Ценности молодежи

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 18:03, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы исследования состоит в общественной необходимости изучения жизнедеятельности современной российской молодёжи и проблем выбора ею ценностных ориентации, которыми определяется формирование самосознания российского студенчества. Именно ценностные ориентации в их соотношении определяют уровень социализации молодежи. Одним из элементов уровня социализации, например, является уровень образования, который достигнут к моменту социального самоопределения, благодаря которому и формируется образ у молодых людей своего будущего, а, следовательно, и своего социального статуса, а также перспективы его изменения.

Содержание

ведение
Глава I. Ценностные ориентации молодежи как предмет исследования в социологии
1.1 Динамика исследований ценностных ориентаций в социологии
1.2 Современные исследования ценностных ориентаций молодежи
Глава II. Понятие «ценностные ориентации»
2.1 Содержательный анализ понятия «ценностные ориентации»
2.2 Выбор студенчеством ценностных ориентаций
Глава III. Социологическое исследование ценностных ориентаций у студентов УГПИ
3.1 Методики и процедура исследования
3.2 Анализ результатов и выводы по социологическому исследованию ценностных ориентаций студентов УГПИ
Заключение
Список литературы
Приложения

Работа содержит 1 файл

ценннстн.docx

— 47.01 Кб (Скачать)

Оглавление

Введение

Глава I. Ценностные ориентации молодежи как предмет  исследования в социологии

1.1 Динамика исследований  ценностных ориентаций в социологии

1.2 Современные  исследования ценностных ориентаций  молодежи

Глава II. Понятие  «ценностные ориентации»

2.1 Содержательный  анализ понятия «ценностные ориентации»

2.2 Выбор студенчеством  ценностных ориентаций

Глава III. Социологическое  исследование ценностных ориентаций у  студентов УГПИ

3.1 Методики и  процедура исследования

3.2 Анализ результатов  и выводы по социологическому  исследованию ценностных ориентаций  студентов УГПИ

Заключение

Список литературы

Приложения

 

Введение

Актуальность  темы исследования состоит в общественной необходимости изучения жизнедеятельности  современной российской молодёжи и  проблем выбора ею ценностных ориентации, которыми определяется формирование самосознания российского студенчества. Именно ценностные ориентации в их соотношении определяют уровень социализации молодежи. Одним  из элементов уровня социализации, например, является уровень образования, который достигнут к моменту  социального самоопределения, благодаря  которому и формируется образ  у молодых людей своего будущего, а, следовательно, и своего социального  статуса, а также перспективы  его изменения.

Любое здоровое общество заинтересовано в адекватном отражении механизмов формирования ценностей и ориентации молодежи, мотивов получения профессионального  образования, которые определяют жизненные  стратегии и модели поведения  современного студенчества.

Социологические исследования показали, что современная  молодежь - это новое поколение  российских граждан с радикально изменившимися за последнее десятилетие  мотивами поведения, нравственными  ценностями, ориентирами и проблемами. Представления о ценностях, сложившиеся  у молодежи, имеют преимущественно  индивидуально - личностную направленность, связаны с повышением роли материального  фактора и позитивным осознанием этого обстоятельства, что обеспечивает направленность к карьерной профессии, то есть на те ценности, которые обеспечивают высокий социальный статус молодого человека.

Степень разработанности  проблемы. Внимание отечественных исследователей, обращено к системе ценностей  общества начиная с 60-х гг. прошлого века. Теоретическую основу российской аксиологии составляют работы таких авторов, как Анисимов С.Ф., Антонович И.И., Архангельский Л.М., Бакурадзе К.С, Блюмкин В.А., Василенко В.А., Гречаный В.В., Дробницкий О.Г., Здравомыслов А.Г., Каган М.С., Кислов Б.А., Кон И.С., Коршунов A.M., Любимова Т.Б., Майзель И.А., Нарский И.С., Прозерский В.В., Ручка А.А., Тугаринов В.П., Харчев А.Г., Шердаков В.Н., и др. В трудах этих исследователей рассматривались фундаментальные проблемы аксиологии, связанные с онтологическими вопросами теории ценностей. Так же, исследовались исторические корни происхождения проблемы ценностей в философии, культурологии, этике и эстетике, объяснялось отношение системы ценностей к миру духовного и материального, исследовались формы и способы существования ценностей.

