Социальная защита военнослужащих

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 10:14, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - систематизировано изучить наиболее важные направления социальной работы с военнослужащими.

Содержание

Введение 3
1 Социальная защита военнослужащих, лиц, проходивших военную службу, и членов их семей 6
1.1 Сущность и функции социальной работы с военнослужащими 6
1.2 Понятие и функции социального обеспечения военнослужащих 12
2 Технологии социальной работы с военнослужащими и их семьями 22
2.1 Специфика социальных проблем военнослужащих 22
2.2 Социальная работа с семьями военнослужащих 30
Заключение 38
Список использованной литературы 41

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 179.50 Кб (Скачать)


2

 

                                          СОДЕРЖАНИЕ.

 

 

 

Введение              3

 

1              Социальная защита военнослужащих, лиц, проходивших военную службу, и членов их семей              6

1.1              Сущность и функции социальной работы с военнослужащими              6

1.2              Понятие и функции социального обеспечения военнослужащих              12

2              Технологии социальной работы с военнослужащими и их семьями              22

2.1              Специфика социальных проблем военнослужащих              22

2.2              Социальная работа с семьями военнослужащих              30

 

Заключение              38

Список использованной литературы              41

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение. 

     В России в настоящее время в ходе реформирования экономической, политической и социально-культурной сфер общественной жизни осуществляется комплекс мероприятий, направленных на совершенствование государственного механизма, в том числе той его части, в которой российскими гражданами исполняется военная служба, - военной организации государства. Военнослужащим принадлежит важнейшая роль в решении задач обороны и безопасности государства и тем самым обеспечении возможности реформирования российского общества на основах демократии и права.

    На повестке дня стоит первостепенная задача по реформированию Вооруженных Сил и других составных частей военной организации государства, чтобы они отвечали современным потребностям страны и были способны решать задачи по локализации и нейтрализации как внешних, так и внутренних военных угроз. Становление оптимальной системы государственных военных организаций, обеспечивающей учет сбалансированности интересов государства и его граждан, оказалось одной из самых сложных задач в процессе формирования в России правового государства и гражданского общества.

    Процесс военного реформирования, одним из направлений которого является значительное сокращение Вооруженных Сил и других государственных военных организаций, наличие «горячих точек»  в местах вооруженных конфликтов как на территории России, так и в странах СНГ, разрастание проявлений международного терроризма – все это актуализирует вопрос о активизации социальной работы с военнослужащими. С другой стороны существенные негативные процессы наблюдаются и в самих Вооруженных силах: неуставные отношения, неблагополучная санитарная обстановка и т.д.

    Таким образом, переход страны на новые экономические основы, развитие рыночных отношений в обществе, с одной стороны, и преобразование Вооруженных Сил, осуществляемое в этих сложных социально-экономических условиях, с другой, определяют значительный рост напряженности в обществе и армии, что и обуславливают особую актуальность темы. Ведь резко обострились социальные проблемы военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. По прогнозам специалистов, это положение будет значительно ухудшаться в связи с дальнейшим сокращением армии и флота, что будет способствовать нарастанию социальной напряженности в воинской среде, росту недовольства военнослужащих не только своим положением, но и политикой правительств, его создавших и не принимающих мер по ликвидации проблем.

    Складывающаяся ситуация требует разработки и реализации ряда радикальных мер по: изменению социального статуса военнослужащих и членов их семей, закрепленного в законодательном порядке; по приоритетному развитию социальной работы с ними в закрытом воинском социуме; по поиску и использованию потенциала не только государственной и ведомственной социальной политики в отношении этой специфической группы населения, но и нетрадиционных (или непривычных в настоящее время) форм оказания социальной помощи членам семьи военнослужащего.

    Цель курсовой работы - систематизировано изучить наиболее важные направления социальной работы с военнослужащими.

Предметом изучения является комплексное регулирование  методами социальной работы разнообразных социальных отношений, складывающихся в процессе военной деятельности государства.

Объектом исследования являются технологии социальной работы среди военнослужащих.

Основными задачами курсовой работы являются:

      Изучение системы социальной защиты военнослужащих, лиц, проходивших военную службу, и членов их семей.

