Великая Отечественная война 1941-1945 гг.: машины и орудия

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 14:00, доклад

Описание работы

Дальний бомбардировщик Ер-2 (поначалу обозначавшийся ДБ-240) разрабатывался на базе 12-местного скоростного пассажирского самолета "СТАЛЬ 7" созданного под руководством Р.Л.Бартини и выпущенного в 1936 г. Этот самолет имел превосходные летные данные, подтвержденные в нескольких перелетах в пределах СССР. В частности, в 1939 г. экипаж под командованием летчика Н.П. Шебанова совершил круговой беспосадочный полет, пролетев 5068 км со средней скоростью около 405 км/час, что было выше мирового достижения для полета по замкнутому маршруту.

Работа содержит 1 файл

Великая Отечественная война Советского Союза 1941.doc

— 163.00 Кб (Скачать)

 

Танк типа "валентайн" разработан в 1940 г. как танк непосредственной поддержки  пехоты. Выпускался серийно в 11 модификациях Англией и Канадой. Получил название "валентайн" потому, что был  принят на вооружение накануне Дня Святого Валентина. Серийные модификации: Валентайн I - III - бронирование корпуса и башни - 60 мм. Корпус и башня клепанной конструкции. Вооружение - 40-мм пушка и два пулемета. Наведение пушки по вертикали - плечевым упором. Дизельный двигатель. Скорость до 26 км/ч. Экипаж 3 человека. Боевая масса 16,5 т. Валентайн IV - VII - дизельный двигатель американского производства, выпускали в Канаде. Валентайн VIII - X - с 57-мм пушкой и дизельным двигателем американского производства. Валентайн XI - с 75-мм пушкой и дизельным двигателем американского производства. Танки "валентайн" поступали на вооружение армейских танковых бригад, как танки поддержки пехоты, и в танковые дивизии английской армии. По ленд-лизу поставлялись танки и в СССР. Поступали на вооружение смешанных танковых бригад и в танковые полки механизированных корпусов. Всего поставлено Советскому Союзу около 3 тысяч 800 единиц. Танки "валентайн" во время Второй мировой войны применялись на Европейском и Африканском театрах военных действий в составе английской армии. В СССР "валентайны" использовались в 1942-1943 гг. в условиях зимы и лета на Западном, Брянском, Северо-Кавказском и Юго-Западном фронтах. На заключительном этапе войны в войсках остались только танки "валентайн" с 57-мм пушками. Танки "валентайн" имели сравнительно сильное бронирование, но слабое вооружение и низкие ходовые качества. Могли противостоять легким и средним Т-III (ранних модификаций) немецким танкам.

 

Самый массовый и популярный танк Красной Армии, применявшийся как для непосредственной поддержки пехоты, так и для маневренных боевых действий. Создан конструкторским коллективом Харьковского паровозостроительного завода, возглавляемым М.И. Кошкиным, в 1939 г. Принят на вооружение в декабре 1939 г. Серийно выпускался заводами городов: Харькова, Нижнего Тагила, Сталинграда, Свердловска, Челябинска, Горького и Омска. С 1940 г. по 1944 г. изготовлено около 33 тыс. 800 единиц. Особенности конструкции. В отличие от ранее разработанных отечественных и зарубежных танков на нем был применен новый принцип установки броневых листов корпуса и башни с рациональными углами броневых листов. Это дало возможность обеспечить защиту от снарядов, пробивающих броню 60 мм, броневыми листами толщиной 45 мм. На этом экономилась масса машины и удалось разместить 76-мм длинноствольную пушку и установить дизельный двигатель мощностью 500 л.с., который в сочетании с широкими гусеницами дал машине высокую быстроходность и проходимость. Скорость движения до 55 км/ч. Боевая масса 26 т. Экипаж 4 человека: командир машины (совмещал обязанности и заряжающего), механик-водитель, наводчик орудия и стрелок-радист (вел огонь из пулемета). Серийные модификации: образца 1940, образца 1941, образца 1942 и образца 1943 гг., отличавшихся разными марками 76-мм пушек, башнями (сварные и литые), опорными катками, коробками передач, командирскими башенками. На 22 июня 1941 г. выпущено около 1 тыс. 200 единиц. По своим боевым качествам Т-34 превосходил все типы танков вермахта. После организации серийного производства танки Т-34 использовались на всех фронтах вплоть до штурма Берлина.

