Ценности молодежи

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 18:03, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы исследования состоит в общественной необходимости изучения жизнедеятельности современной российской молодёжи и проблем выбора ею ценностных ориентации, которыми определяется формирование самосознания российского студенчества. Именно ценностные ориентации в их соотношении определяют уровень социализации молодежи. Одним из элементов уровня социализации, например, является уровень образования, который достигнут к моменту социального самоопределения, благодаря которому и формируется образ у молодых людей своего будущего, а, следовательно, и своего социального статуса, а также перспективы его изменения.

Содержание

ведение
Глава I. Ценностные ориентации молодежи как предмет исследования в социологии
1.1 Динамика исследований ценностных ориентаций в социологии
1.2 Современные исследования ценностных ориентаций молодежи
Глава II. Понятие «ценностные ориентации»
2.1 Содержательный анализ понятия «ценностные ориентации»
2.2 Выбор студенчеством ценностных ориентаций
Глава III. Социологическое исследование ценностных ориентаций у студентов УГПИ
3.1 Методики и процедура исследования
3.2 Анализ результатов и выводы по социологическому исследованию ценностных ориентаций студентов УГПИ
Заключение
Список литературы
Приложения

Работа содержит 1 файл

ценннстн.docx

— 47.01 Кб (Скачать)

Таким образом, становление личностных ценностей  связано с динамикой процессов  осознания (разные виды вербализации) и познавательными усилиями в  отношении собственной смысловой  сферы (установление приоритетов и  близости к своему «Я»). «Это становление  включает как минимум две составляющие - образование самих личностных смыслов  и образование личностных ценностей».

Леонтьев Д.А. отмечает, что, несмотря на множество  определений «ценности», имеет место  большая неоднозначность понимания  того, что обозначается этим термином. В одной из своих работ автор  проводит теоретический анализ различных  определений для выявления общего пространства, в котором можно  было бы расположить столь «многомерный объект» исследования, каковым является «ценность». Он выделяет ряд теоретических  взглядов на природу ценностей, существующих в виде оппозиций: ценности как конкретные объекты, окружающие человека и удовлетворяющие  его потребности или некая  абстрактна сущность; имеют сугубо индивидуальное существование, или  изначально имеют надындивидуальную природу; онтологический или социологический характер надындивидуальных ценностей (это есть сущности особой природы, существующие объективно, но особым законам, отличным от закономерностей материального мира, или, они социальный «продукт», принадлежащий различного масштаба общностям); понимать ли ценности, как стандарты и нормы или как жизненные цели, идеалы и смыслы; обладают ли индивидуальные ценности действенной силой только как осознанные образования или они функционируют вне зависимости от их осознанности субъектом. При анализе последней оппозиции автор придерживается такой точки зрения, что ценности функционируют вне зависимости от степени осознания, что, конечно же, не отменяет того положения, что ценности могут существовать и в качестве сознательных убеждений или представлений. Такие осознанные ценности Леонтьев Д.А. и называет ценностными ориентациями, отмечая неоднозначную, сложную связь, которая может существовать между декларируемыми ценностными ориентациями и реальными ценностями, побуждающими деятельность. Как отмечает автор, расхождение между реальными и декларируемыми ценностями обусловлено трудностью их осознания, вызванным наличием большого количества ценностных представлений, отражающих как собственные ценности субъекта, так и ценности других людей, малых групп, в которые он включен. Также расхождение может быть обусловлено недостаточной структурированностью системы ценностей субъекта, слабо развитой способностью к рефлексии, действием различных механизмов психологической защиты и стабилизации самооценки Леонтьев Д.А. Внутренний мир личности. / Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб.: Питер, - 2000. - С. 373.. В качестве форм существования ценностей автор выделяет три основных: социальные идеалы, предметно воплощенные ценности и личностные ценности. Социальные или общественные идеалы - это ценности, выработанные общественным сознанием и присутствующие в нем как обобщенные представления о совершенстве в той или иной сфере общественной жизни. Предметно воплощенные ценности есть объективированные формы существования ценностей, существующие в виде материальной и духовной культуры человечества. Ценностные идеалы могут быть реализованы лишь посредством человеческой деятельности, воплощаясь либо посредством деяния, т.е. самого процесса деятельности, либо посредством - произведения, т.е. создания объективированного продукта деятельности. Личностные ценности есть составляющие внутреннего мира личности, они задают направленность преобразования действительности в соответствии с «моделью должного», т.е. идеалом, выбранным данной личностью. Причем личностная ценность имеет «действенную силу», выступает как мотивирующий фактор вне зависимости от ее осознания субъектом. Ценностные ориентации, которые представляют собой осознанные личностные ценности, автор не рассматривает как основную форму бытия ценностей в связи с проблемой их адекватной представленности в сознании. Леонтьев Д.А. определяет ценность как «более или менее осознанную идеальную модель должного (желательного), отражающую опыт жизнедеятельности социальной общности, присвоенную и интериоризованную субъектом в процессе его участия в общественной практике, указывающую направление желательного преобразования действительности субъектом и выступающую имманентным источником жизненных смыслов, которые объекты и явления действительности приобретают в контексте должного, смыслообразующая функция личностных ценностей проявляется как в ситуациях мотивообразования - выбора направленности актуальной деятельности, - так и в порождении других смысловых структур». Леонтьев Д.А. Внутренний мир личности. / Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб.: Питер, - 2000. - С. 375.

