Великая Отечественная война 1941-1945 гг.: машины и орудия

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 14:00, доклад

Описание работы

Дальний бомбардировщик Ер-2 (поначалу обозначавшийся ДБ-240) разрабатывался на базе 12-местного скоростного пассажирского самолета "СТАЛЬ 7" созданного под руководством Р.Л.Бартини и выпущенного в 1936 г. Этот самолет имел превосходные летные данные, подтвержденные в нескольких перелетах в пределах СССР. В частности, в 1939 г. экипаж под командованием летчика Н.П. Шебанова совершил круговой беспосадочный полет, пролетев 5068 км со средней скоростью около 405 км/час, что было выше мирового достижения для полета по замкнутому маршруту.

Работа содержит 1 файл

Великая Отечественная война Советского Союза 1941.doc

— 163.00 Кб (Скачать)

 

Первые серийные штурмовики, которые получили обозначение Ил-2, начали выходить из заводских цехов  в 1941 году, а первые боевые подразделения, которые были вооружены данными  машинами, были созданы перед самой  войной. Появление на фронтах Ил-2 стало полной неожиданностью для немцев. Несмотря на то, что тактика применения бронированных штурмовиков еще не была до конца отработана, они сразу же стали наносить серьезный урон противнику, деморализуя его части. С большим успехом подразделения штурмовиков Ил-2 использовались против мотомеханизированных и бронетанковых частей противника.

 

Планер самолета представлял  собой одномоторный моноплан смешанной  конструкции с нижним расположением  крыла. Главной особенностью самолета было включение его брони в  силовую схему планера. Броня корпуса штурмовика заменяла собой каркас и обшивку всей носовой, а также средней части фюзеляжа. Несущий бронекорпус был клепанным и изготавливался из гомогенной стальной брони АБ-1. Данный бронекорпус закрывал собой двигатель, радиаторы, кабину пилота и ряд агрегатов машины (на прототипе он защищал и бортстрелка). Прозрачная лобовая броня козырька пилотской кабины была толщиной в 64 мм. и могла выдержать попадание 7,62-мм бронебойной пули при стрельбе в упор.

 

Ил-2 двухместный

 

Столкнувшись в 1941 году с большими потерями штурмовиков  Ил-2, которые не имели оборонительного  вооружения, представители ВВС обратились к Ильюшину с требованием сделать  самолет двухместным, как это  и было задумано. В итоге к концу 1942 года в самолете вновь появился бортстрелок. При этом поменять бронекорпус было уже невозможно, поэтому стрелок находился вне его и был защищен лишь 6-мм листом брони со стороны хвоста самолета. Бронекорпус, который защищал бы обоих членов экипажа, вновь появился лишь на следующей модификации штурмовика – Ил-10, который выпускался с 1944 года.

 

 

 

 

штурмовик Ил-2

 

Штурмовики Ил-2, простые  и дешевые в производстве, выпускавшиеся  в больших количествах и обладавшие высокими боевыми качествами, во время  Великой Отечественной войны стали наиболее массовыми боевыми самолетами советских ВВС. В 1943 году 1/3 всех выпущенных авиационными заводами СССР боевых самолетов, составили Ил-2. Этому во многом способствовало то, что в с 1941 по 1943 годы затраты труда на один серийный самолет Ил-2 уменьшились более чем в 1,5 раза - с 9,5 до 5,9 тысяч человеко-часов. В разгар Курской битвы на фронт поступало каждый месяц по 1000 с лишним самолетов Ил-2. К началу 1944 года около 30% от общего числа боевых самолетов, имевшихся в действующих армиях, составляли штурмовики Ил-2. Они знаменовали собой качественно новую ступень развития штурмовой авиации и способствовали появлению новой тактики ее боевого применения. Летчики-штурмовики и воздушные стрелки, воевавшие на Ил-2, внесли значительный вклад в обеспечение победы советского народа над врагом. И прежде всего им, летчикам и воздушным стрелкам, их воинскому умению, мужеству и отваге, выдержке и стойкости обязаны Ил-2 своей славой легендарного самолета Великой Отечественной войны.

