Гражданская оборона и ее специфика в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 18:07, контрольная работа

Описание работы

Учитывая реальные экономические возможности государства, гражданская оборона должна быть более рациональной и эффективной с точки зрения расходов на ее мероприятия и выбора приоритетов в развитии.
Силы и средства гражданской обороны должны иметь высокую готовность к участию в мирное время в защите населения от чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий.
Цель данной работы – рассмотреть понятие гражданской обороны и ее специфику в современных условиях.

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ нокиа.docx

— 514.50 Кб (Скачать)

Рис. 1. Организационная основа гражданской обороны

 

Организационную основу гражданской обороны составляют:

  • руководство гражданской обороны;
  • органы управления;
  • эвакуационные органы;
  • комиссии по повышению устойчивости функционирования экономики и организаций в военное время;
  • органы государственного надзора в области гражданской обороны;
  • силы гражданской обороны.

В соответствии с Федеральным  законом «О гражданской обороне» руководство гражданской обороной осуществляют: в Российской Федерации - Правительство Российской Федерации, в федеральных органах исполнительной власти и организациях - их руководители, на территориях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований - соответственно главы органов исполнительной власти рис. 1

Руководители перечисленных органов и организаций несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне и защите населения. Таким образом, несмотря на то, что упразднен статус начальников гражданской обороны, руководители, как и ранее, осуществляют руководство и несут полную ответственность за ее состояние.

Полномочия органов  государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций  и, права и обязанности граждан Российской Федерации в области гражданской обороны определены Федеральным законом «О гражданской обороне».

Особые обязанности  федеральных органов исполнительной власти в области гражданской  обороны определяются в соответствии с Планом гражданской обороны и защиты населения, согласованным с этими органами и утвержденными Президентом Российской Федерации.

Выписки из плана, в части  их касающейся, рассылаются соответствующим  федеральным органам исполнительной власти.

Особые обязанности  структурных подразделений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области гражданской обороны определяют соответствующие главы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и руководители органов местного самоуправления.

Управление гражданской  обороной осуществляют специальные  органы управления, уполномоченные на решение задач в области гражданской  обороны.

Постоянно действующими органами управления гражданской обороны  являются:

  • на федеральном уровне - Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России), структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти;
  • на региональном уровне - региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациями и ликвидации последствий стихийных бедствий МЧС России (далее региональные центры МЧС России);
  • на территориальном уровне - Главные управления МЧС России по субъектам Российской Федерации;
  • на местном уровне - структурные подразделения органов местного самоуправления, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны и задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  • в организациях - структурные подразделения (работники), уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны.

Деятельность органов  управления, уполномоченных на решение  задач в области гражданской  обороны, регламентируется действующим  законодательством, нормативными правовыми  актами Российской Федерации, настоящим Положением, а также приказами, директивами и распоряжениями МЧС России, приказами и распоряжениями соответствующих руководителей гражданской обороны.

В целях обеспечения  совместного функционирования Главных  управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации и администраций субъектов Российской Федерации между МЧС России и администрациями субъектов Российской Федерации заключается соглашение о передаче друг другу осуществления части своих полномочий. Эти соглашения утверждаются Правительством Российской Федерации.

Основными задачами органов  управления, уполномоченных на решение  задач в области гражданской  обороны являются:

  • планирование и организация выполнения мероприятий гражданской обороны и защиты населения;
  • подготовка руководящего состава в области гражданской обороны и обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • обеспечение постоянной готовности систем управления, связи и оповещения;
  • контроль за планированием эвакуационных мероприятий, накоплением фонда защитных сооружений, средств индивидуальной защиты и другого имущества гражданской обороны, организацией их хранения и содержания;
  • организация повседневного наблюдения за состоянием окружающей среды, всех видов разведки, сбор и обобщение данных обстановки;
  • оповещение населения по сигналам гражданской обороны;
  • обеспечение управления силами гражданской обороны в ходе выполнения аварийно-спасательных и других неотложных работ;
  • организация взаимодействия органов управления и сил, участвующих в совместном выполнении задач, в том числе с органами военного командования.

Для планирования, подготовки и проведения эвакуационных мероприятий в федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления и организациях создаются эвакуационные органы: эвакуационные и эвакоприемные комиссии.

Задачи эвакуационных  органов, а также порядок эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы определяются Правительством Российской Федерации.

Постоянно действующие  комиссии по повышению устойчивости функционирования экономики и организаций  в военное время создаются при руководителях соответствующих органов исполнительной власти, органах местного самоуправления и организациях. Задачей комиссий является организация разработки и осуществления мер по сохранению объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время.

Одним из основных элементов  системы управления гражданской  обороной являются пункты управления, создаваемые на всех уровнях.

6. Силы гражданской обороны

 

В состав сил гражданской  обороны входят:

  • соединения и воинские части, специально предназначенные для решения задач в области гражданской обороны, организационно объединенные в войска гражданской обороны;
  • аварийно-спасательные службы и нештатные аварийно-спасательные формирования для решения задач гражданской обороны.

