Социальная защита военнослужащих

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 10:14, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - систематизировано изучить наиболее важные направления социальной работы с военнослужащими.

Содержание

Введение 3
1 Социальная защита военнослужащих, лиц, проходивших военную службу, и членов их семей 6
1.1 Сущность и функции социальной работы с военнослужащими 6
1.2 Понятие и функции социального обеспечения военнослужащих 12
2 Технологии социальной работы с военнослужащими и их семьями 22
2.1 Специфика социальных проблем военнослужащих 22
2.2 Социальная работа с семьями военнослужащих 30
Заключение 38
Список использованной литературы 41

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 179.50 Кб (Скачать)

    В среднем за последние 6 лет (2001-2006 гг.) Минобороны России ежегодно обеспечивает постоянным жильём порядка 27,5 тыс. семей военнослужащих. При существующих темпах обеспечения постоянным жильём военнослужащих и нынешнем количестве семей офицеров, нуждающихся в улучшении жилищных условий (161 тыс.), для окончательного разрешения жилищной проблемы всех военнослужащих, состоящих в настоящее время на учёте нуждающихся в получении постоянного жилья, потребуется порядка 6 лет.

    Несмотря на то, что в 2001-2006 годах военное ведомство получало ежегодно от 23 до 29 тыс. квартир, в указанный период очередь военнослужащих, нуждающихся в обеспечении жильём, сократилась всего на 6,5 тысяч человек.

    При существующих темпах строительства жилья и системе обеспечения жильём военнослужащих неизбежно ряды Вооружённых Сил Российской Федерации буду ежегодно пополняться десятками тысяч без квартирных военнослужащих.

Таблица 3
Динамика численности военнослужащих, нуждающихся в обеспечении жильём

2001г.

2002г.

2003г.

2004г.

2005г.

2006г.

167,9 тыс.

168,4 тыс.

170,4 тыс.

164,7 тыс.

164,5 тыс.

161,4 тыс.


      На военнослужащих и членов их семей оказывает давление и безработица. В настоящее время значительное число членов семей военнослужащих, находящихся в отдаленных гарнизонах, большинство которых имеют высокую профессиональную подготовку, подвержены вынужденной безработице. Причем она порой длится годами. Кроме того, увольняемые военнослужащие испытывают трудности по устройству на работу в силу специфики их военной деятельности. В первом случае Законом предусмотрены выплаты компенсаций или пособий со стороны
государства безработным членам семьи. Во втором предписывается
профессиональная ориентация и соответствующая подготовка уволенных,
предоставление им условий для проживания и возможности трудоустроиться в течение определенного периода на новом,  уже постоянном месте
жительства. При отсутствии условий реализации законов соответствующей
инфраструктуры данные вопросы решить будет затруднительно.

 

    Серьезную проблему представляют, особенно  в отдаленных гарнизонах, вопросы социально-бытового обеспечения. Отсутствие школ, детских садов, поликлиник, учреждений бытового обслуживания отрицательно
сказывается на жизни военнослужащих и их семей. Кроме того, это затрудняет и без того сложную жизнь подобного рода гарнизонов. Так как решение всех проблем осуществляют, как правило, сами гарнизоны то бытовые неурядицы создают немало проблем для основной деятельности военнослужащих, ухудшают моральный климат в коллективах.

  

    Создание необходимых элементарных социально-бытовых услуг в воинских гарнизонах крайне необходимая мера, которая
потребует значительных финансовых, материальных затрат и определенного
времени. А это опять -  трудно разрешимо в ближайшей перспективе.

 

    Перечисленные выше основные проблемы социальной защищенности не
исключают наличия других, воздействие которых на военнослужащих в
определенные периоды времени могут быть более значительными. Поэтому важно проявлять заботу о них, исходя из того, что это одна из категорий трудовых ресурсов, которая обязана выполнять свои функциональные обязанности, жертвуя, если понадобится жизнью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Социальная работа с семьями военнослужащих.

