Анализ рассказа с точки зрения социологических теорий

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 17:30, доклад

Описание работы

Описание книги Конь рыжий. О том, как вели себя герои во время революции, с точки зрения социальных методов

Работа содержит 1 файл

Социология революционного народничества.docx

— 20.89 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки РФ 
Филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Алтайский  государственный университет» в  г.Бийске 
 
 
 
 
 

Анализ  рассказа с точки зрения социологических теорий 

         По дисциплине: «Социология»

          
 
 
 
 

Выполнила:              Проверил:

студентка 2 курса                                                         к.ф.н., доцент                  

группа  ДО-102                                   Беспалов А.М.

Бакалдина Ю.Н. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Бийск 2011 

Социология  революционного народничества –  субъективный метод в социологии.

      Волей или неволей приходится прилагать  к процессу истории субъективную оценку, т.е., усвоив тот или иной нравственный идеал, расположить все  факты истории в перспектив, по которой они содействовали или  противодействовали этому идеалу, и  на первый план истории выставить  по важности те факты, в которых это  содействие или противодействие  выразилось с наибольшей яркостью1.

      Объективный анализ явлений общественной жизни, т.е. это постижение «правды - истины», так и в трилогии Алексея Черкасова  и Полины Москвитиной герои сплошь и рядом пытаются понять истину и  правду всего происходящего. Понять то, зачем всё это происходить, и какой будет результат. Будет  ли справедливость, перестанет ли проливаться  кровь невинных людей в этой страшной революции, когда две силы: «Белые и красные», отвоевывают власть друг у друга.…И в конце концов, наступит ли тот светлый день, когда можно будет вздохнуть спокойно, зная,  что больше не прозвучит не единого выстрела над людскими головами.

     Социологическая мысль в России второй половины XIX – начала XX столетия была представлена множеством направлений, которые отражали весьма сложный спектр существующих в то время общественно – политических течений. Различные социологические доктрины теоретически обосновывали цели, а порой и программные установки этих течений.

      Алексей Черкасов и Полина Москвитина написали замечательную трилогию, в которую  входят три книги: «Тополь, Конь Рыжий, Хмель ». В них как раз токи рассказывается о социальных проблемах, которые происходят в обществе.

      Вторая  книга известной трилогии рассказывает о событиях, происходящих во время  Гражданской войны в Красноярске  и енисейской губернии. В центре повествования – фигура Ноя Лебедя – Коня Рыжего, - отразившего в своем социальном развитии стихийное народное самосознание в пору ломки старого общества. 

      Не  более двух лет охватывает повествование в романе «Конь Рыжий», но это короткое время наполнено такой исторической энергией, что по значимости превосходит десятилетия предшествующего развития. Хорунжий Ной Лебедь – главный герой романа «Конь Рыжий». Он больше всего отвечает критериям исторического романа, особенно в той части, где изображен Красноярск трагических – дней падения Советской власти, разгула белогвардейского террора, деятельности большевистского подполья, где в качестве героев появляются реальные исторические лица – большевики Г. Венбаум, Т. Марковский, А. Лебедева, белочешский офицер Гайда и другие. Казачий хорунжий Ной Лебедь по прозвищу Конь Рыжий, через образ которого произведение оказалось круто повернутым к проблеме сибирского казачества, его судеб, роли и места в революции. Ной Лебедь идет путем духовных и нравственных исканий. Основу его характера составляет своего рода этический максимализм, заявленный им в словах: «Совесть мою никто не свергнет. И честь. На том весь белый свет стоит» [Завязь пятая. Гл.1. стр. 126].

     Так же писатель передает свои мысли о  мире, времени, человеке ещё одной  героине Дарьюшке. Она тяжело воспринимает нечистую атмосферу, происходящую в тот период времени и продолжает обличать мир насилия и жестокости, произносить речи, наполненные символикой и пророчествами: «Настанет день, когда с каждого спросится, как он живет. Добром или злом? Тиранством или мученичеством? И тогда каждый станет лицом к солнцу и все увидят, какое у него лицо. Никто ничего не спрячет». Через образ Дарьюшки писатель показывает историческую бесплодность поисков правды вне путей социального и политического развития России.

     Но  каким бы разнообразием человеческих судеб, типов поведения, характеров не отличались «Сказания», всё подчинено  в них единой эстетической цели, все соотнесено с авторской концепцией мира и человека. Алексей Черкасов убедительно показывает, как неистребимо в человеке стремление к свободе, как преемственно – из поколения в поколение углублять его представление о смысли жизни, правде, счастье.

Информация о работе Анализ рассказа с точки зрения социологических теорий