Читать далее статью Штурмовик Ил-2

 

  Штурмовик Ил-10

Советский штурмовик  Ил-10 (Beast - "Зверь")

 

Ил-10 - советский штурмовик  заключительного периода Великой  Отечественной войны конструкции  КБ Ильюшина, создан в 1944 году путем  глубокой модернизации штурмовика Ил-2. Первый полет состоялся 18 апреля 1944 года, летчик-испытатель В. К. Коккинаки. Вполне естественно, что новый штурмовик Ил-10 подвергался сравнению со знаменитым Ил-2. Самолет Ил-10 имел много преимуществ перед своим предшественником. Цельнометаллическая конструкция штурмовика упрощала уход и увеличивала срок его службы. Применение потайной клепки и качественная окраска машины не могли этому не способствовать. Удобные эксплуатационные люки обеспечивали хороший подход к трубопроводам, агрегатам и деталям управления. Штурмовик Ил-10 более скоростной и маневренный, чем Ил-2 - это особо отмечалось в документах. Максимальная скорость у земли самолета Ил-10 ранних серий была 500 - 505 км/ч, а это позволяло вести эффективную борьбу с самолетами люфтваффе и уклоняться от огня зениток.

Читать далее статью "Штурмовик Ил-10"

 

  Штурмовик Су-6

 

Советский опытный бронированный  штурмовик Су-6

 

Верным будет утверждение, что с начала 1943-го до апреля 1944 года самолет Су-6 М-71Ф был лучшим советским  бронированным штурмовиком. Возможно, что при сумме факторов штурмовик Сухого с 37-миллиметровыми пушками имел возможность стать серийным и по-настоящему эффективным противотанковым самолетом, который был так необходим нашей авиации все годы Великой Отечественной войны. Успех самолета Су-6 определялся в том числе и тем, что моторы М-71 и М-71Ф по взлетной мощности превосходили моторы АМ-38 и АМ-38Ф на 300-500 л.с., а по номинальной у земли - примерно на 100 л.с. Вместе с этим штурмовики Сухого имели меньшие, чем Ил-2, размеры и полетную массу при несколько большей нагрузке на крыло. Для обеспечения хорошей маневренности на Су-6 использовалась мощная механизация крыла. Хорошую устойчивость и управляемость (в чем Ил-2 "хромал" с самого начала) обеспечивала удачная компоновка самолета. В начале бронирование и вооружение Су-6 уступало штурмовику Ил-2, но Су-6 М-71Ф (двухместный вариант) и по этим показателям его превзошел (исключая массу нормальной бомбовой нагрузки).

 

Советские танки

Танк БТ-2

Танк Т-70

Танк М-3

Танк Т-60

Танк Т-50

Танк М-4

Танк "валентайн"

Танк Т-34

Танк Т-34-85

Огнеметный танк ОТ-130

Тяжелый танк Т-35

Тяжелый танк КВ

Тяжелый танк ИС

 

Немецкие танки

Танк T-I

Танк T-II

Танк T-IV

Танк T-V "пантера"

ТанкT-VI "тигр"

Танк Т-VIB "Королевский тигр"

Танк "Маус"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Танк БТ-2

Наиболее популярный советский  танк периода 1930-х гг. Разработан на базе колесно-гусеничного танка  американского конструктора У. Кристи и стал целым семейством танков БТ (быстроходный танк). Благодаря оригинальной конструкции ходовой части, он мог двигаться как на гусеничном, так и на колесном ходу (на катках без гусениц). Переход с одного вида движения на другой занимал примерно 30 минут. Принят на вооружение Красной Армии постановлением Реввоенсоветом СССР от 13 февраля 1931 г. Разработан и серийно выпускался на заводе N 183 (Харьковский паровозостроительный завод им. Коминтерна). В 1932-1933 гг. изготовлено более 600 единиц. Серийная модификация: БТ-2 - первый серийный вариант. Представлял собой практически копию американского прототипа, но с вновь разработанной цилиндрической клепанной башней с толщиной броневых листов 13 мм. Боевая масса 11,3 т. Вооружение: 37-мм пушка и пулемет ДТ. Максимальная скорость на гусеницах 52, на колесах 72 км/ч. Экипаж 3 человека: командир танка (он же заряжающий), механик-водитель и наводчик орудия. В начале 1941 г. в танковых частях имелось около 200 танков БТ-2. Все они применялись в боях с первых месяцев Великой Отечественной войны. В 1945 г. применялись при разгроме японских войск в Маньчжурии.

