Жаргоны и его роль в обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 21:35, реферат

Описание работы

Причины возникновения жаргонных слов различны. Чаще всего жаргон возникает в результате стремления к специфической для данного коллектива речевой экспрессии, к выражению особого (ироничного, пренебрежительного, презрительного) отношения к жизни. Это своеобразная коллективная языковая игра, которая оканчивается с выходом человека из данного коллектива. Например, слова шпора(шпаргалка), пара (двойка), физра (физкультура), природа (природоведение), содрать (списать) активно употребляются в речи школьников (школьный жаргон), но не встречаются в речи взрослых людей, употреблявших эти слова ранее.

Содержание

1. Жаргоны и их роль в обществе...........................................................................................................3
2.Тематическая классификация………………………………………………………………………..5
3.Словообразование…………………………………….………………………………………………7
4.Фразеология…………………………………………………………………………………………...8
5.Словарь школьного жаргона…………………………………………………………………………8

Работа содержит 1 файл

Жаргоны и его роль в обществе (2).docx

— 42.33 Кб (Скачать)

Слова сферы оценки можно  разделить на две группы: вокативы и собственно оценочная лексика. Вокативы отнесены к сфере оценки потому, что жаргонные обращения  всегда экспрессивны и выражают отношение  к тому, кого называют.

К группе вокативов относится  довольно большое количество слов. Здесь можно проследить взаимодействие учащейся молодежи со всеми социальными  пластами и всеми возрастными  категориями: от мала (мелочь, щенки,) до велика (отец, папаша, дяпан). Любопытно такое обращение как: лохидзе - лицо кавказской национальности, он же черный, черномазый - зафиксировано впервые. В молодежной среде стало популярно обращение - найк, по названию фирмы, выпускающей спортивную одежду с нашивками данного слова на английском языке: nike. Обращения, такие как: кенты, перцы, чувак, клюшка, браток, братиша - используются школьниками при общении друг с другом и потому употребляются наиболее часто. Что касается собственно оценочной лексики, то необходимо отметить, что для нее характерно наличие лексем с ярко выраженной положительной либо отрицательной оценкой. Школьный жаргон отличает наличие двух диаметрально противоположных групп лексем, несмотря на то, что в литературной нормированной речи присутствует множество качеств и оценок, отражающих богатый спектр чувств и эмоций человека. Экспрессивная лексика представлена в основном наречиями, словами категории состояния и, в меньшей степени, прилагательными. Например: шик, блеск, отпадно, круто, супер, коронно, зверско, клево, чудовищно, потрясно, ништяк - положительная оценка; примато, фигово, пазарно, лево, муть, мура - отрицательная оценка.

Коснемся некоторых отдельных  слов. Слово, галимо, имеет два прямо противоположных значения: точно, наверняка и неточно. На этом примере можно проследить явление энантиосемии, довольно редко встречающееся в жаргоне и различных арго. Слова: сдецел (имя прилагательное - децельный) и мальца - маленько, немножко,- зафиксированы ранее не были. Также как и слово - стопудово - точно, в словарях не зафиксировано, однако его можно было услышать в рекламе (по центральному телевидению) жевательной резинки. Стоит отметить, что данная лексема более употребительна по сравнению с лексемой - железно, железобетонно обозначающей точность, конкретность.

 

 

 

Словообразование

 

 

В отличие от арго с его  элементами "тайнописи", функцией "пароля" (свой-чужой) и суженной социальной базой жаргон строится на литературном языке путем переосмысления, метафоризации, звукового искажения, а также активного усвоения иноязычных слов.

Рассмотрим некоторые  моменты словообразования школьного  жаргона. Пополнение лексики школьников происходит в основном за счет имен существительных (из 145 лексем, рассматриваемых  в данной работе, 90 являются именами  существительными, 31 глаголами, 3 именами  прилагательными).

Традиционное для русской  речи аффиксальное образование слов имеет место и в школьном лексиконе. Например, слова: дискач, стукач образованы с помощью суффикса -ач; видак, примак -ак; физичка, истеричка - ичк.

Существительные могут быть образованы от глаголов безаффиксным способом: отпад, облом, прикид. Встречаются отглагольные существительные, образованные путем прибавления суффикса: разборка, тусовка, бухло, махня.

Зафиксированы существительные, образованные от существительных же, усечением первоначальной основы, причем усеченное слово приобретает  резко - негативную оценку, например: шпора, джины, реп, пит, диря и т.д.

