Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 14:44, реферат
Сегодняшняя молодежь вступает в самостоятельную жизнь в очень сложное и динамичное время. Произошли кардинальные перемены в политической жизни страны, развиваются процессы демократизации общества, восстановлена и широко распространяется частная собственность, расширяется рынок труда, противоречиво протекает социально-экономическое развитие, нарастает социальная дифференциация общества, невиданными темпами развиваются система массовых коммуникаций и компьютеризация. Что касается молодежи, то ей еще труднее понять проблемы, с которыми она сталкивается, вступая в жизнь, определяя свое место и призвание.
Вот почему нужны комплексные исследования социальных проблем российской молодежи в начале третьего тысячелетия
Политика не является приоритетной сферой интересов сегодняшней молодежи, интерес к политическим событиям в основном связан с получением информации. Реальная вовлеченность молодежи в политические действия, ее гражданская активность низка. Такая ситуация во многом объясняется тем, что адаптация молодых к новой реальности требует столько сил, что политическая деятельность перемещается на периферию их интересов. Важнейшей негативной составляющей отношения к политике является ухудшение материального положения, неудовлетворенность основными показателями качества жизни. Достижение материального благополучия занимает одно из первых мест в иерархии жизненных ценностей молодых, что отражает не только изменение в системе ценностей, но и негативное отношение к деятельности властей. В молодежной среде крепнут и индивидуалистические ориентации, стремление уйти от общих задач социума в решение личных проблем.
Пути
решения проблем молодежи, в том числе
в сфере социально-политического сознания,
лежат как в совершенствовании всей системы
молодежной политики, так и в решении фундаментальных
проблем развития российского общества.
Сегодня, наряду с решением проблем социально-экономического
развития, необходима новая концепция
формирования человеческих ценностей.
Необходимо принятие мер законодательного
и воспитательного характера, в результате
которых должен формироваться новый механизм
мотивационных установок, стимулирующий
включение молодежи в общественно полезную
деятельность, ее вовлеченность и заинтересованность
общественно значимыми проблемами.
2. Проблемы становления
жизненного пути молодежи
2.1 Обретение занятия
и статуса, и самоопределение
социальных позиций.
Выбор
занятия — одно из главных решений
в жизни человека. Оно неразрывно
связано с обретением социального
статуса. Это как бы двуединая
задача. Человек может не только
выбирать из громадного спектра существующих
профессий свою, но он может и
сам создавать себе занятие, организовать
рабочее место для себя и для множества
других людей. Так или иначе он определяет:
а) кем быть, т.е. какое
место занять в системе общественного
разделения труда, в какой мере именно
этот вид труда будет обеспечивать
удовлетворение материальных и духовных
потребностей личности, раскрытие и использование
ее способностей и задатков;
б) к какой социальной
группе принадлежать, т.е. соответствующий
социальный статус индивида;
в) где работать, ибо
«дерево» общественного разделения
труда не представлено в каждом регионе
всеми своими ветвями, поэтому выбор занятия
связан и с выбором места жительства;
г) с кем работать,
поскольку занятия различаются
по проценту задействованных мужчин
и женщин, по возрасту, социальному
составу;
д) какой стиль жизни
избрать, ибо он тесно связан с определенными
занятиями;
Вступление молодежи в самостоятельную жизнь, обретение занятия и статуса развертываются на огромном поле, на территории всей нашей страны: миллионы юношей и девушек стремятся найти свое место в жизни, поприще для приложения своих сил, для самовыражения.
При изучении обретения занятия и статуса молодежью нужно исходить из того, что общественное поведение личности является результатом сложного взаимодействия различных факторов, сводящихся к специфике личности и к специфике внешних воздействий на нее. В этом взаимодействии внешним условиям принадлежит особая роль, ибо сама индивидуальность формируется в значительной мере под их влиянием.
Выбор индивидом определенного вида трудовой деятельности в рамках существующей структуры потребностей общества в кадрах по профессиям, сложившейся на основе разделения труда, или создание своего занятия согласно развитию потребностей в производстве новых товаров и услуг (с соответствующим закреплением социального положения) мы называем обретением занятия и статуса. В процессе социализации под воздействием семьи, школы, малых групп, средств массовых коммуникаций и т. п. у индивида вырабатываются социально-профессиональные ориентации, склонности и установки. Эти субъективные представления, личные интересы и устремления могут соответствовать, но могут и вступать в противоречие с объективной ситуацией наличия рабочих мест и вакансий. Личные планы и ориентации могут быть выражением осознанных способностей и задатков индивида, а могут лишь отражать повышенную степень его амбиций и притязаний. Так или иначе, но реальным выбор занятия и статуса становится под воздействием внешних условий. Характер социальных отношений и социальной мобильности, уровень развития производства и системы образования, демографическая ситуация и т. п., определяя структуру вакансий по профессиям и соответствующую структуру подготовки кадров, обусловливают реализацию субъективных социально-профессиональных склонностей, превращают их в реальный выбор.
Как
было обнаружено при проведении массовых
обследований молодежи, больше всего
претендентов учиться и работать
по самым привлекательным
Вот
почему с социальной точки зрения
очень важно считаться с
3. Изучение престижа
профессий и влияние социальных различий
на отношение к профессиям.
