Портрет современного руководителя

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 18:39, курсовая работа

Описание работы

К важным профессиональным качествам руководителя необходимо отнести также умение вовремя принимать решения, доводить начатое дело до конца и следовать собственным указаниям. Кроме того, начальнику важно развивать в себе культуру общения с людьми - то есть быть вежливым и уметь объяснять неспециалистам сложные вопросы. И, конечно же, хороший руководитель не должен проявлять высокомерие к людям.

Содержание

Содержание

Введение

1.Личность руководителя.

2.Типы руководителя.

3. Имидж руководителя.

4. Авторитет руководителя.

5. Психологическая специфика труда руководителя.

6. Функции и роли руководителя.

7. Портрет современного руководителя.

8. Профессиональная этика руководителя.

9. Умение разбираться в людях.

10. Умение убеждать и организаторские способности.

11. Управленческий стиль руководителя.

Заключение

Использованная литература

Работа содержит 1 файл

Портрет соврем руковод.doc

— 409.00 Кб (Скачать)

     Начинать  переговоры следует с наиболее важных вопросов повестки дня, пытаясь постепенно достигнуть согласия по принципиальным вопросам. Затем обсуждаются проблемы, по которым можно договориться сравнительно легко и без особых временных затрат.

     Старайтесь  так построить  беседу, чтобы рассмотрение вопросов, в которых  обе стороны единодушны, предшествовало обсуждению дискуссионных тем.

     Очень важно повести переговоры таким  образом, чтобы на их первой стадии собеседник не имел повода дать отрицательный ответ: если человек сказал "нет", его внутренняя логика побуждает оставаться на этой позиции. Полезно, однако, помнить, что отрицательный ответ на переговорах может быть лишь тактическим приемом в ожидании компромиссного предложения. Без некоторого сопротивления переговоров практически не бывает, но хорошая предварительная подготовка и умелое их ведение помогут снять возражения. Старайтесь придерживаться тактики, проверенной временем: доходчиво объясните свое предложение, не обещайте ничего невозможного, отклоняйте невыполнимые требования, записывайте все, с чем вы соглашаетесь и что вы обещаете, не принимайте причину отказа, если она убедительно не обоснована, не идите на прямую конфронтацию.

     Говорящий должен оценивать свои слова с  позиции слушателей, одновременно отмечая, какую реакцию они вызывают. Прежде чем вынести свои идеи на рассмотрение партнеров, желательно посмотреть на свои предложения и аргументы их глазами, предугадать их сомнения и возражения, предусмотреть альтернативные варианты. Иногда целесообразно завысить свои первоначальные требования, условия, чтобы путем уступок прийти к компромиссу.

     Из  всех возможных проявлений эмоций при  деловых контактах приветствуется только улыбка. Любые переговоры, даже если они не оправдали надежд, следует заканчивать в доброжелательном тоне.

     В любых переговорах и личных контактах  нельзя забывать о культуре речи. Это понятие включает в себя точный подбор слов, богатство лексики, разнообразие грамматических конструкций. Речь должна быть благожелательной, неторопливой, но не медленной. Следует избегать громкой и слишком тихой речи. Обладая культурой речи, руководитель ясно и быстро доведет до сведения коллектива и отдельного сотрудника любую нужную информацию.

     Культура  чувств и мышления. Культура чувств - это эмоциональная грамотность, т. е. доброжелательное, терпимое и искреннее отношение к коллегам. Самоконтроль, умение сдерживать эмоции - одно из важных качеств эффективного лидера. Руководитель должен уметь подавлять плохие и формировать хорошие настроения. Раздраженный человек может испортить настроение даже у большой группы людей и тем самым оказать общее отрицательное влияние на ее деятельность и коллективную продуктивность. Власть над своими чувствами во многом зависит от умения подавлять отрицательное чувство при его зарождении; если это станет привычкой, произвольная регуляция своего поведения достигается с наименьшими затратами. Чтобы "разгрузить" эмоции, советуем прибегнуть к физическим упражнениям - можно хотя бы просто пройтись пешком.

     Кроме того, культура руководителя распространяется и на умение контролировать свои эмоции по отношению к конкретным людям. Если раздражение вызывают какие-нибудь личностные особенности сотрудника, следует подумать о том, что эти его черты так же объективны, как рост, цвет волос, форма головы и т. п. Одновременно старательно отмечайте положительные особенности этого человека: если акцентировать внимание только на том, что раздражает, отношение к сотруднику может стать резко отрицательным.