Следует обратить внимание на слова: лохидзе и клипейшн. Они интересны не только с морфемной, но и с лексико-семантической точки зрения. Возможно, данные лексемы произошли в результате сложения двух основ разных структурных единиц: "лох" + " - дзе" (Сванидзе, Гергадзе). Это объясняется тем, что слово "лох" несет на себе негативную оценку, а "дзе" является довольно распространенным окончанием среди кавказских фамилий. При сложении данных морфем получается слово с негативной окраской и явным "выпадом" в сторону лиц соответствующей национальности. Что же касается слова клипейшн, то для его образования употреблен достаточно продуктивный сейчас в русском языке суффикс "-эйшн" (пришедший из английского языка (ср. сейшн, коммуникейшн): "клип" + " - эйшн". Существительных, образованных от аббревиатур и сложносоставных не зафиксировано. Но встречаются, образованные таким способом имена прилагательные и наречия, например: стопудово, стопудовый. Реже образуются новые глаголы: угарать, корефаниться, футболить, плющить. Глагольные новообразования затем обрастают префиксами: прошвырнуться.

В речи школьников встречаются  также иноязычные слова; они в  основном заимствованы из английского  языка. Например, слово найк (по названию фирмы) без изменений перешло в лексикон молодежи, но это единственный пример такого рода.

Принято считать, что слова: клевый, перенсы, фигнюшка - образованы от английской основы: клевый от clever - умный; перенсы от parents - родители; фигнюшка от things - вещи. Соответственно, происхождение данных слов связано со звуковым искажением в процессе освоения данных заимствований.

Итак, наиболее продуктивным для школьного жаргона является аф- фиксальный способ образования.  
- префиксальным способом образовано 12 слов  
- суффиксальным способом - 27 слов  
- префиксально-суффиксальным способом - 6 слов

В качестве производящей основы могут использоваться основы, как  литературного слова, так и жаргонизма. От основы литературного слова образованы следующие жаргонизмы: алгеброид (алгебра), химоза (химия), истеричка (история), чит (учитель), шпора (шпаргалка), микраж (микрорайон), мафон (магнитофон), родоки (родители), цивильный (цивилизованный). С использованием жаргонной основы образованы слова: децельно от децельный, галимо от галимый.

Однако наиболее интересными  являются следующие случаи: слово  алгеброид образовано с помощью суффикса -оид, который придает слову книжную окраску, делает его "умным" (ср. гуманоид, гиперболоид). Использование же этого суффикса в речи школьников часто приводит к созданию комического эффекта.

Слово истеричка образовано способом, получившим в специальной литературе термин "сращение", или наложение основ: история и истерия. Интересно слово примато. Его также можно отнести к сращениям: примат и примитивный. К этой же группе относятся такие слова, как: дискотряска, обломинго, пешкарусом.

Слово химоза образовано при помощи суффикса -оз, часто встречающегося в химических терминах (ср. глюкоза, фруктоза, дизоксирибоза и т.д.).

Слово физик-шизик образовано сложением рифмующихся слов, причем у старшекласников чаще встречается вариант шизик с тем же значением.

Слово пит восходит к слову  воспитатель и образовано усечением  основы, в связи с чем у слова появились дополнительные оценочные значения. Так же образовано и слово чит.

С явлением метонимического  переноса мы встречаемся на примере  слова джорджик (по изображению на купюре). Наиболее же распространенным является способ образования на основе метафорического переноса. Так образованы слова: крылья, фары, виза, тормоз, камчатка, чукотка, клюшка, копыта и т.д.

 

 

Фразеология

 

Несколько слов необходимо сказать о фразеологизмах. Для  школьного жаргона характерно широкое  их употребление. Достаточно сказать, что на порядка 150 лексических единиц приходится до 20 фразеологизмов. Большинство фразеологизмов носят доброжелательно-шутливый характер и связаны с реалиями учебного процесса (выпасть в осадок, сдвиг по фазе, птичка обломинго). Наиболее остроумными, на наш взгляд, являются следующие: остров сокровищ (полка с журналами), 17 мгновений весны (учитель вышел из класса), розовый фламинго - птичка обломинго (о неудаче, невезении).

Ряд фразеологизмов является общеупотребительным, т.е. характерен для широких масс населения: гнать  пургу (лгать, говорить неправду), крыша  поехала, капать на мозги (говорить неправду); облом-иванович (о неудаче, невезении).

В целом, необходимо отметить, что фразеологизмы делают речь школьников более выразительной и колоритной.