 

Танк Т-70 разработан осенью 1941 г. в КБ Горьковского автозавода (конструктор Н.А. Астров) и предназначался для замены легкого танка Т-60. Принят на вооружение Красной Армии в январе 1942 г. Лучший легкий танк Красной Армии и второй по числу выпущенных и участвовавших в Великой Отечественной войне. Серийно производился заводами. С марта 1942 по осень 1943 г. изготовлено более 8 тыс. 200 единиц. Серийные модификации: Т-70 (Т-70М) - корпус и башня - с рациональными углами наклона броневых листов (толщина 15-45 мм). Башня одноместная, граненой формы. Отделение управления находилось в корпусе спереди слева, трансмиссионное отделение спереди справа, силовая установка в корпусе справа, боевое - в корпусе слева. Максимальная скорость движения 45 км/ч. Вооружение - 45 мм пушка, пулемет ДТ. Боевая масса 9,2 т. Экипаж 2 человека. Была предпринята попытка установить механизм автоматизированного заряжания пушки. Т-80 - создан с целью устранения основных недостатков Т-70. Трехместная башня, более мощная силовая установка. Изготовлено 75 единиц на заводе в г.Мытищи. Танки Т-70, состояли на вооружении танковых бригад и полков смешанной организации совместно с Т-34, а в дальнейшем использовались в самоходно-артиллерийских дивизионах, полках и бригадах СУ-76 в качестве командирских машин. Часто ими были укомплектованы танковые подразделения в мотоциклетных частях. Т-70, Т-80 применялись в боевых действиях вплоть до конца войны. По защите, вооружению и маневренности они превосходили легкие танки вермахта как немецкого, так и чехословацкого производства.

 

Первый легкий танк этого типа М3 разработан в 1939 г. Предназначался для поддержки пехоты и для использования в разведывательных подразделениях. Серийные модификации: М3 - первая модификация. Корпус - клепаный с прямоугольными формами бронирования. Башня - сварная, граненая с командирской башенкой. Толщина брони до 45 мм. Компоновка с передним расположением ведущих колес. Вооружение - 37-мм пушка и пять пулеметов. Один карбюраторный двигатель. Скорость до 48 км/ч. Установлена система противопожарного оборудования. Боевая масса 12,7 т. Экипаж 4 человека. М3-А1 - установлены цилиндрическая башня без командирской башенки и стабилизатор пушки в вертикальной плоскости. Сняты два пулемета. М3-А3 - корпус с рациональными углами наклона броневых листов. М5 - изменена форма корпуса. Оставлено два пулемета. Два карбюраторных двигателя. М5-А1 - установлена башня цилиндрической формы с задней нишей. Танки этих типов поступали на укомплектование разведывательных подразделений. Применялись в боях Второй мировой войны на Европейском и Африканском театрах военных действий в составе армий США, Англии и СССР. В Советский Союз танки М3 и М5 поставлялись США по программе ленд-лиза. Американские танки начали прибывать в СССР в начале 1942 г. (танки М3-А1). Всего было поставлено Советскому Союзу: танков М3-А1 - 1 тыс. 676 единиц, танков М5-А1 - 5 единиц. Летом и осенью 1942 г. эти машины участвовали в Сталинградской битве и битве за Кавказ.

 

В условиях начавшейся войны, когда  армия остро нуждалась в бронетанковой технике, было решено расширить производство легких танков. Конструкторы завода N 37 им. Г.К. Орджоникидзе (Москва) во главе с Н.А. Астровым занялись усовершенствованием танка Т-40 в сухопутном варианте. Так появился танк Т-60 и с 15 сентября 1941 г. он был запущен в серийное производство. Заводы-изготовители: N 37 (Москва - Свердловск), N 38 (Киров), N 264 (Сталинградская судоверфь, Красноармейск) и ГАЗ. С 1941 по 1942 г. выпущено более 5 тыс. 800 единиц. Серийная модификация: ходовая часть осталась прежней. Форма корпуса с более рациональной установкой броневых листов увеличенной толщины (лоб корпуса и башня - 35 мм). Башня восьмигранная, конусообразная. Масса при этом увеличилась (6,4 т), а скорость уменьшилась (44 км/ч). Танк вооружен 20-мм скорострельной авиационной пушкой ШВАК-20, получившей обозначение ТШН-20. Экипаж 2 человека.