Задачи, порядок подготовки и применения войск гражданской  обороны определяются Положением о  войсках гражданской обороны, утверждаемым Президентом РФ. Руководство войсками гражданской обороны осуществляет Министр РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

В целях обеспечения  защиты населения от опасностей, возникающих  при ведении военных действий или вследствие этих действий, при  возникновении чрезвычайных ситуаций, а также при ликвидации последствий  террористических акций осуществляется государственный надзор в области гражданской обороны должностными лицами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, и его территориальных органов.

Органами государственного надзора в области гражданской  обороны являются:

  • федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны;
  • структурные подразделения территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны, - региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
  • структурные подразделения территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач гражданской обороны, по субъектам Российской Федерации.

Организационная структура, полномочия, задачи, функции и порядок  организации и осуществления  деятельности органов государственного надзора в области гражданской  обороны определяются положением о государственном надзоре в области гражданской обороны, утверждаемым Правительством РФ.

Заключение

 

В заключении сделаем  вывод, что гражданская оборона – это система мероприятий по подготовке к защите и на защите населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

В целом в настоящее  время состояние гражданской  обороны можно охарактеризовать как обеспечивающее выполнение основных задач в условиях современных  войн. Этот вывод обуславливается с одной стороны - снижением вероятности возникновения крупномасштабной войны с применением оружия массового уничтожения, что существенно повышает реальные возможности по защите населения, с другой - своевременным принятием мер по сохранению потенциала гражданской обороны советского периода.

В настоящее время  сформирована основная нормативная  правовая база в области гражданской  обороны.

Осуществляется комплекс мер по поддержанию требуемого уровня готовности систем гражданской обороны. Созданы на новой основе единые органы управления по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности.

Сформированы группировки  сил гражданской обороны в  субъектах Российской Федерации  и муниципальных образованиях для  проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Оптимизирован состав и  структура войск гражданской  обороны, улучшается их техническое  оснащение, повышается уровень их боевой готовности.

 Сформирована и функционирует система мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, в состав которой в настоящее время входят более 7 тыс. учреждений различных федеральных органов исполнительной власти.

Существенную роль в  повышении готовности гражданской  обороны сыграло создание Российской системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, силы и средства которой позволяют более эффективно решать задачи гражданской обороны.

Приоритетное внимание в последние годы уделяется вопросам повышения уровня защищенности населения.

Несмотря на объективные трудности в стране сохранилась достаточно эффективная система защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Государственную политику в области гражданской обороны  определяет Президент Российской Федерации.

Целью государственной  политики в области гражданской  обороны является создание в стране условий, обеспечивающих в военное  время и при возникновении  чрезвычайных ситуаций природного и  техногенного характера, а также  при террористических актах предотвращение или максимальное снижение потерь и ущерба, сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения.

Государственная политика в области гражданской обороны  реализуется в ходе деятельности государства во внешнеполитической, экономической, оборонной и иных сферах, а также посредством разработки и выполнения целевых и научно-технических программ, планов мероприятий по совершенствованию и развитию гражданской обороны, скоординированных с мобилизационными планами экономики и государственным оборонным заказом.

Наличие единой государственной  политики в области гражданской  обороны позволяет целенаправленно  осуществлять деятельность государства  по подготовке к ведению гражданской обороны с учетом реально сложившихся условий, создает благоприятные возможности для ее дальнейшего совершенствования.

В целом созданная  в настоящее время нормативная  правовая база в области гражданской  обороны отвечает современным требованиям  и обеспечивает функционирование гражданской обороны в мирное и военное время.

Вместе с тем требуется  дальнейшая работа по ее совершенствованию, особенно в части нормативной документации, определяющей порядок выполнения отдельных задач гражданской обороны.

К 2010 году должен быть закончен процесс реформирования гражданской обороны Российской Федерации. Она должна перейти на качественно новый уровень своего  развития. Тем самым как бы завершается логическая цепь исторических преобразований системы защиты населения в военное время: МПВО - гражданская оборона - гражданская защита.

Список литературы

 

  1. Безопасность жизнедеятельности.: Учеб. для вузов / С.В. Белов, А.В. Ильницкая, А.Ф. Козьяков и др.; Под общ. Ред. С.В. Белова, – М.: Высш. шк., 2004. – 214 с.

Богданов В.Д. Основы устойчивости работы объекта в чрезвычайных ситуациях. М.: МИИСП, 2003. – 102 с.

  1. Гражданская оборона / Ю.В. Боровской и др.; под ред. Е.П. Шубина. - М.: Просвещение. 2001. - 223 с.
  2. Дьяков В.И. Безопасность жизнедеятельности. Общие вопросы БЖД в условиях производства и природные аспекты БЖД / ИГЭУ. Иваново, 2000. – 118 с.
  3. Комментарий к Трудовому Кодексу РФ (Коршунов Ю.Н., Коршунова Т.Ю., Кучма М.И., Шеломов Б.А.) - Спарк, 2002 г. – 502 с.
  4. Основы безопасности жизнедеятельности. Справочник школьника /В.П. Ситников.— М.: Филол. об-во "Слово", 2000.— 448с.
  5. Трудовое право: Учебное пособие / Отв. ред. В.С. Бердычевский. — Ростов н/Д: Феникс, 2002. — 512 с.
  6. Фомин А.Д. Руководство по охране труда. НЦ ЭНАС. М.: 2003. – 224 с.

Информация о работе Гражданская оборона и ее специфика в современных условиях