      Изучение технологии социальной работы с военнослужащими и их семьями.


1    Социальная защита военнослужащих, лиц, проходивших военную службу, и членов их семей

1.1       Сущность и функции социальной работы с военнослужащими

    Теоретико-методологический уровень предполагает глубокое изучение социальной ситуации в стране и перспектив ее развития во всех сферах общественной жизнедеятельности, в том числе и в Вооруженных Силах; прогнозирование возможных их изменений в социальном самочувствии и статусе основных социальных групп населения, среди которых важное место принадлежит военнослужащим и членам их семей; целеполагание в развитии социальной сферы жизни общества и Вооруженных Сил; определение соотношения социальных потребностей военнослужащих (в том числе уволенных в запас) и членов их семей с экономическими возможностями общества на том или ином этапе его развития; формирование имиджа военнослужащего как высокопрофессионального специалиста и соответствующего отношения к нему со стороны общества и др.

    В настоящее время приоритет в формировании и реализации социальной политики в отношении Вооруженных Сил принадлежит государству, не имеющему, однако, для этих целей достаточных средств. Это обстоятельство и объясняет неприемлемо низкий уровень развития социальной сферы в армии и на флоте.

    Общественно-гражданский уровень предполагает участие в формировании и реализации социальной политики в отношении Вооруженных Сил (и других силовых структур) негосударственных, общественных объединений (партий, социальных движений и групп и т.п.) и коммерческих структур. В связи со своими уставными целями или коммерческими интересами эти представители гражданского общества способны не только влиять на выработку приоритетов развития социальной сферы армии и флота, осуществляемую представителями государства, но и прилагать серьезные усилия по развитию и функционированию социальной инфраструктуры в воинской среде. Логично предположить, что увеличение роли всех субъектов социальной политики в отношении армии будет способствовать более качественному решению социальных проблем военнослужащих и членов их семей.

    Практический уровень решения социальных проблем военнослужащих и членов их семей предполагает формирование системы социальной работы в воинской среде. При этом социальная работа выступает и в качестве механизма реализации социальной политики в Вооруженных Силах, и в качестве механизма реализации социально-правовой защиты данной категории населения. Без такого механизма социальные приоритеты остаются лишь пожеланиями и заявлениями, а указы и законы - всего лишь нормами, изложенными на бумаге.*

   В этом и заключается одна из причин низкой эффективности деятельности государственных структур по реализации социального законодательства в воинской среде.

    Вместе с тем, социальная работа не только реализует систему социальных гарантий, обеспечивающих минимально достаточные условия жизни. Только такое понимание деформирует ее сущность, приводит к ограничению ее потенциала и обусловливает приоритет лиц, находящихся в состоянии социального кризиса, в качестве клиентов социальной работы; в то же время, подобный подход выводит из числа ее клиентов всех остальных.  

* По результатам военно-социологического исследования 1996 года сделан вывод о том, что "в настоящее время сложилась ситуация, когда многие законодательные акты о социальных льготах и гарантиях военнослужащим, уволенным в запас, и членам их семей носят декларативный характер и повсеместно не выполняются местными органами власти под различными предлогами". См.: Отчет по результатам социологического исследования по теме: "Проблема социальной адаптации граждан, уволенных с действительной военной службы в запас и отставку, и пути ее решения". М.: Научный центр профессиональной переподготовки военнослужащих, 1996. - С.35.

Клиентами военно-социальной работы являются, как правило, представители трех специфических групп населения.

    Первая - военнослужащие (офицеры, прапорщики и мичманы, сержанты и старшины, солдаты и матросы). Та часть военно-социальной работы, которая ориентирована на эту группу клиентов, называется социальной работой с военнослужащими. Основными ее характеристиками являются следующие положения. Она проводится по месту работы военнослужащих (и проживания военнослужащих срочной службы), т.е. в казарме, в штабе, на полигоне, на командном пункте и т.д. Для социальной работы с военнослужащими готовятся специалисты — психологи, социологи, организаторы культурно-досуговой деятельности и др. Социальная работа (отдельные ее виды и направления) является частью их функциональных обязанностей. Материальная база этого вида социальной работы определяется базой той военной организации, в рамках которых она реализуется.