С начала 70-х  гг. объектом исследования в работах  Верецкой А.И., Груздовой Е.М., Здравомыслова А.Г., Золотухиной Е.В., Пенькова Е.М., Соколовой Е.Ф., Ядова В.А. и др. становятся структура и содержание систем общественных и личных ценностей, иерархическое строение системы ценностей, влияние различных факторов на формирование и изменение системы ценностей.

В последние  годы внимание отечественных исследователей обращено преимущественно на анализ кризиса системы ценностей и  тех конкретных изменений, которые  происходят с ценностными ориентациями различных групп российского  общества. Появилась возможность  обратиться и к мировому опыту  в деле анализа системы ценностей, стали доступны фундаментальные  исследования западных авторов в  области аксиологии, а также ранее  недоступные работы отечественных  авторов.

Проблемная ситуация - с формированием новых общественных ценностей, обусловленных развитием  рыночных отношений в России, какое  место в студенческой среде занимают семейные ценности среди ценностных ориентаций, направленных на гражданское  и профессиональное самоопределение?

Из этой проблемной ситуации возникает проблема - определение  с помощью социологического исследования мер, по достижению соответствующей  индивидуально - личностной и социально - общественной направленности в деятельности молодых людей.

На основе методик, предложенных Т.В. Хлоповой, Ж.Г. Озерниковой, Е.А. Кухтериной, в дипломной работе ставится цель описать изменение ценностных ориентаций у молодых людей при получении высшего образования в УГПИ в динамике пяти лет обучения.

Цель исследования - предложить рекомендации для изучения ценностных ориентаций развивающейся  личности, так же определить социально-культурные факторы, формирующие характер и  структуру семейных ценностей на примере студентов УГПИ.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Дать сравнительную  оценку ценностных ориентаций  студентов УГПИ.

2. Выявить состав  наиболее распространенных в  сознании молодежи фундаментальных  ценностей; 

3. Составить  иерархию этих ценностей (их  положение на шкале более или  менее значимых) в массовом сознании;

4. Выявить структурные  характеристики (природу, качество, отнесенность к различным типам)  этих ценностей; 

5. Определить  динамические характеристики (способность  к изменениям) ценностного мира  будущих специалистов.

Объект исследования: студенты Уссурийского Государственного Педагогического института.

Предмет исследования: формирование семейных и общечеловеческих ценностей у студенческой молодежи.

Исследования  формирования ценностных ориентаций рассматривались  в работах Б.С. Братуся, В.Т. Лисовского, Н.Л. Карпова, Д.А. Леонтьева, Ю.Р. Вишневского, Н.Д. Сорокина, Г.А. Чередниченко и др.

Гипотеза - процесс  формирования профессионально-ценностных ориентаций у студентов будет  более успешным при соблюдении следующих  условий, если:

* образовательный  процесс строится на основе ценностно - ориентированного подхода к будущей педагогической деятельности;

* проводится  целенаправленная деятельность  по выявлению и сближению ценностей  жизни и профессионально-педагогических  ценностей у студентов; 

* воспитываются  у них интерес к учебному  предмету и творческая активность  к педагогической деятельности.

Для решения  поставленных задач и проверки гипотезы использовались следующие методы: теоретический  анализ (анализ социологической, психологической  литературы); социологические (использование  данных социологических исследований); проектные (разработка анкеты для исследования развития ценностных ориентаций); статистические (обработка данных, составление таблиц).

Диплом состоит  из введения, трех глав, заключения, рекомендаций и приложений.

В первой главе  говорится о проблеме ценностных ориентаций в круге проблем, связанных  со становлением новых поколений, социология исследует механизмы социализации молодежи. Это необходимо, прежде всего, для выработки государством молодежной политики, призванной обеспечивать полноценное  социально - демографическое воспроизводство  своих граждан.

Имея знание о молодежных социальных ориентирах, можно более эффективно использовать имеющиеся ресурсы для воспитания молодежи, осуществляя социальную поддержку  в процессе ее становления, что обеспечит успешность самореализации молодежи во всех сферах жизни общества.

