Ценностные ориентации молодежи в возрасте от 14 до 18 лет

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 14:44, реферат

Описание работы

Сегодняшняя молодежь вступает в самостоятельную жизнь в очень сложное и динамичное время. Произошли кардинальные перемены в политической жизни страны, развиваются процессы демократизации общества, восстановлена и широко распространяется частная собственность, расширяется рынок труда, противоречиво протекает социально-экономическое развитие, нарастает социальная дифференциация общества, невиданными темпами развиваются система массовых коммуникаций и компьютеризация. Что касается молодежи, то ей еще труднее понять проблемы, с которыми она сталкивается, вступая в жизнь, определяя свое место и призвание.
Вот почему нужны комплексные исследования социальных проблем российской молодежи в начале третьего тысячелетия

Работа содержит 1 файл

проект.doc

— 99.50 Кб (Скачать)

Политика не является приоритетной сферой интересов сегодняшней молодежи, интерес к политическим событиям в основном связан с получением информации. Реальная вовлеченность молодежи в политические действия, ее гражданская активность низка. Такая ситуация во многом объясняется тем, что адаптация молодых к новой реальности требует столько сил, что политическая деятельность перемещается на периферию их интересов. Важнейшей негативной составляющей отношения к политике является ухудшение материального положения, неудовлетворенность основными показателями качества жизни. Достижение материального благополучия занимает одно из первых мест в иерархии жизненных ценностей молодых, что отражает не только изменение в системе ценностей, но и негативное отношение к деятельности властей. В молодежной среде крепнут и индивидуалистические ориентации, стремление уйти от общих задач социума в решение личных проблем.

     Пути решения проблем молодежи, в том числе в сфере социально-политического сознания, лежат как в совершенствовании всей системы молодежной политики, так и в решении фундаментальных проблем развития российского общества. Сегодня, наряду с решением проблем социально-экономического развития, необходима новая концепция формирования человеческих ценностей. Необходимо принятие мер законодательного и воспитательного характера, в результате которых должен формироваться новый механизм мотивационных установок, стимулирующий включение молодежи в общественно полезную деятельность, ее вовлеченность и заинтересованность общественно значимыми проблемами. 

2. Проблемы становления жизненного пути молодежи 

2.1 Обретение занятия  и статуса, и самоопределение  социальных позиций. 

     Выбор занятия — одно из главных решений  в жизни человека. Оно неразрывно связано с обретением социального  статуса. Это как бы двуединая  задача. Человек может не только выбирать из громадного спектра существующих профессий свою, но он может и  сам создавать себе занятие, организовать рабочее место для себя и для множества других людей. Так или иначе он определяет: 

а) кем быть, т.е. какое  место занять в системе общественного  разделения труда, в какой мере именно этот вид труда будет обеспечивать удовлетворение материальных и духовных потребностей личности, раскрытие и использование ее способностей и задатков; 

б) к какой социальной группе принадлежать, т.е. соответствующий  социальный статус индивида; 

в) где работать, ибо  «дерево» общественного разделения труда не представлено в каждом регионе всеми своими ветвями, поэтому выбор занятия связан и с выбором места жительства; 

г) с кем работать, поскольку занятия различаются  по проценту задействованных мужчин и женщин, по возрасту, социальному  составу; 

д) какой стиль жизни избрать, ибо он тесно связан с определенными занятиями; 

     Вступление  молодежи в самостоятельную жизнь, обретение занятия и статуса  развертываются на огромном поле, на территории всей нашей страны: миллионы юношей и девушек стремятся найти  свое место в жизни, поприще для приложения своих сил, для самовыражения.

При изучении обретения  занятия и статуса молодежью  нужно исходить из того, что общественное поведение личности является результатом  сложного взаимодействия различных  факторов, сводящихся к специфике личности и к специфике внешних воздействий на нее. В этом взаимодействии внешним условиям принадлежит особая роль, ибо сама индивидуальность формируется в значительной мере под их влиянием.

