Язык как средство человеческого общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 12:39, реферат

Описание работы

Язык определяется как средство человеческого общения. Это одно из возможных определений языка представляет собой главное, ибо характеризует язык не с точки зрения его организации, структуры и т. д., а с точки зрения того, для чего он предназначен.
Существуют и другие средства общения. Инженер может общаться с коллегой, не зная его родного языка, но они поймут друг друга, если используют чертежи. Чертеж обычно определяется как международный язык техники. Музыкант передает свои чувства с помощью мелодии, и его понимают слушатели. Художник мыслит образами и выражает это с помощью линий и цвета. И все это «языки», так часто и говорят «языком плаката», «языком музыки». Но это уже другое значение слова «язык».

Работа содержит 1 файл

Язык как средство человеческого общения.docx

— 41.69 Кб (Скачать)

Коммуникация - значит общение, обмен информацией. Иными словами, язык возник и существует прежде всего для того, чтобы люди могли общаться.

Коммуникативная функция  языка осуществляется благодаря  тому, что сам язык является системой знаков: по-другому просто нельзя общаться. А знаки, в свою очередь, и предназначены  для того, чтобы передавать информацию от человека к человеку.

Ученые-лингвисты вслед  за видным исследователем русского языка  академиком Виктором Владимировичем Виноградовым (1895-1969), иногда определяют основные функции  языка несколько по-другому. Они  выделяют: - сообщение, то есть изложение  какой-то мысли или информации; - воздействие, то есть попытка с помощью  речевого убеждения изменить поведение  воспринимающего человека;

- общение, то есть обмен  сообщениями.

Сообщение и воздействие  относятся к монологической речи, а общение - к диалогической речи. Строго говоря, это, действительно, функции  речи. Если же говорить о функциях языка, то и сообщение, и воздействие, и  общение являются реализацией коммуникативной  функцией языка. Коммуникативная функция  языка является более объемлющей по отношению к этим функциям речи.

Ученые-лингвисты также  выделяют порой, и небезосновательно, эмоциональную функцию языка. Иначе  говоря, знаки, звуки языка часто  служат людям для передачи эмоций, чувств, состояний. Собственно говоря, именно с этой функции, скорее всего, и начинался человеческий язык. Более  того, у многих социальных или стадных  животных именно передача эмоций или  состояний (тревоги, испуга, умиротворения) является главным способом сигнализации. Эмоционально окрашенными звуками, возгласами животные оповещают соплеменников  о найденной пище или приближающейся опасности. При этом передается не информация о пище или опасности, а именно эмоциональное состояние животного, соответствующее удовлетворению или  испугу. И этот эмоциональный язык животных понимаем даже мы - мы вполне можем понять встревоженный лай  собаки или урчание довольной  кошки.

Конечно, эмоциональная функция  человеческого языка куда более  сложная, эмоции передаются не столько  звуками, сколько смыслом слов и  предложений. Тем не менее эта древнейшая функция языка, вероятно, восходит еще к досимволическому состоянию человеческого языка, когда звуки не символизировали, не замещали эмоции, а были их прямым проявлением.

Однако любое проявление чувств, прямое или символическое, также  служит для сообщения, передачи его  соплеменникам. В этом смысле эмоциональная  функция языка также является одним из способов реализации более объемлющей коммуникативной функции языка. Итак, различными видами реализации коммуникативной функции языка являются сообщение, воздействие, общение, а также выражение чувств, эмоций, состояний.

Познавательная, или когнитивная, функция языка (от латинского cognition - знание, познание) связана с тем, что в знаках языка осуществляется или фиксируется сознание человека. Язык является инструментом сознания, отражает результаты мыслительной деятельности человека.

Ученые все еще не пришли к однозначному выводу о том, что  является первичным - язык или мышление. Возможно, неверна сама постановка вопроса. Ведь слова не только выражают наши мысли, но и сами мысли существуют в виде слов, словесных формулировок даже до их устного произнесения. По крайней мере, зафиксировать дословесную, доязыковую форму сознания пока никому не удавалось. Любые образы и понятия нашего сознания осознаются нами самими и окружающими только тогда, когда облечены в языковую форму. Отсюда и представление о неразрывной связи мышления и языка.

Связь между языком и мышлением  была установлена даже с помощью  физиометрических свидетельств. Испытуемого человека просили обдумать какую-нибудь сложную задача, и пока он думал, специальные датчики снимали данные с речевого аппарата молчащего человека (с гортани, языка) и обнаруживали нервную активность речевого аппарата. То есть мыслительная работа испытуемых «по привычке» подкреплялась активностью речевого аппарата.

Любопытные свидетельства  дают наблюдения над умственной деятельностью  полиглотов - людей, умеющих хорошо говорить на многих языках. Они признаются, что в каждом конкретном случае «думают» на том или ином языке. Показателен  пример разведчика Штирлица из известного кинофильма - после долгих лет работы в Германии он поймал себя на том, что  «думает на немецком языке».