Важнейшей же стороной социализации является становление  молодого человека как профессионала  и гражданина.

Во второй главе  раскрывается понятие «ценностные  ориентации». С одной стороны, они  являются конкретизацией мировоззренческих  взглядов, с другой - определяют общую  направленность действий человека. Таким  образом, ценностные ориентации являются весьма общими и в то же время  достаточно конкретными конструктами, которые могут быть вполне адекватно  сформулированы и изучены с помощью  исследовательских методов социологии.

Третья глава  диплома посвящена социологическому исследованию ценностных ориентаций студентов  УГПИ. Разработке методики и процедуры  исследования, а так же анализа  результатов и выводов по социологическому исследованию ценностных ориентаций студентов  УГПИ.

ценностная ориентация молодежь социологическое исследование

 

Глава I. Ценностные ориентации молодежи как предмет  исследования социологии

1.1 Динамика исследований  ценностных ориентаций в социологии

В социологической  теории ценностные ориентации - не просто одно из важнейших проявлений массового  сознания, а его ключевой компонент, по состоянию и направленности развития которого можно с высокой степенью уверенности судить о качественных характеристиках сознания молодежи. Вот почему анализ состояния и  развития базовых ценностных ориентаций молодежи под воздействием социальных процессов занимает центральное  место в социологии.

Тема ценностных ориентаций молодёжи находит отражение  в работах отечественных и  зарубежных авторов, в которых рассматриваются  проблемы общественного развития, анализируются  основные философские, историко-политические, экономические, социальные аспекты  теории и практики этого явления.

Приоритеты в  постановке проблем ценностных ориентаций принадлежат теории социальной мобильности, которая в объективном плане, рассматривается как свойство присущее логике развития социальных структур и динамике социальных процессов, и  субъективном, когда исследуется  внутренняя, психологическая мобильность, движущей силой которой и являются ценностные ориентации личности. В  социологии ХХ в. основные положения  этой теории принадлежат П.А. Сорокину и особенно М. Веберу.

Исторический  взгляд на ценностные ориентации в  изменении социальной мобильности  молодежи раскрывают работы Р. Громова, Е.М. Аврамова. Отдельные концепции  можно отнести к теории субъективной подвижности в социальных изменениях (О.Шпенглер, А. Тойнби, Б. Рассел, М. Шелер, А. Бергсон, А. Шопенгауэр, А. Щюц и др.). Чередниченко Г.А. Молодежь России: социальные ориентации и жизненные пути (опыт социологического исследования). - СПб.: Питер, 2004. - С. 73.

Систематическое изучение ценностных ориентаций связано  с широкими исследованиями вертикальной мобильности, которые развернулось в США в 1960 - 70-х годах. Большинство  социологов в качестве эмпирического  индикатора анализа восхождения  и нисхождения избрали ориентацию на профессию. До сих пор остаётся действенным, отмечает Кухтерина, «траекторный» подход к стратификационным процессам, который проповедовался, начиная с «Новой кембриджской группы» в лице Р. Блэкберна, К. Прэнди, А. Стюарта. Они на примере стран Запада доказали, что перспективы социального продвижения оцениваются как важный элемент положения индивидов, при этом особая роль придается таким ценностным ориентациям как направленность на образование.Кухтерина Е.А. Личностный рост как основа вертикальной социальной 
мобильности молодежи // Вестник УГТУ - УПИ. Актуальные проблемы социологии: Сб. науч. статей. Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ - УПИ, 2003. - №4(24). - С. 284.

Именно на траектории социального продвижения формируется  соответствующая этой траектории шкала  ценностных ориентаций молодежи. Под  ценностными ориентациями в данном случае понимаются разделяемые личностью  социальные ценности, выступающие в  качестве целей жизни и основных средств достижения этих целей и  в виду этого приобретающие функцию  важнейших регуляторов социального  поведения индивидов.

Ценности и  ценностные ориентации многообразны, они могут быть актуальными и  фиксированными, фундаментальными, непреходящими  и преходящими, модными, подлинными и мнимыми и др. Каждый человек  может иметь одновременно много  различных ценностных ориентаций.

Информация о работе Ценности молодежи