речевой способности, с  другой - совокупность необходимых  условий, усвоенных общественным коллективом  для осуществления этой способности  у отдельных лиц. "Язык есть система  знаков, выражающих идеи…" 1. В свою очередь речевой способностью мы можем назвать деятельность, данную нам от природы, т.е. способность воспроизводить звуки.Определения мышлению и сознанию мы позаимствовали у психолога Столяренко Л.Д.: "Мышление - наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами…. Мышление позволяет с помощью умозаключения раскрыть то, что не дано непосредственно в восприятии". ( 2, с.178)."Сознание - высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности" (2, с.228). Таким образом, мышление является составляющей сознания и соответственно включено в его процессы.

   

3 

      Возникновение языка, речи, мышления и связь между ними

  Прежде  чем мы приступим к выяснению  отношения языка к мышлению, попытаемся разобраться: с чем связано возникновение  языка и мышления (психологические  и физиологические предпосылки), каким образом происходит речевая  деятельность и как устроен речевой  механизм.Считается, что из всех живых  организмов, населяющих нашу планету  только человек способен создать  и усвоить сложную систему  языка. Бесспорно, что животные могут  издавать и издают присущие их виду звуки, но это только звуковая сигнализация, не более того. Гамадрилы, которые  генетически очень близки к человеку, могут издавать около 20 различных  сигнальных звуков. Ими эти стадные  животные оповещают друг друга о  приближающейся опасности, о нужде  в защите, нахождении новых мест обитания и т.п. Однако их крики нельзя расчленить на элементы, и они не могут быть синтезированы в новые  структуры. То есть, если список звуков фиксирован, в данном случае их 20, то обезьяны не могут составить какое-нибудь новое сообщение, кроме этих 20.Напротив, человеческий язык обладает удивительными  возможностями из ограниченного  количества речевых звуков (фонем, которых, например, в русском языке 40) создавать  неограниченное количество слов, из которых  затем создается огромное количество предложений, из последних формируются  тексты (речь) также в бессчетном разнообразии.Теорий происхождения  языка множество: от "божественного" наделения человека языком и звукоподражания  до мутационных процессов. Наиболее интересная и вероятная в этом плане теория происхождения языка, сформулирована одним из исследователей - Нуаре, впоследствии она была подтверждена рядом других наблюдений и может  быть обозначена как трудовая теория происхождения языка.Эта теория заключается в следующем.В процессе общественного труда, как указывал Энгельс, у людей возникла объективная  потребность что-то сказать друг другу. Это было необходимое явление; когда над одним объектом трудятся несколько человек, например, группа людей тащит ствол поваленного  дерева, здесь возникает объективная  необходимость не просто сопровождать это какими – то возгласами или  криками, выражающими эмоциональное  состояние, а обозначить предмет  действия или само действие известным  знаком.Это обозначение может  иметь характер жеста или звука, но в обоих случаях оно обязательно  должно иметь предметное значение, оно должно обозначать нечто вроде  следующего: тащи дерево, клади, оставь, осторожно. Эти жесты или возгласы, родившиеся в совместном труде групп  людей, были вначале диффузны, они  объединяли жест и действие, жест и  звук, они не имели никакого значения вне действия, вне труда и не возникали вне труда. Но когда  они возникли в основе действия, то понять их можно было только в  контексте действия.Сначала эти  “слова” появлялись только в процессе труда, затем они стали появляться

