Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 19:34, контрольная работа
Цели  – выявить специфику ценностей  и ценностных ориентаций современной  молодежи.
Задачи:
провести анализ методологии исследования ценностей и ценностных ориентаций;
рассмотреть типологию ценностей, ее теоретико-методологические вариации;
провести анализ молодежи как особой социально-демографической группы;
определить базовые ценности молодежи;
обозначить постмодернизационные тенденции в трансформации ценностей молодежи.
Проанализировав понятия "ценности" и "ценностных ориентаций" следует отметить, что если первое из них (ценности) принадлежит категориальному аппарату социологии, то второе (ценностные ориентации) - социологии и социальной психологии. То есть ценностные ориентации в большей степени являются собственно социологическим понятием, поэтому именно его феномены, прежде всего, подлежат изучению в социологии. Социолог исследует не столько ценности, сколько ценностные ориентации как процесс и результат интериоризации личностью (группой) этих концептов, поскольку именно они выступают "связующим звеном между индивидом и обществом".
Молодежь, как особая социально-демографическая группа постоянно находится в фокусе исследований социологов, поскольку именно она является чутким индикатором изменений, которые происходят, и определяет в целом потенциал развития общества. От того, насколько изучен мир ценностей современной молодежи, ее установки, жизненные планы, во многом зависит эффективность мероприятий, которые разрабатываются в области образования, в сфере работы и занятости. Не поняв общества, в котором живет молодежь, не понять самой молодежи и ее специфических проблем.
Следует 
отметить то, что молодым нужно 
предоставить самостоятельность, потому 
что без нее они не смогут сформироваться 
как личности. Противоречие между 
зарождающимся самосознанием 
Необходимо обратить внимание на то, что в условиях отказа от старой ценностно-нормативной системы (социалистической) и декларирования новой (демократической) в обществе необходимо было последовательное создание соответствующей законодательной базы и государственной политики. Поскольку этот процесс затянулся, общество оказалось в состоянии тотальной аномии. Аномия приводит к ухудшению морального состояния молодежи, тогда как именно моральное состояние является психологической основой формирования ценностно-нормативной системы.
Следует подчеркнуть, что молодежь в трансформирующихся обществах ориентирована в большей степени на интересную работу, чем на заработок, предпочитают свободу материальному благополучию. Не случайно число молодых людей, называвших своей мечтой цели, связанные с материальным потреблением (иметь свою квартиру, заработать много денег, жить в достатке, съездить в путешествие и т.п.), меньше тех, кто ориентирован на цели "непотребительского" плана (иметь хорошую семью, воспитать хороших детей, получить хорошее образование и т.п.).
В обществе произошел сдвиг к постмодернизации ценностей, который символизирует переход от материалистических к посматериалистическим ценностям – самовыражение, самореализация, качеству жизни. Последние в сочетании с такой ценностью, как толерантность, терпимость, в том числе к неопределенности, с потребностями в общении, в признании, в интеллектуальном и эстетическом удовлетворении, в свободе самовыражения, в политическом участии составляют ядро процесса постмодернизации.
Интериоризация этих ценностей и потребностей личностью предопределяет ее большую готовность к принятию социокультурных изменений, к отказу от привычных моделей и созданию новых и, главное, актуализирует жизненную стратегию самореализации, которую, в свою очередь, выступает условием и одновременно показателем субъективности современного человека.
Итак, можно 
согласится с отечественными исследователями, 
что столь распространенное сегодня 
мнение о меркантильности современной 
молодежи, ее прагматизме, обусловлено 
тем, что артикулирующие эти ценности 
молодые люди представляют не очень многочисленную, 
но весьма активную, целеустремленную 
и дерзкую часть нового поколения, способную 
мыслить и действовать не так, как поколение 
родителей. Следует отметить, что такое 
поведение молодежи это ответ на вызовы 
времени. Поэтому необходимо видеть в 
современной молодежи важнейший социальный 
ресурс. 
 
Информация о работе Ценностные ориентации современной российской молодёжи