Итак, личностные ценности характеризуются как устойчивые, внеситуативные, обобщенные мотивационные образования - «идеальная модель должного», - функцией которых является опосредованное побуждение деятельности через порождение конкретно - ситуативных мотивов, релевантных отдельно взятой деятельности. При этом их мотивирующая сила не зависит от факта осознанности (неосознанности) субъектом. Ценностные ориентации - система фиксированных установок личности, характеризующаяся избирательным отношением личности к ценностям. Ценностные ориентации характеризуются осознанностью, устойчивостью, положительной эмоциональной окрашенностью, разной степенью побудительности к деятельности. Ценностные ориентации определяют характер отношений личности с окружающей действительностью, а также поведение личности, обусловливая выбор способа поведения и выступая одним из критериев, на основе которого происходит принятие решения. Помимо регулирующей роли ценностные ориентации выполняют также организующую и направляющую роль. Ценностные ориентации обнаруживают себя в определенной направленности сознания и поведения. По мнению большинства авторов, ценностные ориентации представляют собой ценности, выступающие в виде некоторых конечных, идеальных целей, к которым стремится индивид. Ценностные ориентации дают возможность принять решение в ситуации выбора.

2.2 Выбор студенчеством  ценностных ориентаций

Современное российское общество находится в процессе значительных социально - экономических и политических изменений, создания качественно новых  экономических условий жизнедеятельности, формирования принципиально новых  социальных отношений. На протяжении последних  нескольких лет качественно изменилась структура общества и социальный статус большинства его членов. Ключевыми  проблемами его развития стали проблемы имущественного и социального неравенства, дифференциации разных социально - экономических групп, материального благополучия, духовных ценностей.

Изменения, происходящие в политической, экономической, духовной сферах общества в последнее десятилетие, влекут за собой радикальные изменения  в психологии, ценностных ориентациях  и поступках людей. В большей  степени эти процессы отражаются на формировании структуры ценностей  молодого поколения, поскольку формирующиеся  в настоящее время ценностные приоритеты становятся основой формирования новой социальной структуры российского  общества. Неизбежная, в условиях ломки  сложившихся устоев, переоценка ценностей, их кризис более всего проявляются  в сознании молодежи как социальной группы.

Поэтому исследование ценностных ориентаций, жизненных приоритетов  современного студенчества весьма актуально, поскольку дает возможность выяснить степень ее адаптации к новым  социальным условиям и инновационный  потенциал. От того, какой ценностный фундамент будет сформирован  у молодого поколения, во многом зависит  будущее состояние общества.

В январе - апреле 2005 г. группой социологов, было проведено  эмпирическое исследование структуры  ценностей студентов как особой стратификационной группы.

В исследовании приняли участие 105 человек. Итогом данного исследования явились следующие  эмпирические данные. Процентное соотношение  ценностных типов характеризуется  следующим соотношением: для студентов  в большей степени (41 %) характерна ориентация на ценности адаптации (выживание, безопасность, порядок, здоровье, материальный достаток), отражающие направленность на устранение тревоги по поводу физической и экономической безопасности, на сохранение достигнутого. Несколько меньше (39,1%) доля ориентированных на ценности социализации (семья, карьера, общественное признание). К промежуточному типу относиться 18 % респондентов. Невелик процент (1,9%) отнесенных к индивидуализирующемуся типу (самореализация, свобода, терпимость). Социальные трансформации в России: теории, практики. Сравнительный анализ. / Под ред. В.А. Ядова. М.: Социум, - 2005. - С. 94.

Полученные, в  результате исследования, данные подтверждают описываемые многими авторами отличия  современного российского общества от западного, заключающиеся в значительно  большей ориентации россиян на базовые  материальные ценности, что связано  с нестабильным состоянием экономики  страны. Несмотря на то, что процент отнесенных к индивидуализирующемуся типу (самореализация, свобода, терпимость) невысок (1,9 %), тем не менее, соответствует представлениям А. Маслоу о том, что к самоактуализирующимся личностям может быть отнесено порядка 1 % от общего населения любого общества. Там же. С. 98. В системе ценностей наиболее высокий ранг значимости занимают здоровье, любовь, счастливая семейная жизнь, материально обеспеченная жизнь, уверенность в себе, активная деятельная жизнь. Такие ценности, как красота природы и искусства, счастье других, творчество, развлечения, познание, общественное признание занимают в иерархии ценностей последние места.

Ведущие ранги  в общей системе ценностей-целей  в основном занимают индивидуальные ценности (здоровье, материально обеспеченная жизнь, активная деятельная жизнь, уверенность  в себе), а также конкретные жизненные  ценности. В нижней части иерархии, исследуемой студенческой группы расположились пассивные ценности (красота природы и искусства, познание), ценности межличностного отношения (счастье других), абстрактные ценности (творчество, познание), индивидуальные ценности (развлечения).

Следовательно, наиболее значимы в системе ценностей  ценности личной жизни: здоровье (как  стандартная, распространенная ценность, передающаяся из поколения в поколение), любовь, счастливая семейная жизнь, а  также ценности индивидуализации: материально  обеспеченная жизнь, уверенность в  себе, активная деятельная жизнь.

Ведущие ранги  в иерархии инструментальных ценностей  образуют четыре блока ценностей:

1) этические  ценности (воспитанность, жизнерадостность);

2) ценности профессионального  самоопределения (ответственность);

3) индивидуальные  ценности (независимость);

4) интеллектуальные  ценности (образованность).

На уровне индивидуальных приоритетов (конкретные поступки) наиболее значимыми являются такие ценности, как самостоятельность, достижения, гедонизм (наслаждение или чувственное  удовольствие).

Наименьшей значимостью  на уровне нормативных идеалов обладают такие ценности, как традиции, универсализм, стимуляция (волнение и новизна). На уровне индивидуальных приоритетов  наименьшей значимостью обладают такие  ценности, как традиции, конформность, власть.

Информация о работе Ценности молодежи