 

 

Словарь школьного жаргона 

1. АЛГЕБРОИД - учитель  алгебры  
2. АППАРАТ - бытовая техника, электроника  
3. БАБКИ - деньги, купюры  
4. БАЗАР - разговор. Кончай базар - перестань разговаривать, замолчи  
5. БАНДАНА - платок, повязываемый на голову или колено.  
6. БРАТАН, БРАТИША, БРАТОК - любой человек, употребляется также как. обращение.  
7. БУХАТЬ - выпивать.  
8. БУХЛО - выпивка, спиртной напиток.  
9. БЫКОВАТЬ - нападать, быть агрессивным по отношению к кому либо.  
10. ВАКСА - негр  
11. ВИДАК - видеомагнитофон  
12. ВИЗА - лицо, физиономия  
13. ВОДЯРА - водка  
14. ВРУБАТЬСЯ - понимать, догадываться, вникать  
15. ГАЛИМО - 1. Полный, абсолютный, точный 2. Неточный, неверный.  
16. ГАСИТЬ - бить, избивать  
17. ГЕМОРРОЙ - проверка, контрольная работа.  
18. ГОП-КОМПАНИЯ - разухабистая, бесшабашная компания  
19. ГРОБ - телевизор  
20. ГРУЗИТЬ - врать, много говорить  
21. ГУТАЛИН - негр  
22. ДЕВНИК -дневник  
23. ДЖИНЫ, ДЖОПСЫ - джинсы  
24. ДЖОРДЖИК - доллар  
25. ДИРЯ - директор  
26. ДИСКОТРЯСКА - дискотека, танцы  
27. ДЫНЯ - голова  
28. ДЯПАН - дядя, любой человек, употребляется как обращение  
29. ЖЕЛЕЗНО, ЖЕЛЕЗОБЕТОННО - точно, гарантировано, наверняка  
30. ЗАВАЛИТЬСЯ, ЗАСЫПАТЬСЯ - не сдать экзамен, зачет  
31. ЗАЖИГАТЬ - 1. заводить, разогревать публику 2. распутничать, развратничать  
32. ЗАМЕТАНО - нареч. и в зн. сказ. договорились, по рукам, хорошо, понятно  
33. ЗАПАДАТЬ - 1. Влюбляться в кого-л. 2. Сильно увлекаться чем- л.; быть одержимым чем-л.  
34. ЗАПАДЛО, ЗАПАДЛЯК, ЗАПАДЛЯНКА - 1. подлость, дурной поступок. 2. Лень, не хочется.  
35. ЗАПЛЮЩИТЬ - побить, избить кого-л.  
36. ЗАПОРОТЬ - сломать, испортить  
37. ЗАШИВАТЬСЯ - не успевать, уставать, утомляться  
38. ЗУБРИЛА - заученный человек  
39. ИСТЕРИЧКА - учительница истории  
40. КАБИНА - голова  
41. КАЙФ - удовольствие, удовлетворение, радость, наслаждение  
42. КАМЧАТКА - задние парты  
43. КАНДЕЙ, КАНДРАТИЙ - кандражка. Кандей схватил - испугаться,  
44. КАПУСТА - доллары  
45. КЕНТЫ - парни, ребята  
46. КЛАВА - компьютерная клавиатура  
47. КЛЕШНИ - руки  
48. КЛеВЫЙ - интересный, веселый; использ. для выражения положит. эмоций  
49.КЛИПЕЙШН - видеоклип  
50. КЛЮШКА - подруга, приятельница, использ. Как обращен. Хипуешь клюшка, кайфуешь клюшка.  
51. КОДЛА - компания, группа  
52. КОЛОТЬСЯ - рассказывать что-либо  
53. КОМПИК- компьютер  
54. КОПЫТА - женская обувь с расклешенным каблуком  
55. КОСАРЬ - тысяча рублей  
56. КОСУХА - кожанная куртка  
57. КОРЕШ - друг, приятель  
58. КОТЕЛОК - голова  
59. КОЧАН - голова  
60. КРЫЛЬЯ - руки  
61. КУСОК - тысяча рублей  
62. КУЛЬТЯПКИ - руки  
63. ЛАВЕ, ЛАВЕШКИ, ЛАВЕШНИКИ - деньги  
64. ЛАПТИ - ноги  
65. ЛОХИДЗЕ - лицо кавказской национальности  
66. ЛУПАТЬ - смотреть  
67. ЛЫЖИ - ноги  
68. МАЛЬЦА - маленько, немножко  
69. МАУС, МЫШАРА - мышь  
70. МАФОН - магнитофон  
71. МАХАТЬСЯ - драться  
72. МЕЛОЧЬ - ученики младших классов  
73. МИКРАЖ - микрорайон  
74. МОЛОТОК - молодец  
75. МОЧИТЬ - бить  
76. НАЕЗЖАТЬ - идти с кем-либо на конфликт, искать ссоры  
77. НЕФОНТАН - нехорошо, некрасиво  
78. ОБЛОМ - неудача, невезение  