  4

  при отсутствии предметов, вне процессов  труда, и тогда они стали вызывать не переживания, которые появляются во время труда, а образ того предмета, с которым труд был связан. Именно эта элементарная диффузная речь, в которой были элементы действия, жеста, тона и звука, различные для  разных предметов, и послужили исходным для дальнейшего формирования языка. Постепенно слово, возникшее в процессе труда, состоявшее из жестов и звуков, начало отделяться от непосредственной деятельности, потеряло непосредственную связь с ним и начинало приобретать  известную самостоятельность, сохраняя вместе с тем то значение, которое  оно первоначально получило в  процессе трудовых действий.Так постепенно начала развиваться система обозначений, составляющая лексический код языка. И эти слова, возникшие в трудовом действии, отделились от него и превратились в систему сигналов, которая обозначает вещи даже при отсутствии этих вещей. Таким образом, человек получил  возможность общаться непосредственно  при помощи звуков.Но такими возможностями  может быть наделен организм только с определенной анатомо-физической основой. Это можно подтвердить  фактами патологии речи. Так, например, при травмах, кровоизлияниях или  опухолях в определенных областях мозга  определенным образом нарушается и  речь. Здесь мы подошли непосредственно  к физиологическим предпосылкам формирования речи.В левом полушарии  мозга у человека имеются поля, совершенно отсутствующие у животных. В левовисочной области расположено  поле, анализирующее и синтезирующее  акустические сигналы устной речи. В приеме речи важную функцию выполняет  также левая теменно-височная-затылочная область. Но особенно существенную роль играют лобные области, регулирующие движения - это так называемый речедвигательный анализатор, работающий в процессе развития речи совместно со слуховым анализатором.Конечно, возникает вопрос, если мозг и органы речи взрослого  человека и новорожденного устроены одинаковым образом, почему последний  только агукает и не может произносить  членораздельную речь? Оказывается, кроме того, что слухоречедвигательный  анализатор у новорожденного еще  не заполнен ассоциативными связями, то есть фактически он пуст, речевой аппарат  ребенка нуждается в некотором  переустройстве, а именно изменении  положения надгортанника. Основная функция надгортанника состоит  в том, что он при глотании прикрывает просвет гортани и поэтому  пища проходит в пищевод, не попадая  в дыхательные пути. А у новорожденного он (как и у животных) расположен очень высоко, так, что между полостью рта и глоткой остается очень  узкая щель. Так как глотка и  рот вместе представляют собой сдвоенный  речевой резонатор, в котором  формируются специфические для  человеческой речи звуки, то разобщение этих двух полостей создает условия, при которых речь не может осуществляться.

  5

  Постепенно  с момента рождения ребенка и  примерно до полутора лет надгортанник у него опускается и занимает нормальное низкое положение. Соответственно теперь его рот и глотка образуют общую, так называемую надставную трубку, в которой и могут формироваться  речевые звуки.С этого момента  речь ребенка может развиваться  разными темпами. Насколько быстро она разовьется и будет в будущем  полноценной, зависит от взрослых. Если ребенок очень редко вовлекается  в процесс речевого общения, у  него может произойти задержка развития не только в речи, но и в интеллектуальном росте.Уже на первых этапах развития речи ребенок улавливает номинативные замечания взрослых по поводу окружающего: Это собачка, это кошка, это машина и т.п. Так у него происходит познание действительности при помощи языка. Язык помогает ему отличить одну вещь от другой и выделить их из общего фона. Только тогда человек может научиться правильно применять и отбирать слова, когда они усваиваются в процессе восприятия и наблюдения действительности. Например, в детском возрасте это происходит, когда ребенок трогает названный ему предмет, играет с ним или с его изображением. В это время чувственное познание перерабатывается в такой образ вещи, который может регулироваться словесными воздействиями. В дальнейшем на этой почве у ребенка развивается абстрактное мышление.Как язык, так и мышление не являются неизменными по своей сути. На протяжении всей жизни человека они подвергаются качественным изменениям, причем на каждом возрастном этапе приобретают свои особенности.На первый взгляд кажется очевидным связь языка и мышления. Но так ли это на самом деле? Можем ли мы ответить на этот вопрос?По мнению известного лингвиста Ф. Соссюра, мышление в его психологическом отношении - это бесформенная и смутная масса, которая похожа на туманность, где ничто не разграничено. "Нет предустановленных идей, и нет никаких различений до появления языка". (3, с.109). А звуковая субстанция - это не более чем пластическая материя, которая в свою очередь делится на отдельные частицы, могущие служить необходимыми для мысли "означающими".У него, роль языка по отношению к мысли совсем не заключается в создании материального звукового средства для выражения идей. Здесь скорее язык служит неким посредником между мышлением и звуком и притом таким образом, что их объединение неизбежно приводит к обоюдному разграничению единиц. И тогда мышление, которое по своей природе хаотично, вынуждено уточняться, разлагаясь. "Язык можно также сравнить с листом бумаги: мысль - его лицевая сторона, а звук - оборотная; нельзя разрезать лицевую сторону, не разрезав и оборотную; так и в языке нельзя отделить ни мысль от звука, ни звук от мысли…" (1, с.110)Однако советский психолог Л.С. Выготский в своей работе "Мышление и речь " указывает на то, что нельзя отождествлять слово и мысль. “…Если слово и мысль совпадают, если это одно и то же, никакое отношение между ними не может возникнуть и не