 

В 1943 г. в связи с появлением на поле боя новых германских танков Т-V "пантера", Т-VI "тигр" начались работы по модернизации танка Т-34. Имеющиеся  в танке резервы позволили повысить боевые свойства этого танка, не изменяя по существу его базовых агрегатов. В 1944 г. был разработан модернизированный танк Т-34-85 с 85-мм пушкой, размещенной в литой трехместной башне, увеличенной толщиной лобовой брони до 90 мм, командирской башенкой и 5-скоростной коробкой передач. В состав экипажа был введен заряжающий. Разрабатывался танк в КБ завода N 183 Уралвагонзавод (Нижний Тагил) под руководством А.А. Морозова. Принят на вооружение Красной Армии в январе 1944 г. Производился заводами N 183, N 112 "Красное Сормово" (Горький), N 174 (Омск). С 1944 г. по 3-й квартал 1945 г. изготовлено более 21 тыс. единиц. Отечественная 85-мм танковая пушка ЗИС-С-53 была равноценна по могуществу 88-мм пушке германского тяжелого танка Т-VI "тигр" при меньшей массе. Длинноствольная 85-мм пушка, лучшая оптика, увеличенная надежность, а также освобождение командира танка для выполнения его основных функций позволили Т-34-85 уверено бороться с немецкими танками всех типов, включая тяжелые. С марта 1944 г. Т-34-85 начали поступать в части. В первую очередь ими перевооружались гвардейские танковые бригады. Впервые Т-34-85 вступили в бой весной 1944 г. в составе 1-й гвардейской танковой армии. Т-34-84 в массовых количествах применяли в операциях 1945 г.: Висло-Одерской, Померанской, Берлинской, в сражении у озера Балатон (Венгрия). Машины этого типа приняли активное участие в разгроме Квантунской армии.

 

Огнеметный танк ОТ-130 создан в 1937 г. конструкторским коллективом завода им. К.Е. Ворошилова (Ленинград). Принят на вооружение в 1938 г., изготовлены небольшой серией. Создан на базе легкого танка Т-26 образца 1933 г. Характеристики базовой машины сохранены. В башне вместо пушки установлен огнемет и один пулемет. Дальность огнеметания 35-50 метров. Огнеметное оборудование установлено в боевом отделении (два резервуара для огнесмеси общей емкостью 400 литров). Запаса огнесмеси хватало на 40 выстрелов. Огнеметные танки поступали на вооружение химических подразделений стрелковых и механизированных бригад и дивизий. Использовались как танки для непосредственной поддержки пехоты при прорыве позиций противника, заблаговременно оборудованных в инженерном отношении . Огнеметные танки ОТ-130 использовались в боях на реке Халхин-Гол. В дальнейшем были постепенно вытеснены модифицированными вариантами танков ОТ-131, ОТ-132 и ОТ-133, созданных также на базе танка Т-26.

 

Танк Т-35, единственный в мире пятибашенный танк серийного производства, являлся  уникальной боевой машиной. Этот танк прорыва предназначался для качественного  усиления общевойсковых соединений при прорыве особо сильных и заблаговременно укрепленных оборонительных полос противника. Разработан в КБ завода "Большевик" (Ленинград) во главе с Н.В. Барыковым. Т-35 был принят на вооружение в мае 1933 г., а его серийное производство передано на Харьковский паровозостроительный завод им. Коминтерна (ХПЗ). С октября 1933 г. по июнь 1939 г. изготовлена 61 единица. Серийная модификация Т-35А Компоновка: отделение управления в передней части корпуса, боевое - в средней, моторно-трансмиссионное - в корме. Корпус и башни с толщиной броневых листов 20 - 30 мм. Вооружение танка размещено в два яруса в пяти башнях. В центральной башне кругового вращения - 76,2-мм пушка. Две 45-мм танковые пушки установлены в диагонально расположенных башнях нижнего яруса и могли вести огонь вперед-вправо и назад влево. Рядом с пушечными башнями нижнего яруса располагались пулеметные башни. Всего установлено 5 пулеметов. Подрессоренные спиральными пружинами опорные катки прикрывались броневыми экранами. Максимальная скорость движения 30 км/ч. Все танки снабжались радиостанциями с поручневыми антеннами. Экипаж - 11 человек. Боевая масса 50 т. Они вступили в бой в первые дни Великой Отечественной войны в составе 8-го механизированного корпуса и все потеряны в первые две недели войны в районе Тарнополь - Львов. В боях под Москвой в составе танкового полка Военной академии моторизации и механизации принимали участие два танка Т-35.

 

