Анкетирование и интервьюирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 16:34, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования являются методы социологических исследований.
Предметом исследования в данной курсовой работе являются анкетные опросы и интервью. Разновидности опросов и их специфика.
Целью реферата является анализ анкетных опросов и интервью.Цель работы обусловила постановку следующих задач:
1. Проанализировать методы социологических исследований.
2. Выявить разновидности опросов и их специфику.

Работа содержит 1 файл

Анкетир и интер.docx

— 59.68 Кб (Скачать)

Социологический опрос - это метод получения первичной  социологической информации, основанный на непосредственной или опосредованной связи между исследователем и  респондентом с целью получения  от последнего необходимых данных в форме ответов на поставленные вопросы. Суть метода сводится к общению исследователя прямо или косвенно через его представителя (интервьюера, анкетера) с совокупностью людей (респондентов) в форме вопросно-ответного диалога. Выбор вида опроса определяется целями исследования, его организационно-экономическими возможностями, а также требованиями к достоверности и надежности искомой информации. В социологии чаще других используются два основных вида анкетного опроса: сплошной и выборочный. По способу распространения анкет выделяют раздаточную (раздается респондентам самим анкетером), почтовую (рассылается по почте), прессовую анкеты (публикуется в газете или журнале). Анкета имеет строгую структуру и состоит из нескольких частей. Разновидностью сплошного опроса является перепись, при которой опрашивается все население страны. Выборочный опрос (в отличие от сплошного) является более экономичным и не менее надежным методом сбора информации, хотя требует изощренной методики и техники проведения. Каждый вопрос должен быть составлен в виде вопроса, т.е. начинаться он должен с таких слов, как что, как, когда, где, сколько или с фраз в каких случаях, в каком месте, с кем из и т.д., а заканчиваться знаком вопроса. Задавая вопрос в виде вопроса, разработчик вынужден составлять его максимально корректно. Вопросы могут быть легкие или трудные, простые и сложные, наивные и каверзные. Каждый вопрос должен иметь ссылку на первоисточник, но не в самом тексте вопроса, а за вопросом. Неверные варианты ответов должны быть правдоподобны.

Для интервьюирования были разработаны 2 схемы проведения интервью, одна из которых была сориентирована на врачей и медицинских сестер, а вторая - на руководителей органов здравоохранения, медицинских учреждений, страховых компаний и фондов ОМС. При анализе материалов интервью использовался не только метод типизации позиций респондентов по повторяемости оценок, но и была сделана попытка анализировать прежде всего разнообразие высказываемых суждений. В этом смысле материалы интервью давали возможность видеть широкую палитру оценок, от вариативности которых мы стремились не избавиться, а наоборот, ее обеспечить. Конкретная подготовка интервью включает в себя принятие решений по ряду ключевых вопросов исследования. К числу таких вопросов относятся: выбор респондентов, составление вопросника, определение времени и места интервью, определение способа записи. При обследовании методом глубокого интервью однородной и не образующей социальной структуры совокупности индивидов могут использоваться различные принципы отбора респондентов: простой случайный отбор, метод формирования равных по численности квот, метод «снежного кома», метод фильтрующего опроса. Специальные респонденты - это люди, которые предоставляют информацию, непосредственно касающуюся проблемы исследования. Типичные представители - это представители социальных групп или демографических популяций. Противостоящие или конфликтующие ролевые позицииАктивный и пассивный типы респондентов.

Чтобы добиться правильного и всестороннего  понимания обеими сторонами друг друга, имеет смысл взять за основу определенную структуру, весьма напоминающую структуру коммерческих переговоров.

Первая  часть - установление контакта. Второй значимый этап - это краткий (от 5 до 20 минут в зависимости от значимости и сложности позиции) рассказ  о компании, о бизнесе и его  специфике, о вакансии, причине ее появления и основных задачах. Третий этап - это собственно интервью в  традиционном понимании этого слова, т.е. предложение кандидату ряда вопросов, ситуационных задач и т.д. На четвертом этапе интервью стоит учитывать несколько моментов: методики должны быть разнообразными, каждое предположение стоит проверять 3-4 раза, используя различные методики. Пятый этап интервью предполагает возможность оговорить алгоритм продолжения взаимодействия. При этом интервьюеру стоит взять инициативу на себя и оговорить, будут ли еще встречи, их примерные сроки и цель встреч. Структура интервью, построенная таким образом, позволяет добиться нескольких целей: получить максимально достоверную информацию, пользуясь теми методиками, которые будут рассмотрены далее, оставить у кандидата хорошее впечатление о себе и компании и грамотно договориться о дальнейшем взаимодействии.

Библиографический список

анкетирование опрос вопрос интервью

1. Специальная  литература

1.1. Анурин, В.Ф. Эмпирическая социология: уч. пособие для вузов / В.Ф. Анурин. - М.: Наука, 2005. - 225 с.

1.2. Бурдье, П. Социология политики / П. Бурье. - М.:Социо-Логос, 2005. - 253 с.

1.3. Волков, Ю.Г. Социология учебник для вузов / Ю.Г. Волков. - М.: Гардарики, 2005. - 432 с.

1.4. Девятко, И.Ф. Методы социологического исследования: Учебник / И.Ф. Девятко. - М.: Урал. ун-та, 2006. - 176 с.

1.5. Зборовский, Г.Е. Общая социология: Учебник / Г.Е. Зборовский. - М.: Наука, 2004. - 231 с.

1.6. Кравченко,  А.И. Социология: учебное пособие для вузов / А.И. Кравчеко. - М.: Логос, 2005. - 560 с.

1.7. Лавриненко, В.Н. Исследование социально-экономических и политических процессов / В.Н. Лавриненко. - М.: Наука, 2007. - 324 с.

1.8. Мирошниченко, И.В. Социология / И.В. Мирошниченко. - М.: А-Приор, 2009. - 128 с.

1.9. Маслова,  О.М. Познавательные возможности метода опроса / О.М. Маслова. - М.: Наука, 2006. - 187 с.

1.10. Носс, И.Н. Руководство по психодиагностике / И.Н. Носс. - М.: Издательство Института психологии, 2005. - 256 с.

1.11. Петрова,  З.А. Методология и методика социологических исследований /З.А. Петрова. - М.: Наука, 2007. - 312 с.

1.12. Рой,  О.М. Исследования социально-экономических и политических процессов. Практикум / О.М. Рой. - СПб.: Питер, 2006. - 345 с.

1.13. Ядов, В.А. Стратегия социологического исследования / В.А. Ядов. - М.: Добросвет, 2008. - 312 с.

2. Периодическая  печать

2.1. Веселкова, Н.В. Полуформализованное интервью / Н.В. Веселкова // Социологический журнал. - 2004. - №3. - С. 43 - 46.

2.2. Ньюман, Л. Неопросные методы исследования / Л. Ньюман // Социс. - 2005. - №6. - С. 15 - 21.

2.3. Романович,  Н.А. Ситуация опроса глазами респондента / Н.А. Романович // Социологические исследования. - 2005. - №2. - С. 34 - 36.

3. Электронные  ресурсы

3.1. Социология  от А до Я. - Режим доступа: [http://www.glasnet.ru].

Информация о работе Анкетирование и интервьюирование