 

    Социальная работа с семьями военнослужащих различаются в зависимости от характера и глубины их социальных проблем, что в значительной степени определяется принадлежностью к призывному или контрактному контингенту, определенному составу военнослужащих, длительностью их пребывания на военной службе. Так, безусловно, материальные трудности и социальные ограничения, испытываемые солдатами срочной службы и их семьями (малое денежное довольствие, жизнь в казарме, вдали от семьи), могут быть не характерными для солдат особых специальностей (музыканты, спортсмены), которые порой живут в семье и получают определенное вознаграждение за свой труд в период воинской службы.

    Военнослужащие нуждаются в защите своих прав и в проведении воспитательно-адаптационных и культурно-рекреационных мероприятий, вырабатывающих привычку к пребыванию в достаточно монотонных условиях военной службы, в постоянном окружении одних и тех же людей. Цели социальной работы в самом общем виде заключаются в том, чтобы восстановить физические и психические силы военнослужащих, скорректировать их личностные установки, научив терпимо относиться к принудительному общению с другими; внести элементы социальной справедливости в субординационные отношения, характерные для военной службы.

    Социальная работа с военнослужащими осуществляется как непосредственно в условиях Вооруженных Сил, так и в обществе в целом. Неверно было бы думать, что в армии она является обязанностью только заместителей командиров по работе с личным составом. Безусловно, именно они в первую очередь обязаны заниматься социальной защитой военнослужащих, так же как военные психологи, юристы, специалисты военно-медицинских учреждений. Однако строевые командиры и руководители любого ранга также должны обеспечивать в пределах своей компетенции социальную защищенность подчиненных им военнослужащих и их семей. Одна из важнейших задач - соблюдение всех прав и льгот, которые положены военнослужащим в соответствии с действующим законодательством, обеспечение таких социально-бытовых условий, которые не разрушают здоровье и работоспособность людей, несущих военную службу.

    Важную роль играет устранение хотя бы наиболее грубых проявлений неформальных отношений в Вооруженных Силах в рамках “дедовской” и “земляческой” статусных систем.

    К сожалению, в настоящих условиях не представляется возможным полностью устранить эти уродливые явления  требуется изменить морально-психологический климат в обществе, преодолеть столь распространенный культ жестокости, снизить степень криминогенное предотвратить приход в Вооруженные Силы лиц с уголовным прошлым, а также страдающих психологическими или психическими отклонениями, повысить авторитет воинской службы в целом и офицеров в частности. Однако и в существующих условиях можно предпринять попытки защитить военнослужащих срочной службы: улучшить социальный контроль в воинских коллективах, создать более доверительные взаимоотношения между солдатами, младшими командирами и офицерами, применять суровые санкции за каждый случай насилия над военнослужащим. В этой связи безусловно необходимо покончить с практикой замалчивания преступлений против военнослужащих срочной службы, информировать военнослужащих об их правовом статусе, разъяснять механизм пользования этими правами, консультировать по поводу конкретных ситуаций и конфликтов.

    Поскольку семьи военнослужащих срочной службы имеют в соответствии с законодательством ряд льгот, направленных на облегчение их существования вплоть до возвращения из армии кормильца (например, пособие на ребенка военнослужащего срочной службы установлено в размере 1,5 минимальной зарплаты), социальный работник в первую очередь сообщает им о наличии этих льгот и оказывает помощь в их получении. К сожалению, поскольку здесь задействованы средства местных бюджетов, эти пособия зачастую выплачиваются нерегулярно  в этом случае семье военнослужащего срочной службы может быть оказана адресная социальная помощь, а также срочная социальная помощь в виде денежных выплат или в натуральной форме (продукты, одежда, топливо и т.д.). Такая семья может рассматриваться как временно неполная семья, в связи с чем социальные работники при необходимости должны оказывать жене военнослужащего содействие в ее трудоустройстве, устройстве ребенка в детское дошкольное учреждение, психологическую поддержку.