     Выбор индивидом определенного вида трудовой деятельности в рамках существующей структуры потребностей общества в кадрах по профессиям, сложившейся на основе разделения труда, или создание своего занятия согласно развитию потребностей в производстве новых товаров и услуг (с соответствующим закреплением социального положения) мы называем обретением занятия и статуса. В процессе социализации под воздействием семьи, школы, малых групп, средств массовых коммуникаций и т. п. у индивида вырабатываются социально-профессиональные ориентации, склонности и установки. Эти субъективные представления, личные интересы и устремления могут соответствовать, но могут и вступать в противоречие с объективной ситуацией наличия рабочих мест и вакансий. Личные планы и ориентации могут быть выражением осознанных способностей и задатков индивида, а могут лишь отражать повышенную степень его амбиций и притязаний. Так или иначе, но реальным выбор занятия и статуса становится под воздействием внешних условий. Характер социальных отношений и социальной мобильности, уровень развития производства и системы образования, демографическая ситуация и т. п., определяя структуру вакансий по профессиям и соответствующую структуру подготовки кадров, обусловливают реализацию субъективных социально-профессиональных склонностей, превращают их в реальный выбор.

     Как было обнаружено при проведении массовых обследований молодежи, больше всего  претендентов учиться и работать по самым привлекательным профессиям, потребность в которых очень  мала. И наоборот, меньше всего стремящихся  приобрести малопривлекательные профессии, характеризующиеся большим числом вакансий. Наличие конфликта между этими двумя структурами — главная характеристика всей ситуации вступления молодежи в самостоятельную жизнь. А в разрешении этого конфликта, как в каждом конкретном случае, так и на уровне групп молодежи и всего поколения в целом, — путь обретения ими реального занятия и статуса.

     Вот почему с социальной точки зрения очень важно считаться с социально-профессиональными  ориентациями молодежи, со спецификой личности и находить пути смягчения конфликтов между субъективными намерениями молодежи и возможностями, которые предоставляет общество для их удовлетворения. 

3. Изучение престижа профессий и влияние социальных различий на отношение к профессиям. 

     Проведя социологический опрос учащихся, были установлены наиболее и наименее популярные профессии на сегодняшний день. Самой престижной по данным опроса оказалась профессия судьи (так считают 37,5 % учащихся). Вторая по престижу работа программиста (32,5%). Тройку лидеров замыкает профессия юриста (30%). Далее ответы распределились в следующем порядке: профессия адвоката (27,5%), бизнесмена (22,5%), врача (22,5%), работника правительства (20%), банковского работника (17,5%), экономиста (17,5%), предпринимателя (15%), бухгалтера (15%), менеджера (12,5%), архитектора (12,5%), режиссера (12,5%). Профессии инженера, актера, переводчика считают престижными 10% учащихся, журналиста, милиционера, спортсмена - 7,5%, прокурора и налогового инспектора - 5%. 

Эти профессии ученики  считают престижными по следующим причинам: 

     · Высокая  заработная плата (65%) 

     · Заинтересованность в профессии (35%) 

     · Востребованность и актуальность (25%) 

     · Карьерный рост, перспектива (12%) 

     · Легкая работоустроенность (10%) 

Непрестижными оказались  профессии: 

     · Сотрудники ЖКХ: дворник, сантехник, уборщица, вахтер, токарь, электрик

            · Механик 

            · Сварщик

            · Сторож, охранник

     · Водитель, таксист, дальнобойщик

     · Грузчик

     · Каменщик

     · Сельскохозяйственные работники: агроном, доярка, комбайнер,тракторист

     · Учитель

     · Курьер

     · Шахтер

     · Бармен, официант, посудомойщик, разносчик  пиццы

     · Секретарь

     · Продавец

     · Медсестра

     · Танцор, художник 

     Также учащимся был задан вопрос: «Какую профессию старшеклассники собираются получать по окончанию школы?» Лидером стала профессия экономиста. Эту профессию собираются получать 37% учащихся. Второй была профессия юриста - 16,5%. Третьей - профессия программиста и 14,9% учеников. Далее ответы расположились следующим образом: профессию журналиста собираются получать 7,4% учеников, столько же сотрудника милиции. И каждую из профессий: переводчик, логопед, учитель, дизайнер - собираются получать по 3,7% учеников.

     Причины такого профессионального выбора взрослеющего поколения были разными. В наибольшей степени школьники полагаются на знания родителей – 45.2%, друзей- 28.7%, учитывают материальное положение – 13.6%, в наименьшей степени оказывают влияние учителя- 4.8%, книги- 2.3%.