Проведя
социологический опрос
Эти профессии ученики
считают престижными по следующим
причинам:
· Высокая
заработная плата (65%)
· Заинтересованность
в профессии (35%)
· Востребованность
и актуальность (25%)
· Карьерный
рост, перспектива (12%)
· Легкая
работоустроенность (10%)
Непрестижными оказались
профессии:
· Сотрудники ЖКХ: дворник, сантехник, уборщица, вахтер, токарь, электрик
· Механик
· Сварщик
· Сторож, охранник
· Водитель, таксист, дальнобойщик
· Грузчик
· Каменщик
· Сельскохозяйственные работники: агроном, доярка, комбайнер,тракторист
· Учитель
· Курьер
· Шахтер
· Бармен, официант, посудомойщик, разносчик пиццы
· Секретарь
· Продавец
· Медсестра
· Танцор,
художник
Также учащимся был задан вопрос: «Какую профессию старшеклассники собираются получать по окончанию школы?» Лидером стала профессия экономиста. Эту профессию собираются получать 37% учащихся. Второй была профессия юриста - 16,5%. Третьей - профессия программиста и 14,9% учеников. Далее ответы расположились следующим образом: профессию журналиста собираются получать 7,4% учеников, столько же сотрудника милиции. И каждую из профессий: переводчик, логопед, учитель, дизайнер - собираются получать по 3,7% учеников.
Причины такого профессионального выбора взрослеющего поколения были разными. В наибольшей степени школьники полагаются на знания родителей – 45.2%, друзей- 28.7%, учитывают материальное положение – 13.6%, в наименьшей степени оказывают влияние учителя- 4.8%, книги- 2.3%.
Как правило, в основе оценок молодежью престижа профессий лежат их ценностные представления об обществе, и это является базовым компонентом интерпретации данных опросов на эту тему.
Специальные исследования свидетельствуют, что в сегодняшней школе и вузе происходит глубокая социальная селекция. Различия в представлениях обнаруживаются при сравнении оценок престижа массовых рабочих профессий и профессий специалистов отдельными группами молодежи, отличающимися по социально-профессиональному статусу.
Изучая влияние социального статуса (социального происхождения молодежи) на оценки престижа профессий, социологами было установлено следующее: чем выше социально-профессиональный статус и уровень образования родителей, тем более привлекательны для юношей и девушек профессии квалифицированного умственного труда, перспективные с точки зрения жизненной карьеры.
Также
существенным социальным фактором, который
может влиять на отношение молодежи к
профессиям, выступает возраст. Вот почему
важным элементом анализа стало изучение
того, как с годами меняется у молодежи
престиж профессий. В основе отношения
к миру профессий в 17 лет, как уже было
отмечено, лежит заимствованный опыт —
от родителей, знакомых и друзей, сверстников,
из книг, кинофильмов, телепередач. После
окончания школы начинается новый этап
в жизни молодежи. Юноши и девушки знакомятся
с предприятиями, организациями, учреждениями,
учебными заведениями. Начинается период
интенсивного социального созревания,
пересмотра сложившихся стереотипов,
проверка и замена заимствованных представлений
собственным опытом. В процессе самостоятельной
трудовой жизни по мере обогащения взглядов
молодежи о мире профессий общие, абстрактные
представления конкретизируется. И эта
конкретизация является одним из важных
факторов адаптации молодежи к труду,
к потребностям общества.
4. Ценностные ориентации
личности: социологическое исследование
Анкетный
опрос проводился между учащимися 9-11
классов и студентов 1-2 курсов высших учебных
заведений. Возраст варьировался от 14
до 18 лет. Было задано 20 вопросов на выявление
ценностных ориентаций личности в реальных
условиях жизнедеятельности:
1. Любите ли вы лежать на диване и ничего не делать?
2. Любите ли вы сами зарабатывать деньги и получать от этого удовольствие?
3. Хотите ли вы стать боссом (начальником какой-нибудь компании)?
4. Хотите ли вы, чтобы вас уважали друзья за ваши личностные качества?
5. Хотите ли вы сами принимать участие в каких-либо общественных мероприятиях (митингах, забастовках) в пользу близкого вам слоя населения?
6. Считаете ли вы, что без общения с друзьями ваша жизнь будет тусклой и безрадостной?
7. Считаете ли вы, что было бы здоровье, а все остальное приложится?
8. Вы выбираете свою профессию в основном потому, что она может вам приносить большой материальный достаток?
9. Если вы совершили неблаговидный поступок по отношению к друзьям или сотрудникам, будете ли вы переживать по этому поводу?
10. Можете ли вы спокойно обойтись без частого общения со своими знакомыми?
11. Считаете ли вы, что необходимо каким-либо образом укреплять свое здоровье (плавать, бегать, играть в теннис и т. д.)?
12. Считаете ли вы, что нужно обязательно помочь упавшему человеку?
13. Если кто-то из близких довольно долго болеет, будете ли вы за него выполнять его обязанности по хозяйству смиренно и безропотно?
14. Любите ли вы маленьких детей?
15. Для вас важнее любить самому, чем быть любимым?
16. Хотелось ли вам когда-нибудь самому нарисовать картину или сочинить музыку?
17. Часто ли вы подолгу мечтаете, лежа с закрытыми глазами?
18. Общение - это лишь пустая трата времени?
19. Часто ли ваш внутренний голос задает вам вопрос: «А уважают ли меня окружающие?»
20. Считаете
ли вы, что в жизни важно
уметь играть на музыкальных
инструментах, рисовать
и т. п.?
В результате
обработки данных выяснилось, что
наиболее значимые ценности для молодежи
в обобщенном виде следующие: (в процентном
соотношении от общего числа респондентов):
Высокое материальное
благосостояние – 30%
Высокий социальный
статус и управление людьми – 19%
Приятное времяпрепровождение,
отдых – 12%
Любовь – 9%
Информация о работе Ценностные ориентации молодежи в возрасте от 14 до 18 лет