  6

  может служить предметом исследования, как невозможно представить себе, что предметом исследования может  явиться отношение вещи к самой  себе”2. Да и рассматривать, у него, нужно не мысль и слово, а значение слова, ибо звук без значения, пустой звук. Однако "…оно (значение слова от авт.) есть феномен словесной мысли или осмысленного слова, оно есть единство слова и мысли". ( 2, с.277)Более того, Л.С. Выготский идет дальше. Он отрицает вообще участие языка в формировании элементарного мышления, опираясь на эксперименты, проводимые немецким психологом Келером и американским психологом Йерксом над обезьянами. Суть их экспериментов заключалась в том, что человекоподобным обезьянам предлагалась приманка, которую можно было достать, только используя какое-либо приспособление. Например, палку, если приманку нужно было подвинуть или сбить, или разбросанные ящики, которые нужно было составить друг на друга, если приманка была в подвешенном состоянии.Данные опыты дали положительный результат, из чего следовало, что формирование элементарного, доречевого мышления происходит без участия языка.Л.С. Выготский считает, что отсутствие речи и "представлений" являются основными причинами того, что между антропоидом и самым наипримитивнейшим человеком существует величайшее различие. В подтверждение своих слов он приводит цитату Келера: "Отсутствие этого бесконечно ценного технического вспомогательного средства (языка) и принципиальная ограниченность важнейшего интеллектуального материала, так называемых "представлений", являются поэтому причинами того, что для шимпанзе невозможны даже малейшие начатки культурного развития" ( 2, с.82) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

7

Заключение

Таким образом, можно принять, что существует некая  символическая функция, более широкая, чем язык, охватывающая, кроме системы  вербальных символов, систему символов в узком смысле этого слова. Поэтому  можно сказать, что источник мышления надо искать в этой символической  функции. Но столь же законно будет  утверждать, что и сама символическая  функция объясняется формированием  представлений. Действительно, суть символической  функции состоит в дифференциации означающих (знаков или символов) и  означаемых (объектов или событий, причем те и другие схематизированные или  концептуализованные).Однако признак  и сигнал являются означающими, довольно слабо отличающимися от своих  означаемых: в самом деле, это  лишь части или аспекты означаемого, а не его репрезентанты, позволяющие  воспроизводить означаемое в памяти; они приводят к означаемому как  часть приводит к целому или средства приводят к цели, а не как знак или символ, которые позволяют  мысленно воспроизвести предмет  или событие даже в их отсутствие. Напротив, символическая функция  формируется для того, чтобы дифференцировать означающие от означаемых так, чтобы  первые могли позволить воспроизвести  представление о вторых. Ставить  же вопрос, символическая ли функция  порождает мышление или мышление делает возможным возникновение  символической функции — это  все равно, что спрашивать, река дает направление берегам или берега реке.Но поскольку язык — лишь особая форма символической функции  и поскольку индивидуальный символ несомненно проще, чем коллективный знак, позволительно сделать вывод, что мышление предшествует языку  и что язык ограничивается тем, что  глубоко преобразует мышление, помогая  ему принять устойчивые формы  посредством более развитой схематизации и более гибкой абстракции. 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Язык и мышление