Когнитивная функция языка  не только позволяет фиксировать  результаты мыслительной деятельности и использовать их, к примеру, в  коммуникации. Она также помогает познавать мир. Мышление человека развивается  в категориях языка: осознавая новые  для себя понятия, вещи и явления, человек называет их. И тем самым  упорядочивает свой мир. Эту функцию  языка называют номинативной (называние  предметов, понятий, явлений).

Номинативная функция языка прямо вытекает из когнитивной. Познанное надо назвать, дать имя. Номинативная функция связана со способностью знаков языка символически обозначать вещи. Способность слов символически замещать предметы помогает нам создавать свой второй мир - отдельный от первого, физического мира. Физический мир плохо поддается нашим манипуляциям. Горы руками не подвигаешь. А вот второй, символический мир - он полностью наш. Мы берем его с собой, куда хотим, и делаем с ним все, что захотим.

Между миром физических реалий и нашим символическим миром, отразившим физический мир в словах языка - есть важнейшее различие. Мир, символически отраженный словами, - это  познанный, освоенный мир. Мир познан и освоен только тогда, когда назван. Мир без наших названий - чужой, как далекая неизвестная планета, в нем нет человека, в нем невозможна жизнь человека.

Название позволяет зафиксировать  уже познанное. Без названия любой  познанный факт действительности, любая  вещь оставалась бы в нашем сознании одноразовой случайностью. Называя  слова, мы создаем свою - понятную и  удобную картину мира. Язык дает нам холст и краски. Стоит, однако, отметить, что не все даже в познанном  мире имеет название. К примеру, наше тело - мы «сталкиваемся» с ним ежедневно. У каждой части нашего тела есть название. А как называется часть  лица между губой и носом, если там нет усов? Никак. Нет такого названия. Как называется верхняя  часть груши? Как называется штырек на пряжке ремня, фиксирующий длину  ремня? Многие предметы или явления  вроде бы освоены нами, используются нами, но не имеют названий. Почему в  этих случаях не реализована номинативная функция языка?

Это неверно поставленный вопрос. Номинативная функция языка  все равно реализована, просто более  мудреным способом - посредством описания, а не называния. Словами мы можем  описать все, что угодно, даже если для этого нет отдельных слов. Ну а те вещи или явления, которые  не имеют своих названий, просто таких названий «не заслужили». Это  означает, что такие вещи или явления  не настолько значимы в обиходе  народе, чтобы им давалось свое название (как тому же цанговому карандашу). Для того чтобы предмет получил  название, нужно, чтобы он вошел в  общественный обиход, перешагнул через  некоторый «порог значимости». До каких-то пор еще можно было обходиться случайным или описательным названием, а с этих пор уже нельзя - нужно  отдельное имя. Акт называния  имеет огромное значение в жизни  человека. Встретившись с чем-нибудь, мы прежде всего называем это. Иначе мы не можем ни осмыслить встреченное сами, ни передать сообщение о нем другим людям. Именно с придумывания названий начал библейский Адам. Робинзон Крузо прежде всего назвал спасенного дикаря Пятницей. Путешественники, ботаники, зоологи времен великих открытий искали новое и давали этому новому названия и описания. Примерно этим же занимается по роду деятельности и инновационный менеджер. С другой стороны, название определяет и судьбу названной вещи.

Аккумулятивная функция языка связана с важнейшим предназначением языка - собирать и сохранять информацию, свидетельства культурной деятельности человека. Язык живет гораздо дольше человека, а порой даже и дольше целых народов. Известны так называемые мертвые языки, которые пережили народы, говорившие на этих языках. На этих языках никто не говорит, кроме специалистов, изучающих их. Самый известный «мертвый» язык - латинский. Благодаря тому, что он долгое время был языком науки (а ранее - языком великой культуры), латинский хорошо сохранился и достаточно распространен - даже человек со средним образованием знает несколько латинских изречений. Живые или мертвые языки хранят память многих поколений людей, свидетельства веков. Даже когда забывается изустное предание, археологи могут обнаружить древние письмена и по ним восстановить события давно минувших дней. За века и тысячелетия человечества накопилось огромное количество информации, произведенной и записанной человеком на разных языках мира.

Все гигантские объемы информации, произведенной человечеством, существуют в языковой форме. Иначе говоря, любой  фрагмент этой информации принципиально  может быть произнесен и воспринят  как современниками, так и потомками. Это и есть аккумулятивная функция  языка, с помощью которой человечество накапливает и передает информацию как в современности, так и в исторической перспективе - по эстафете поколений.