     Как правило, в основе оценок молодежью  престижа профессий лежат их ценностные представления об обществе, и это является базовым компонентом интерпретации данных опросов на эту тему.

Специальные исследования свидетельствуют, что в сегодняшней  школе и вузе происходит глубокая социальная селекция. Различия в представлениях обнаруживаются при сравнении оценок престижа массовых рабочих профессий и профессий специалистов отдельными группами молодежи, отличающимися по социально-профессиональному статусу.

Изучая влияние социального статуса (социального происхождения молодежи) на оценки престижа профессий, социологами было установлено следующее: чем выше социально-профессиональный статус и уровень образования родителей, тем более привлекательны для юношей и девушек профессии квалифицированного умственного труда, перспективные с точки зрения жизненной карьеры.

     Также существенным социальным фактором, который может влиять на отношение молодежи к профессиям, выступает возраст. Вот почему важным элементом анализа стало изучение того, как с годами меняется у молодежи престиж профессий. В основе отношения к миру профессий в 17 лет, как уже было отмечено, лежит заимствованный опыт — от родителей, знакомых и друзей, сверстников, из книг, кинофильмов, телепередач. После окончания школы начинается новый этап в жизни молодежи. Юноши и девушки знакомятся с предприятиями, организациями, учреждениями, учебными заведениями. Начинается период интенсивного социального созревания, пересмотра сложившихся стереотипов, проверка и замена заимствованных представлений собственным опытом. В процессе самостоятельной трудовой жизни по мере обогащения взглядов молодежи о мире профессий общие, абстрактные представления конкретизируется. И эта конкретизация является одним из важных факторов адаптации молодежи к труду, к потребностям общества. 

4. Ценностные ориентации личности: социологическое исследование 

     Анкетный  опрос проводился между учащимися 9-11 классов и студентов 1-2 курсов высших учебных заведений. Возраст варьировался от 14 до 18 лет. Было задано 20 вопросов на выявление ценностных ориентаций личности в реальных условиях жизнедеятельности: 

1. Любите ли вы лежать на диване и ничего не делать?

2. Любите ли вы сами зарабатывать деньги и получать от этого удовольствие?

3. Хотите ли вы стать боссом (начальником какой-нибудь компании)?

4. Хотите ли вы, чтобы вас уважали друзья за ваши личностные качества?

5. Хотите ли вы сами принимать участие в каких-либо общественных мероприятиях (митингах, забастовках) в пользу близкого вам слоя населения?

6. Считаете ли вы, что без общения с друзьями ваша жизнь будет тусклой и безрадостной?

7. Считаете ли вы, что было бы здоровье, а все остальное приложится?

8. Вы выбираете свою профессию в основном потому, что она может вам приносить большой материальный достаток?

9. Если вы совершили неблаговидный поступок по отношению к друзьям или сотрудникам, будете ли вы переживать по этому поводу?

10. Можете ли вы спокойно обойтись без частого общения со своими знакомыми?

11. Считаете ли вы, что необходимо каким-либо образом укреплять свое здоровье (плавать, бегать, играть в теннис и т. д.)?

12. Считаете ли вы, что нужно обязательно помочь упавшему человеку?

13. Если кто-то из близких довольно долго болеет, будете ли вы за него выполнять его обязанности по хозяйству смиренно и безропотно?

14. Любите ли вы маленьких детей?

15. Для вас важнее любить самому, чем быть любимым?

16. Хотелось ли вам когда-нибудь самому нарисовать картину или сочинить музыку?

17. Часто ли вы подолгу мечтаете, лежа с закрытыми глазами?

18. Общение - это лишь пустая трата времени?

19. Часто ли ваш внутренний голос задает вам вопрос: «А уважают ли меня окружающие?»

20. Считаете ли вы, что в жизни важно уметь играть на музыкальных инструментах, рисовать и т. п.? 

     В результате обработки данных выяснилось, что  наиболее значимые ценности для молодежи в обобщенном виде следующие: (в процентном соотношении от общего числа респондентов): 

Высокое материальное благосостояние – 30% 

Высокий социальный статус и управление людьми – 19% 

Приятное времяпрепровождение, отдых – 12% 

Любовь – 9% 

Информация о работе Ценностные ориентации молодежи в возрасте от 14 до 18 лет