Гражданская оборона и ее специфика в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 18:07, контрольная работа

Описание работы

Учитывая реальные экономические возможности государства, гражданская оборона должна быть более рациональной и эффективной с точки зрения расходов на ее мероприятия и выбора приоритетов в развитии.
Силы и средства гражданской обороны должны иметь высокую готовность к участию в мирное время в защите населения от чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий.
Цель данной работы – рассмотреть понятие гражданской обороны и ее специфику в современных условиях.

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ нокиа.docx

— 514.50 Кб (Скачать)

В мирное время основными  задачами гражданской обороны являются: создание органов управления гражданской обороны, подготовка сил гражданской обороны, обучение населения, поддержание в готовности, модернизация и дальнейшее развитие средств защиты, планомерное накопление ресурсов, необходимых для выполнения мероприятий гражданской обороны, создание условий для оперативного развертывания системы защитных мероприятий, сил и средств в угрожаемый период, проведение комплекса подготовительных мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время.

В случае крупномасштабных чрезвычайных ситуаций природного и  техногенного характера, а также  при террористических актах силы и ресурсы гражданской обороны  могут привлекаться для выполнения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

В период нарастания военной  угрозы (в угрожаемый период) до объявления мобилизации основной задачей гражданской  обороны является выполнение комплекса  спланированных мероприятий, направленных на повышение готовности органов управления гражданской обороны, сил гражданской обороны, а также организаций - исполнителей мобилизационных заданий и создаваемых на период военного времени специальных формирований к переводу на организацию и состав военного времени, а федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций - к переводу на работу в условиях военного времени. С объявлением мобилизации на гражданскую оборону возлагается выполнение всего объема мероприятий по переводу ее оргштатной структуры с мирного на военное время в установленные сроки.

В военное время основными  задачами гражданской обороны являются проведение комплекса мероприятий, обеспечивающих максимальное сохранение жизни и здоровья населения, материальных и культурных ценностей, повышение устойчивости экономики в условиях применения противником современных и перспективных средств поражения, в том числе оружия массового поражения.

Основными направлениями  государственной политики в области гражданской обороны в настоящее время являются:

  • развитие нормативно-правовой базы;
  • совершенствование систем управления и оповещения;
  • повышение эффективности защиты населения, материальных и культурных ценностей;
  • развитие сил гражданской обороны; обучение населения, подготовка руководящего состава;
  • обеспечение сохранения объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;
  • формирование и развитие системы научных знаний в области гражданской обороны;
  • развитие международного сотрудничества в области гражданской обороны.

Государственная политика в области гражданской обороны  реализуется в ходе деятельности государства во внешнеполитической, экономической, оборонной и иных сферах, а также посредством разработки и выполнения целевых и научно-технических программ, планов мероприятий по совершенствованию и развитию гражданской обороны, скоординированных с мобилизационными планами экономики и государственным оборонным заказом.

Наличие единой государственной  политики в области гражданской  обороны позволяет целенаправленно  осуществлять деятельность государства  по подготовке к ведению гражданской обороны с учетом реально сложившихся условий, создает благоприятные возможности для ее дальнейшего совершенствования.

3. Основные принципы и особенности организации гражданской обороны в современных условиях

 

Исходя из вышеизложенного, можно выделить принципиальные основы организации гражданской обороны  в начале XXI века.

1. Организация и ведение гражданской обороны является одной из важнейших функций государства

2. Защите от военных  опасностей подлежит все население  страны

3. Гражданская оборона  должна быть готовой к активному  участию в мероприятиях по  защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также террористических проявлений.

4. Гражданская оборона  организуется и строится, в первую очередь, на вариант войны с применением обычного высокоточного оружия с возможной эскалацией ее в войну с ограниченным применением ядерного оружия.

Вариант массированного применения ядерного оружия вряд ли целесообразно  рассматривать как реальный вариант  действий, так как в этом случае поражающие факторы затронут и нападающую сторону

В этих условиях основными  целями гражданской обороны будут являться:

  • в локальных войнах с обычным оружием - обеспечить максимальную защиту населения и критически важных объектов, способствовать достижению победы государства;
  • в войнах с ограниченным применением ядерного оружия - способствовать выживанию государства, оказывать эффективную помощь пострадавшему населению, обеспечить его жизнедеятельность;
  • в войнах с массированным применением ядерного оружия - способствовать восстановлению государства и экономики в возможно короткие сроки.

5. Гражданская оборона должна строиться не как изолированная система, а в общем комплексе с системой мобилизационной подготовки, системой защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, системой обороноспособности страны.

Только в этом случае можно будет достичь поставленных перед ней целей.

6. Основной способ защиты населения,  материальных и культурных ценностей - укрытие в защитных сооружениях, вспомогательный - эвакуация. При этом кардинальным образом меняется тип защитных сооружений, их тактико-технические данные, порядок накопления фонда защитных сооружений, а также порядок организации и проведения эвакомероприятий.