Т-60 имел удовлетворительную маневренность, хорошую проходимость, был дешев  и прост в производстве. Первое массовое применение танков Т-60 относится  к битве за Москву. Они имелись почти во всех танковых бригадах и отдельных танковых батальонах, защищавших столицу. 7 ноября 1941 г. в параде на Красной площади участвовало 48 танков Т-60. На Ленинградский фронт Т-60 стали прибывать весной 1942 г. Воевали Т-60 и на Южном фронте, особенно активно весной 1942 г. в Крыму, участвовали в Харьковской операции, в обороне Сталинграда и в контрнаступлении Сталинградского, Донского и Юго-Западного фронтов осенью-зимой 1943 г. Последней крупной операцией, в которой использовались Т-60, стало снятие блокады Ленинграда в январе 1944 г.

 

В начале 1940 г. было решено заменить уже  устаревший Т-26 подобным Т-126 СП (СП - сопровождения  пехоты). Разработку танка (позднее  переименованного в Т-50) возглавляли  конструкторы завода N 174 - Л.С. Троянов и Кировского завода - Г.Н. Москвин (Ленинград). Опытные образцы прошли испытания в конце 1940 г. Предпочтение отдали машине завода N 174. Это лучший советский предвоенный легкий танк. Создавался он с учетом опыта боевого применения танка Т-26 в финской войне и результатов испытаний в СССР немецкого танка Т-III, у которого позаимствован ряд технических решений (трехместная башня, командирская башенка и т.д.). Принят на вооружение в феврале 1941 г. Производился на заводе N 174 им. К.Е. Ворошилова. С июля по февраль 1942 г. выпущено 65 единиц. Серийная модификация: при сравнительно небольшой массе, 13,5 т, он имел на корпусе и башне 37-мм броню с наклоном лобовых, бортовых и кормовых броневых листов. Башня конической формы оснащалась командирской башенкой с шестью смотровыми приборами, прикрываемыми бронезаслонками. Вооружение - 45-мм пушка и спаренный с ней 7,62-мм пулемет. Двигатель - дизель В-4, мощностью 300 л.с. Максимальная скорость движения 52 км/ч. На танке применена индивидуальная торсионная подвеска и катки с внутренней амортизацией. Экипаж 4 человека. Производство началось только после эвакуации завода в Омске. Изготовленные танки принимали участие в боевых действиях в составе нескольких танковых частей. В августе 1941 г. в 1-й танковой дивизии, принимавшей участие в боях в районе Кингисеппа, имелось 10 танков Т-50. В 1943 г. в строю 5-й гвардейской танковой бригады, освобождавшей Новороссийск, находился один танк Т-50.

 

Танк типа "шерман" разработан в 1942 г. как основной боевой танк армии США. Выпускался серийно в пяти модификациях различными фирмами: "Фишер-Броди", "Форд", "Крайслер". Серийные модификации: М4 - компоновка с передним расположением трансмиссии. Корпус сварной с рациональными углами наклона брони. Башня литая цилиндрическая. Бронирование до 76 мм. Вооружение - 75-мм пушка и два пулемета. Двигатель - авиационный звездообразный. Скорость до 45 км/ч. Боевая масса 31 т. Экипаж 5 человек. М4-А1 - литой корпус (верхняя часть), улучшена ходовая часть. М4-А2 - пушка 76-мм и два двухтактных дизельных двигателя. М4-А3 - 76-мм пушка, бензиновый двигатель, улучшена ходовая часть. М4-А4 - 76-мм пушка, силовая установка из 5 автомобильных двигателей. Танки "шерман" поступали на вооружение армий США, Англии и поставлялись по ленд-лизу в Советский Союз. В СССР поставки начались с зимы 1943 г. и продолжались вплоть до конца войны. Всего было поставлено более 4 тыс. единиц, и они были лучшими из танков иностранного производства. Участвовали в боевых действиях во всех операциях 1943-1944 гг. Последняя партия поступила летом 1945 г. на вооружение 9-го гвардейского мехкорпуса и 6-й гвардейской танковой армии и приняла участие в разгроме Квантунской армии. После окончания войны эти танки находились на вооружении во всех странах НАТО И СЕАТО. В армии США они эксплуатировались до 1955 г. Танки "шерман" обладали удовлетворительными вооружением и бронированием лобовой части, а также достаточной быстроходностью. Однако имели слабую проходимость, плохую устойчивость на кренах и недостаточную надежность. Могли противостоять только немецким средним танкам Т-III и Т-IV.

Информация о работе Великая Отечественная война 1941-1945 гг.: машины и орудия