    Социальная работа с родителями пенсионного возраста военнослужащих срочной службы аналогична социальной работе с другими пожилыми клиентами. Разумеется, в период вооруженных конфликтов члены семьи военнослужащих особенно нуждаются в информации о жизни и здоровье своих родственников, но организовать такую работу в состоянии только Министерство обороны России и другие министерства и ведомства, служащие которых находятся в зоне боевых действий, а не учреждения социального обслуживания.

    Основные социальные проблемы военнослужащих-контрактников, принадлежащих к разным составам (офицер, прапорщик, старшина или солдат), могут быть сходными: малообеспеченность; проблемы с образованием и воспитанием детей; проблемы со здоровьем самого военнослужащего и членов его семьи; проблемы с жильем; проблемы с работой и социальным положением жены военнослужащего. Напряженность в семье военнослужащего может обусловливаться не только общими семейными проблемами, но и целым рядом специфических факторов: неуверенность в будущем, усталость от материальных лишений и частых переездов на не обустроенные места, трудной и напряженной службы; недовольство жены недостаточным участием мужа в семейной жизни и воспитании детей, нереализованность своих возможностей; тревога за судьбу детей и др.

    Такое состояние может усугубляться ощущением вынужденности своего пребывания на военной службе, невозможностью изменить свою жизнь, неизвестностью своего будущего, поскольку увольнение с военной службы влечет за собой утрату права на какие-то льготы (не секрет, что для значительной части военнослужащих-контрактников военная служба - это единственная или наиболее подходящая возможность получить жилплощадь для семьи).

    Военнослужащие, подлежащие скорому увольнению с военной службы, а также недавно уволенные испытывают социальный и психологический кризис, глубина которого зависит от длительности их пребывания на военной службе, возраста, особенностей характера, вынужденного или добровольного увольнения с военной службы, степени решения их социальных проблем.

    Непредсказуемость отношений, характерные для гражданских лиц, противоречат четкости и определенности военной службы; навыки директивного обращения с людьми не всегда оказываются применимыми в гражданских условиях. Кроме того, многие военнослужащие не могут найти применение своим способностям в условиях рыночных отношений, адаптироваться к этим отношениям. Задачи социальной работы с военнослужащими, несущими службу по контракту, социальное и юридическое консультирование по всем вопросам, связанным с их правами и возможностями до и после увольнения, правами членов их семей, защита их . интересов перед командованием части, вышестоящими инстанциями, органами местной власти. В случае нарушения таких прав офицер, осуществляющий социальную работу, направляет информацию об этом в порядке подчиненности и содействует восстановлению прав. В его обязанности входит разъяснение военнослужащим и членам их семей нормативной базы разрешения конфликтных ситуаций, оказание помощи в обращении в инстанции, компетентные разрешить конфликт.

    Важную роль играет социально-педагогическая помощь детям военнослужащих, проведение педагогической коррекции с целью ликвидации трудностей в обучении, устранения воспитательных дефектов, социальной адаптации детей и подростков, имеющих проблемы. Немалый воспитательный потенциал имеет система детских военно-спортивных лагерей, клубов и кружков, помогающая возродить у подростков представление о высоком социальном статусе воинской службы, уважение к труду родителей.

    Одна из функций социальной работы в Вооруженных Силах обеспечение благоприятных социально-бытовых и социально-экологических условий для военнослужащих. Улучшение условий труда и быта военнослужащих, устранение антропогенного загрязнения окружающей среды, несомненно, будет способствовать повышению трудоспособности военнослужащих и их способностей к социальному функционированию.

    Одна из важных функций социальной работы - развитие социальных коммуникаций, ликвидация межличностной напряженности, конфликтов, сплочение воинских коллективов (особенно в закрытых военных городках, гарнизонах, надолго оторванных от семьи, общества). С этой целью применяются конфликтологические процедуры, технологии посредничества, методы групповой терапии в виде бесед, игр и т.д., тренинга общения и обучение коммуникативным навыкам, выявление психологической совместимости или несовместимости индивидов для комплектования наиболее жизнеспособных или стабильных коллективов.

Информация о работе Социальная защита военнослужащих