МЧС и Гражданская оборона (современный период)

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2011 в 12:17, реферат

Описание работы

27 декабря 1990 года было принято постановление Совета министров РСФСР “Об

образовании российского корпуса спасателей на правах государственного

комитета РСФСР, а также формирование единой государственно-общественной

системы прогнозирования, предотвращения и ликвидации последствий чрезвычайных

ситуаций”.

Работа содержит 1 файл

МЧС и Гражданская оборона.doc

— 94.00 Кб (Скачать)

разрабатывается проект основ государственной политики в области управления

рисками. Этой же задаче служит готовящаяся федеральная  целевая программа

"Снижение  рисков и смягчение последствий  чрезвычайных ситуаций природного  и

техногенного  характера в Российской Федерации до 2005 года".

Главным в этой программе будет не только организация  и совершенствование

мониторинга, а  прогнозирование и предупреждение ЧС. Значительное место

отводится внедрению  системы декларирования безопасности потенциально опасных

производственных объектов и лицензирования их деятельности, страхования

рисков.

Гвоздем, основой  программы, являются выполнение инженерно-технических

мероприятий по защите населения как в мирное, так и военное время, постоянное

и все усиливающееся  обучение населения.

В какой-то мере новым, но все более необходимым  становится обеспечение

безопасности  жизнедеятельности населения в  чрезвычайных ситуациях. Раньше

этому практически  не уделяли внимания, считали, что  люди в любых трудных

ситуациях сами как-нибудь устроятся. На деле оказалось — без помощи

федеральных и  местных органов власти им просто не выжить. Все крупные

чрезвычай-ные  ситуации последних лет являются убедительным подтверждением

сказанному: землетрясение  в Нефтегорске, наводнения в Якутии, Республике

Коми, Великом Устюге, на Северном Кавказе, про-рывы дамб и плотин, оползни,

бури и ураганы, лесные пожары.

По мнению МЧС  России, реализация этой программы  должна способствовать

снижению потерь от ЧС не менее чем на 25 —30%.

    

ГО третьего тысячелетия 

В последние годы в ряде зарубежных стран (ФРГ, США, Франция и др.) в связи с

изменившейся  военно-политической обстановкой происходит трансформация

взглядов на роль гражданской обороны и порядок  ее ведения.

Так, новая политика США определяет, что силы и средства гражданской обороны

должны готовиться не столько к действиям в условиях ядерной войны, сколько

уметь эффективно решать задачи, возникающие в мирное время, уделяя при этом

особое внимание мобилизационному планированию.

Возникла необходимость  внесения изменений в теорию и практику гражданской

обороны в нашей  стране. Диктуется это тем, что  до настоящего времени

продолжают использоваться теоретические положения, разработанные  еще в период

1962 — 1976 годов.

Коренные изменения  в характере военных конфликтов, средствах вооружения,

социально-экономической  обстановке требуют нового, более  обстоятельного и

всеобъемлющего  отношения к защитным мероприятиям.

Гражданская оборона XXI века будет существенно отличаться от современной.

Во-первых, должен измениться ее статус: утрачивая былое стратегическое

значение и  сугубо военно-оборонную сущность, ГО приобретает большую

социальную направленность; основной целевой установкой становится не столько

участие в достижении военного стратегического успеха, сколько  сохранение

жизни человека и среды его обитания. В силу этого Гражданская оборона,

видимо, постепенно отойдет от военной организации  и приобретет

самостоятельность.

Во-вторых, настает  время постепенно отказываться от военных  элементов в ее

организации, в  том числе и от услуг военнослужащих. Это, в частности,

согласуется и  с одним из направлений военной  реформы России. Но делать это

надо с большой  осторожностью, т.к. части и соединения ГО — это ее самое

организованное  и боеготовое ядро.

В-третьих, ГО в XXI веке будет становиться все более значимой структурой для

общества не только в военное, но и в мирное время. Активное участие ее сил и

средств в ликвидации любых чрезвычайных ситуаций станет необходимым, как,

скажем, кислород для человека. Актуальным и современным  станет лозунг: "Все,

что делается для  укрепления гражданской обороны, полезно  народному хозяйству

и необходимо человеку".

В-четвертых, она  должна стать менее затратной  для государства, чем раньше. В

XXI веке надо  менять принципы защиты населения.  Например, защитные сооружения

создавать не за счет их специального строительства  в мирное время, как это

было ранее, а  накапливать путем освоения подземного пространства городов,

приспособления  для этих целей подвальных и других заглубленных сооружений.

Вызывает сомнение и целесообразность массовой эвакуации населения из крупных

городов. На наш  взгляд, возможна только частичная  эвакуация (отселение)

населения из прогнозируемых зон поражения и заражения, когда  другие способы

защиты невозможны. Массовая эвакуация будет рассматриваться как

исключительный  вариант.

Видимо, отпадет  необходимость и накапливать, хранить  средства индивидуальной

защиты для  всего населения страны. Они потребуются  в первую очередь для

личного состава  формирований, участвующих в спасательных и других неотложных

работах, а также  персоналу радиационно- и химически  опасных объектов и

населению, проживающему в зонах вероятного заражения (загрязнения).

Исходя из этого  придется пересмотреть стратегию подготовки и ведения

гражданской обороны, что, естественно, повлечет изменения в системе

финансирования. Она, конечно, будет более гибкой, рациональной и рачительной.

Раз ГО является всенародной, служит интересам всех граждан, значит и в

финансировании  ее должны участвовать все органы власти, коммерческие

структуры, а не только федеральное правительство.

В-пятых, значительно  повышается роль и значимость мобилизационной  готовности

гражданской обороны. При угрозе применения ядерного оружия мероприятия по

защите населения  долж-ны осуществляться повсеместно, на территории всей

страны, в массовом порядке, с привлечением всех людских  и материальных

ресурсов.

     Заключение

В обозримом  будущем ГО, как и вся оборона  страны, будет строиться по принципу

стратегической  мобильности. Все: промышленность, сельское хозяйство, органы

управления —  должно быть готово к быстрому переходу на работу по планам

военного времени.

В перспективе  ГО, видимо, примет характер более территориальный, чем

ведомственный (производственный). Каждый регион станет более самостоятельным

и будет решать задачи, как правило, своими силами.

Основные тенденции  развития гражданской обороны, ее доктрину на начало XXI

века можно  было бы сформулировать так: максимальное сохранение имеющегося

потенциала, адаптация  к новым военно-политическим и  социально-экономическим

условиям, создание возможностей для последовательного  оперативного

развертывания сил и средств в короткие сроки  и до необходимого уровня, гибкое

стратегическое  и оперативное реагирование на изменения  обстановки.

Информация о работе МЧС и Гражданская оборона (современный период)