     К числу способов управления своими чувствами относится имитация внешнего выражения положительных эмоций. Некоторые исследователи рекомендуют воспроизводить движения, соответствующие положительному душевному настрою: расслабить мышцы лица, выпрямить спину, говорить в мажорном тоне, весело приветствовать окружающих и т. п. Через некоторое время хорошее настроение действительно появится - организм обязательно откликнется на такие действия.

     Один  из приемов подавления плохого настроения - умение поощрять себя. Оттого, можем ли мы самим себе сказать "спасибо", зависит многое.

     Современная наука подтверждает необходимость самопоощрения  как важного элемента обратной связи для  успешного выполнения любой деятельности.

     Вознаграждая  себя за приложенные усилия, мы закрепляем позитивную связь "усилие - полученный результат - поощрение", что, в конечном итоге, вызывает положительные эмоции, вдохновляющие на дальнейшие действия. Если же вместо благодарности "одаривать" себя упреками, изводить самокритикой, происходит закрепление негативной связи "усилие - игнорирование полученного результата - разочарование" и, как следствие, шквал негативных эмоций. Суть этого умения не в однозначных критериях "хорошо - плохо", а в способности разграничивать полученную пользу и неизбежные недоработки. Каждый маленький успех - это вклад в собственное развитие.

     Управленческая  компетентность

     Управленческая  компетентность руководителя подразумевает  установление стратегических и оперативных целей функционирования учреждения, нахождение путей их достижения, организацию деятельности внутри коллектива и контроль за выполнением намеченного. Грамотный руководитель всегда ставит во главу угла принцип сотрудничества, т. е. стремится к тому, чтобы рядовые исполнители с полной отдачей физических и моральных сил выполняли порученное¶дело, чувствовали себя комфортно в коллективе, действительно являлись его основной движущей силой.

     Эффективный подход к управленческой деятельности предполагает применение методов научной организации труда, к которым относятся следующие: к Разделение и кооперация труда. За каждым подразделением и исполнителем должно быть закреплено определенное и в достаточной степени однородное количество видов работ. Это повышает производительность и качество труда, позволяет накапливать конкретный практический опыт. Разделение и кооперация труда основываются на:

     - делегировании полномочий с вышестоящего  уровня на нижестоящий;

     - "экономии квалификации" (т.  е. запрете использовать высококвалифицированных работников на работах, требующих низкой квалификации);

     - документальном закреплении обязанностей  в положениях о подразделениях и должностных инструкциях.

      Повышение квалификации управленческих кадров. Это важное условие эффективного управления. Согласно современным требованиям, управленец должен как минимум раз в 4-5 лет повышать свою квалификацию. Более того, он должен самостоятельно знакомиться с новейшей профессиональной литературой.

     ■    Нормирование труда. Речь идет о правильном распределении работы между исполнителями. Существующие нормативы времени помогают рационализировать труд с точки зрения оптимизации нагрузки на сотрудников учреждения.

      Рационализация труда в управлении. Предполагает совершенствование документирования, системы контроля, качественную подготовку и проведение совещаний.

     ■    Внедрение прогрессивных форм и методов материального и морального стимулирования труда. Руководителю необходимо регулярно изучать новейшие методы управленческой деятельности, подбирая оптимальный вариант для своего учреждения. Что касается стимулирования труда сотрудников - это один из эффективных способов "воспитывать" в работниках лояльность к организации.

      Улучшение условий и гигиены труда. Это, прежде всего, оснащение рабочих мест мебелью, соответствующей физиологическим особенностям работающих; расстановка мебели и оборудования с учетом последовательности трудовых операций, учет психологического воздействия цвета и освещения при оформлении интерьеров, обеспечение рабочих мест оргтехникой, средствами механизации.

     ■    Развитие творческих основ труда. Предполагает создание условий, при которых труд считается не только обязанностью, но и сферой самовыражения сотрудника.

     Культура  организации труда

     С управленческой компетентностью тесно  связана третья составляющая культуры руководителя - культура организации труда. Каждый менеджер обязан планировать свою работу по управлению и выполнению заданий, рационально использовать рабочее время, осуществлять контроль за своей деятельностью. Эффективному управлению мешают откладывание принятия решения, выполнение работы наполовину; стремление сделать все сразу, стремление сделать все самому, неумение разграничить функции.