    Вторую часть клиентов военно-социальной работы составляют семьи военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы; совокупность видов деятельности, направленных на удовлетворение их социальных потребностей, называется социальной работой с членами семей военнослужащих.

    Эта часть клиентов является приоритетной для военно-социальной работы в связи с тем, что именно семья является одной из ячеек гражданского общества; в ней формируются поколе­ния жителей государства; в ней с первых дней жизни ребенка закладывается отношение к окру­жающему миру, другим людям, самому себе. Именно там формируется соответствующая куль­турная среда. Приоритетность этой части клиентов военно-социальной работы определяется и значимостью семьи для офицера и прапорщика, той ролью, которую она играет для них в усло­виях военной службы. Значимость семьи для военнослужащего возрастает в условиях становле­ния профессиональной армии.

 

    Основными характеристиками работы с членами семей военнослужащих являются сле­дующие. Она проводится по месту жительства военнослужащих: в военных городках гарнизонов, воинских частей, полигонов, баз (к сожалению, она практически не ведется в местах компактного проживания семей военнослужащих в крупных населенных пунктах). Ее организация фактически не определена какими-либо руководящими документами и не входит в функциональные обязан­ности тех или иных должностных лиц (за исключением инструктора по работе с семьями военно­служащих). Наиболее распространенной организацией, призванной вести социальную работу с семьями военнослужащих, является так называемый "женсовет". Материальная база и профес­сионально-кадровое обеспечение этой части работы практически отсутствует. Также не развита социальная работа с членами семей граждан, уволенных с военной службы, хотя они относятся к этой части клиентов.

 

  Третью часть клиентов военно-социальной работы составляют бывшие военнослужащие; совокупность видов деятельности, направленной на удовлетворение их социальных потребностей, называется социальной работой с лицами, уволенными с военной службы. Эта работа проводится по месту жительства бывших военнослужащих (военные городки, места их компактного прожива­ния в населенных пунктах); она возлагается на гражданские структуры (со значительными ограни­чениями) и не входит в круг обязанностей военных должностных лиц. Она практически не распола­гает собственной кадровой и материальной базой. Нормативная ее регуляция отсутствует полно­стью. Эта часть клиентов военно-социальной работы может рассчитывать в основном только на гражданские социальные службы, которые при этом не считают их своими клиентами.

 

    Исследования показали, что в настоящее время зародилась и усиливается тенденция рас­ширения числа и состава клиентов военно-социальной работы. К ним все чаще причисляются сотрудники органов Внутренних дел, военнослужащие пограничных и внутренних войск, других войск и специальных служб Российской Федерации (а, следовательно, и члены их семей; граж­дане, уволенные в запас и отставку из этих ведомств). Кроме того, клиентом военно-социальной работы может являться и гражданский персонал воинских частей и соединений, штабов и управ­лений, полигонов и баз. Однако такими клиентами могут быть не только отдельные люди, но и различные социальные группы; например, объединения семей; ассоциации; фонды и пр. При этом следует иметь в виду специфику их групповых социальных потребностей.

 

    Данная тенденция соответственно предполагает расширение понятия воинский социум за счет включения в него частей и соединений внутренних и пограничных войск (отрядов, коменда­тур и застав и т.п.), мест дислокации формирований других специальных служб, а также места их компактного проживания вместе с семьями после увольнения в запас или отставку, в населен­ных пунктах. Эта особенность, безусловно, существенно определяет специфику направлений, сфер, содержания и возможностей военно-социальной работы.

 

    В связи с этим под термином "военно-социальная работа" понимается социальная работа с военнослужащими (представителями различных силовых структур и специальных служб), ли­цами, уволенными в запас или отставку, членами их семей.

 

    Несмотря на различия точек зрения в научной литературе по различным вопросам соци­альной работы, под объектом военно-социальной работы, как правило, понимается конкретный человек, включенный в социальную военную среду. Ее предмет в этом случае - практическая деятельность соответствующих институтов и организаций, а также отдельных лиц по обеспече­нию взаимосвязи человека и среды его обитания.

Информация о работе Социальная защита военнослужащих