Разные исследователи  выделяют еще немало важных функций  языка. К примеру, интересную роль выполняет  язык для установления или поддержания  контактов между людьми. Возвращаясь  после работы с соседом в лифте, вы можете сказать ему: «Что-то сегодня  завьюжило не по сезону, а, Аркадий  Петрович?» На самом деле и вы, и Аркадий Петрович только что  были на улице и прекрасно осведомлены  о состоянии погоды. Поэтому ваш  вопрос не имеет абсолютно никакого информационного наполнения, он информационно  пустой. Он выполняет совершенно другую функцию - фатическую, то есть контактоустанавливающую. Этим риторическим вопросом вы на самом деле лишний раз подтверждаете Аркадию Петровичу добрососедский статус ваших отношений и ваше намерение этот статус сохранить. Если вы запишите все свои реплики за день, то вы убедитесь, что немалая их часть произносится именно с этой целью - не передать информацию, а удостоверить характер ваших отношений с собеседником. А уж какие слова при этом говорятся - второе дело. Это важнейшая функция языка - удостоверять взаимный статус собеседников, поддерживать между ними определенные отношения. Для человека, существа социального, фатическая функция языка очень важна - она не только стабилизирует отношение людей к говорящему, но и позволяет самому говорящему чувствовать себя в обществе «своим». Очень интересно и показательно проанализировать реализацию основных функций языка на примере такого специфического вида человеческой деятельности, как инноватика.

Безусловно, инновационная  деятельность невозможна без реализации коммуникативной функции языка. Постановка исследовательских задач, работа в коллективе, проверка результатов  исследований, постановка внедренческих  задач и контроль их исполнения, простое общение с целью координации  действий участников творческого и  рабочего процесса - все эти действия немыслимы без коммуникативной  функции языка. И именно в этих действиях она и реализуется.

Когнитивная функция языка  имеет для инноватики особое значение. Мыслительная работа, выделение ключевых понятий, абстрагирование технологических принципов, анализ оппозиций и явлений смежности, фиксация и анализ эксперимента, перевод инженерных задач в технологическую и внедренческую плоскость - все эти интеллектуальные действия невозможны без участия языка, без реализации его когнитивной функции.

И особые задачи решает язык, когда речь идет о принципиально  новых технологиях, не имеющих прецедента, то есть не имеющих, соответственно, операционных, понятийных названий. В этом случае инноватор выступает как Демиург, мифический создатель Вселенной, которые устанавливает связи между объектами и придумывает совершенно новые названия как объектам, так и связям. В этой работе реализуется номинативная функция языка. И оттого, насколько грамотен и умел будет инноватор, зависит дальнейшая жизнь его инноваций. Поймут его последователи и внедренцы или нет? Если новые названия и описания новых технологий не приживутся, то велика вероятность, что не приживутся и сами технологии. Не менее важна и аккумулятивная функция языка, которая обеспечивает работу инноватора дважды: во-первых, она предоставляет ему знания и информацию, накопленные предшественниками, во-вторых, она аккумулирует его собственные результаты в виде знаний, опыта и информации. Собственно, в глобальном смысле аккумулятивная функция языка обеспечивает научно-технический и культурный прогресс человечества, так как именно благодаря ей каждое новое знание, каждый бит информации прочно устанавливается на широкий фундамент из знаний, добытых предшественниками. И этот грандиозный процесс ни на минуту не останавливается. Маслов Ю.С. Введение в языкознание. М.:Высш.школа, 1987. - С.272

язык общение познавательный диалогический

2.3 Влияние индивидуума на язык

Если язык не природное  явление, то, следовательно, его место  среди явлений общественных. Это  место особое, благодаря особой роли языка для общества.

Общее у языка с другими  общественными явлениями в том, что язык - необходимое условие  существования и развития человеческого  общества и что, являясь элементом  духовной культуры, язык, как и все  другие общественные явления, немыслим в отрыве от материальности.

Мысль о том, что язык не биологический организм, а общественное явление, высказывались и ранее  у представителей «социологических школ» как под флагом идеализма (Ф. де Соссюр, Ж. Вандриес, А.Мейе), так и под флагом материализма (Л.Нуаре, Н.Я.Марр).

Так как язык представляет собой социальный, общественный феномен, это означает, что язык «вырастает»  у человека как продукт подражания и развития и что он существует в масштабе целого сообщества: не может  быть языка «для одного человека». Можно  сказать и так: язык - явление надындивидуальное, обслуживающее всех членов данного  общества, независимо от их пола, возраста, материального положения.

Какова же роль индивида, отдельного человека в этом процессе? Принимает ли он просто готовые правила  игры, подписывая наряду с остальными членами общества «языковую конвенцию» и в дальнейшем исправно её соблюдая? Нет, не совсем так: личность обладает по отношению к языку определённой свободой.

Информация о работе Язык как средство человеческого общения