     Несколько рекомендаций по повышению производительности управленческой работы:

     ■    составляйте на каждый день список дел, которые нужно непременно завершить, и список заданий, которые желательно выполнить;

     ■   распределяйте задания по степени  их важности;

     ■    поручайте выполнение рутинной работы подчиненным;

     ■    проверяйте источники информации, чтобы  избежать ошибок;

     ■    проанализируйте, насколько вы нетерпеливы, - это качество, как правило, способствует потерям времени. Научитесь расслабляться, вырабатывайте у себя навык не торопиться;

     ■ не стремитесь быть специалистом во всем, советуйтесь с профессионалами, сосредоточьте свои усилия на управленческих задачах.

     Выполнение  этих рекомендаций поможет правильно  распределить свое время и реалистично  подойти к составлению календаря  реализации целей.

     К организационной культуре также  относится тщательная подготовка и  оперативное проведение рабочих совещаний. Проведение совещаний - важнейшая форма управленческой деятельности. Совещания бывают: информационными (для информирования персонала о состоянии дел) и рабочими (для принятия управленческих решений, требующих всестороннего анализа). Информационные совещания требуют, чтобы на них присутствовали представители всех подразделений организации. Рабочие совещания рекомендуется проводить с небольшим количеством людей (до 6-8 чел.).

     Групповая работа повышает качественный уровень принимаемых  решений благодаря рассмотрению нескольких точек зрения, усиливает мотивацию деятельности участников.

     Эффективность совещаний во многом зависит от их организации. Начинать работу совещания  следует точно в установленное  время; рекомендуется создать непринужденную обстановку, вести учет нерешенных вопросов, определять ответственных и устанавливать сроки выполнения заданий. Длительность совещания зависит от количества рассматриваемых вопросов, однако нежелательно затягивать его более чем на 1-,5 - 2 ч. Кроме того, не стоит проводить совещания незадолго до обеда. Лучшее время - утро, спустя полчаса после начала рабочего дня, или же через полчаса после обеда. Не рекомендуется проводить рабочие совещания в пятницу.

     Несколько советов по этике ведения совещаний:

     ■ целесообразно предоставлять возможность высказываться всем участникам совещания;

     ■ следует избегать критики в ходе совещания, это лучше сделать  в самом конце;

     ■ стараться говорить спокойно, даже если чье-то поведение раздражает;

     ■ обращаться во время обсуждения не к оппоненту, а ко всем участникам совещания;

      при высказывании критических замечаний в чей-либо адрес следует сначала сказать о том, в чем совпадают точки зрения выступающего и оппонента.

     Еще одна составляющая культуры организации  труда - культура оформления документов. В современной деловой практике сложился общепринятый стандарт оформления делового письма. Такое письмо должно содержать следующие элементы: название и адрес отправителя, название и адрес получателя, дату и номер письма. Составляющие текста письма: приветствие, текст, концовка, подпись, имя и должность отправителя.

     Приведем  некоторые рекомендации по содержанию деловых писем:

     ■    текст должен быть четким, фразы  легко читаться, нежелательно допускать  большое количество причастных и  деепричастных оборотов, а также включать в текст назывные предложения, риторические вопросы, метафоры и т. п.; следует использовать минимум прилагательных и почти полностью исключить местоимения;

     ■    если в письме затрагиваются несколько  вопросов, по смыслу они должны быть отделены один от другого;

     ■    письмо должно быть предельно коротким - в этом случае оно лучше воспринимается;

     ■    грамматика, орфография и лексика  должны быть безупречны. Короткое, грамотное, логичное деловое письмо - знак уважения к адресату.

     Культура  внешнего облика

     Многие  специалисты считают, что внешний  вид человека - главный компонент его имиджа, тем более это важно для работника сферы культуры.

     Психологи утверждают, что представление  о партнере по общению  формируется в  течение первых 3-5 секунд знакомства, и затем на его основе строятся тактика и стратегия взаимоотношений.

     Успех самопрезентации руководителя обусловлен в т. ч. выбором стиля одежды. Положительный  образ руководителя оказывает воздействие  на повышение внутренней и внешней культуры сотрудников, на создание благоприятного психологического климата. Внешний облик руководителя - это часть имиджа учреждения, которое он представляет. Кроме того, это во многом часть его успеха при ведении переговоров со спонсорами и представителями общественных организаций. 

Информация о работе Портрет современного руководителя