7. Подготовка государства  к ведению гражданской обороны  осуществляется в мирное время  - в плановом порядке в пределах объемов выделенных средств; в угрожаемый период - в ускоренном порядке на основе мобилизационных планов; в период начала и ведения боевых действий - в максимально короткие сроки с привлечением всех возможных средств и ресурсов.

8. Финансирование мероприятий гражданской обороны на паритетных началах осуществляют государство, субъекты Российской Федерации, органы местного самоуправления, частный сектор, граждане в порядке, установленном специальным законом.

9. Выбор приоритетов  в подготовке и финансировании мероприятий гражданской обороны осуществляется на основе важности этих мероприятий для выполнения поставленных целей, а также на основе критерия «затраты-эффективность».

10. Руководство и управление  гражданской обороной осуществляется  на основе централизации в принципиальных вопросах организации и строительства гражданской обороны с предоставлением широкого круга полномочий субъектам РФ в сфере подготовки и ведения гражданской обороны.

11. Гражданская оборона  в силу своей специфики является  предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ.

Характерными особенностями гражданской обороны в настоящее время и на перспективу являются:

1. Обеспечение готовности  для решения задач военного  времени достигается через готовность сил и средств ГО к решению задач мирного времени.

2. Переход от прикрытия  мобильными силами объектов к  прикрытию территорий.

3. Создание двухуровневой  системы защиты населения - на  федеральном уровне и на местном  уровне.

4. Гражданская оборона  стала более социально направленной  системой в отличие от былой строго оборонной направленности.

5. Более активное участие  общественности и населения в  целом в мероприятиях ГО. «Гражданская оборона - дело каждого гражданина».

6. Более быстрая адаптация  к обстановке и любому изменению  хода событий.

 

4. Законодательно-нормативные основы гражданской обороны

 

 За последние 10 лет в Российской Федерации проведена большая работа по созданию законодательно - нормативных основ для функционирования гражданской обороны в новых условиях.

Принят Федеральный закон «О гражданской обороне», который в настоящее время претерпел существенные изменения в результате принятия Федерального закона от 22.08.04 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Президентом Российской Федерации утверждены «Основы единой государственной политики в области гражданской обороны на период до 2010 года».

Разработан и принят ряд подзаконных актов, постановлений  Правительства Российской Федерации.

Активизировалась работа по разработке местных нормативных  документов в субъектах Российской Федерации.

Принципиальное значение для организации гражданской  обороны имеет Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122, который внес существенные изменения в Федеральный закон «О гражданской обороне».

Гражданская оборона  стала системой мероприятий по защите населения, материальных и культурных ценностей не только от опасностей военного времени, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и террористического характера. В связи с этим несколько расширился смысл основных задач.

Упразднен территориально-производственный принцип организации гражданской обороны. Это означает, что хотя гражданская оборона организуется на всей территории страны, она искусственно не разделяется на две ветви - территориальную и производственную.

Исключено понятие начальник  гражданской обороны и положение, определяющее права начальника гражданской обороны. Это продиктовано сложившейся практикой в реализации своих полномочий в соответствии с занимаемой должностью руководителями федеральных органов исполнительной власти, главами органов исполнительной власти субъектов федерации, руководителями органов местного самоуправления, которые несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий гражданской обороны.

Уточнена структура  плана гражданской обороны: теперь он включает не только мероприятия  на военное время, но и на мирное. Новое наименование плана «План гражданской обороны и защиты населения».

Произошло более четкое распределение полномочий в области гражданской обороны между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Если первые, в основном, организуют мероприятия гражданской обороны, то вторые их проводят в жизнь.

Вместо довольно неопределенного  понятия «гражданские организации гражданской обороны» введено понятие - «нештатные аварийно-спасательные формирования», которые создаются в организациях, имеющих потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующие их, а также имеющие важное оборонное и экономическое значение или представляющие высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время. Упразднены службы гражданской обороны, вместо них должны быть созданы аварийно-спасательные службы, выполняющие задачи в области гражданской обороны.

Определено, что государственную  политику в области гражданской  обороны осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Президентом Российской Федерации на решение задач в области гражданской обороны, т.е. МЧС России.

Законодательно определен  статус территориального органа управления МЧС России - регионального центра.

За МЧС России закреплены специальные, разрешительные, надзорные  и контрольные функции в области  гражданской обороны.

 Уточнены расходные обязательства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по обеспечению мероприятий по гражданской обороне и защите населения.

В целом созданная  в настоящее время нормативная  правовая база в области гражданской  обороны отвечает современным требованиям  и обеспечивает функционирование гражданской обороны в мирное и военное время.

Вместе с тем требуется  дальнейшая работа по ее совершенствованию, особенно в части нормативной документации, определяющей порядок выполнения отдельных задач гражданской обороны.

 

5. Руководство и управление гражданской обороной

 

Гражданская оборона в Российской Федерации организуется на территории всей страны - на федеральном, региональном, территориальном, местном и объектовом уровнях, в том числе в организациях, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности (рис.1).

Информация о работе Гражданская оборона и ее специфика в современных условиях