В феврале 1939 г. группа конструкторов  танкового КБ Кировского завода в  Ленинграде, возглавляемая Н.Л. Духовым, приступила к разработке однобашенного тяжелого танка KB ("Клим Ворошилов"). После государственных испытаний и испытаний в боевой обстановке во время Советско-финляндской войны, КВ сразу были приняты на вооружение Красной Армии. С февраля 1940 г. по октябрь 1943 г. изготовлено около 4 тыс. 700 единиц. Серийные модификации: КВ-1 - первый серийный вариант с 76-мм пушкой, КВ-2 - второй серийный вариант с 152-мм гаубицей, КВ-1С - облегченный вариант КВ-1 и КВ-85. КВ-85 - корпус сварной, коробчатой формы. Башня литая с командирской башенкой. Бронирование 30 - 85 мм. Вооружение - 85 мм пушка и 3 пулемета. Боекомплект 70 выстрелов и 3276 патронов. Скорость движения до 42 км/ч. Экипаж 4 человека: командир машины, механик-водитель, наводчик орудия и заряжающий. Этой модификации выпущено около 130 танков. В 1940 г. промышленность выпустила 243 КВ-1 и КВ-2, а в первом полугодии 1941 г. - еще 393, КВ-1 превосходил Т-34 по бронированию, имел то же вооружение и уступал ему в подвижности. Превосходство KB над немецкими танками в начале войны проявилось сразу: ни одно танковое или противотанковое орудие вермахта не могло пробить его брони. KB был прост в устройстве, но не очень надежен в эксплуатации. В 1941-1943 гг. КВ состояли на вооружении первых батальонов танковых бригад смешанного состава и тяжелых танковых полков прорыва. Принимали активное участие в боевых действиях Великой Отечественной войны вплоть до середины 1944 г., а отдельные машины - до мая 1945 г. Экипажи хорошо защищенных KB сами искали встречи с танками противника, тогда как немцы их избегали. До конца 1942 г. KB оставался сильнейшим танком в мире.

 

 

Танки ИС ("Иосиф  Сталин") предназначались для  качественного усиления танков Т-34 взамен танков КВ. Это самый мощный советский танк, принимавший участие в боевых действиях Великой Отечественной войны. Принят на вооружение Красной Армии в октябре 1943 г. Разработан коллективом конструкторского бюро Ленинградского Кировского завода, возглавляемого Ж.Я. Котиным. С октября 1943 г. по июнь 1945 г. на Челябинском Кировском заводе изготовили более 3 тыс. 500 единиц. Серийная модификация: ИС-2 - корпус сварной с литой лобовой частью. Башня литая, с командирской башенкой. Бронирование, 30 - 160 мм, обеспечивало защиту от танков "пантера" и "тигр" с дальности 1 км. Вооружение: 122-миллиметровая пушка и пулемет ДТ. В трансмиссии применены планетарные механизмы поворота. Скорость движения до 37 км/ч. Боевая масса 46 т. Экипаж 4 человека: командир машины, механик-водитель, наводчик орудия и заряжающий. Танки ИС-2 поступали на вооружение тяжелых танковых бригад и полков прорыва и превосходили новые германские танки Т-V и Т-VI. В апреле 1944 г. под Тернополем вступили в бой с "тиграми" ИС-2 из 11-го гвардейского тяжелого танкового полка. Части, вооруженные боевыми машинами ИС, получали гвардейское звание сразу при формировании.

ИС-2 стали  неприятным сюрпризом для немцев благодаря способности пробивать  броню немецких тяжелых танков на дальностях до 2 тыс. м. Германское командование издало специальный приказ, запрещающий своим танкистам вступать в бой с танками ИС-2. В начале 1945 г. было сформировано несколько тяжелых танковых бригад, одна из которых - 7-я гвардейская - отличилась при штурме Берлина.

 

Катюша

В 1938-41 в  РНИИ И. И. Гвай, В. Н. Галковский, А. П. Павленко, А. С. Попов и др. создали многозарядную пусковую установку, смонтированную на грузовом автомобиле. Реактивный снаряд М-13 (132-мм осколочно-фугасный снаряд) и пусковая установка БМ-13 были приняты на вооружение артиллерии накануне Великой Отечественной войны. 26 июня 1941 года на заводе имени Коминтерна в Воронеже была завершена сборка первых двух серийных пусковых установок БМ-13 на шасси ЗИС-6, и тут же приняты представителями Главного артиллерийского управления. На следующий день установки были отправлены своим ходом в Москву, где 28 июня после успешно проведенных испытаний были объединены вместе с пятью изготовленными ранее в РНИИ установками в батарею для отправки на фронт. Экспериментальная артиллерийская батарея из семи машин под командованием капитана И. Флерова была впервые использована против немецкой армии на железнодорожном узле города Орша 14 июля 1941 года. В ходе войны были созданы различные варианты реактивного снаряда и пусковых установок: БМ13-СН (со спиральными направляющими, что значительно увеличивало точность стрельбы), БМ8-48, БМ31-12 и др. После начала «ленд-лизовских» поставок, основным шасси для БМ-13 (БМ-13Н) стал американский грузовик «Студебеккер» (Studebacker-US6).[1] Улучшенная модификация БМ-13Н была создана в 1943 году и до конца Второй мировой войны было изготовлено около 1800 таких орудий. В 1942 году появились снаряды М-31 калибра 310 мм, которые изначально запускались с наземных установок. В апреле 1944 года под них создали самоходную установку с 12 направляющими, монтировавшуюся на шасси грузовой автомашины. Она получила название «БМ-31-12». Советская промышленность в июле 1941 — декабре 1944 изготовила около 30 тыс. боевых машин «Катюша» и свыше 12 млн штук реактивных снарядов к ним (всех калибров).


Информация о работе Великая Отечественная война 1941-1945 гг.: машины и орудия