79. ОБЛОМАТЬСЯ - потерпеть неудачу  
80. ОТМОЧИТЬ - сделать что-либо, из ряда вон выходящее  
81. ОТПАД - 1. крайнее эмоциональное состояние,2. выражает любую экспрессию  
82. ОТФУТБОЛИТЬ, - отвадить  
83. ПЕРЕНСЫ - родители  
84. ПРЕДКИ - родители  
85. ПИТ - учитель  
86. ПОТНИК - носок  
87. ПРОШВЫРНУТЬСЯ - пройтись, прогуляться  
88. ПРИБАМБАС - наворот, опция, аксессуар  
89. ПРИКИД - модная, современная одежда  
90. ПРИКОЛ - что-либо интересное, смешное, остроумное; шутка, анекдот, свежая новость  
91. ПРИКОЛЬНУТЬСЯ - пошутить, сделать что-либо смешное  
92. ПРИМАТО - примитивно,  
93. ПРИМАК - сигареты "Прима"  
94. ПРИКИД - модная, современная одежда  
95. ПРИТОРАНИТЬ - принести что-либо  
96. РАЗБОРКА - выяснение отношений, спор  
97. РЕП - репетитор  
98. РОДОКИ - родители  
99. СБАЦАТЬ - сделать что-либо  
100. СДЕЦЕЛ - немножко, маленько  
101. СКИНУТЬ, ПЕРЕКИНУТЬ - скопировать программу на дискету  
102. СЛИЗЫВАТЬ, СКАТЫВАТЬ - списывать, заниматься плагиатом  
103. СМОРОЗИТЬ - сказать что-либо глупое, смешное  
104. СРЕЗАТЬ - умышленно ставить неудовлетворительную оценку  
105. СТОПУДОВО - точно, гарантировано  
106. СТРЕЛКА - встреча. Забить стрелку - договориться о встрече; пробить стрелку - не прийти на встречу.  
107. СТРЕЛОЧНИК - человек, отводящий от себя подозрение  
108. СТУКАЧ - доносчик  
109. ТАЧКА - машина, автомобиль  
110. ТАЩИТЬСЯ - восхищаться, восторгаться  
111. ТЕХАНА - женщина  
112. ТОРМОЗ - человек, делающий что-либо неверно, неправильно  
113. ТОРМОЗА - ноги  
114. ТОРМОЗИТЬ - не понимать, не догадываться  
115. ТУСОВКА, ТУСНЯК - гулянка, уличные посиделки молодежи; драка, инцидент  
116. ТУСОВАТЬСЯ - гулять, слоняться без дела, участвовать в различных шоу, находиться в среде "своих"  
117. УГАРАТЬ - долго смеяться  
118. УЛЕТ - удовольствие, удивление. Полный улет.  
119. УРЫТЬ - побить  
120. УТЮГ - злой человек  
121. УЧИЛКА - учительница  
122. ФАНЫ, ФЕНЫ - фанаты  
123. ФАРЫ - глаза  
124. ФАУНЫ - родители  
125. ФЕНЕЧКА -украшение, носимое на руке  
126. ФИГНЮШКА - мелкая вещь  
127. ФИГНЯ - ерунда, нечто плохое  
128. ФИЗИК-ШИЗИК - учитель физики  
129. ФУФАЙКА - куртка  
130. ХИМОЗА - учитель химии  
131. ЦИВИЛЬНЫЙ - употребляется как положительный эпитет  
132. ЧАЙНИК - голова  
133. ЧАПАТЬ - убегать, уходить  
134. ЧЕСАТЬ - убегать  
135. ЧИТЫ - учителя  
136. ЧУВАК - используется как обращение  
137. ШАМОВОЧНАЯ - столовая  
138. ШАССИ - ноги  
139. ШКУРА - куртка, верхняя одежда  
140. ШНУРКИ - родители. Шнурки в стакане - родители дома  
141. ШПОРА - шпаргалка  
142. ШТУКА - тысяча рублей  
143. ШУХЕРИТЬ - хулиганить, заниматься чем-либо дурным  
144. ЩЕНОК - ученик младших классов  
145. ЯЩИК - телевизор

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

 

 

 

 

М. А. Грачев.- Арготизмы в  молодежном жаргоне // РЯШ .- 1996 N1

М. А. Грачев.- Механизм перехода арготизмов в общенародный язык // РЯШ.- 1996 N 5

В. С. Елистратов.- Словарь  московского арго - М.: Русские словари, 1994.

Шапошников В.Русская  речь 1990-х. Современная Россия в языковом отображении - М.МАЛП. 1998


Информация о работе Жаргоны и его роль в обществе