Ценностные ориентации современной российской молодёжи

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 19:34, контрольная работа

Описание работы

Цели – выявить специфику ценностей и ценностных ориентаций современной молодежи.
Задачи:
провести анализ методологии исследования ценностей и ценностных ориентаций;
рассмотреть типологию ценностей, ее теоретико-методологические вариации;
провести анализ молодежи как особой социально-демографической группы;
определить базовые ценности молодежи;
обозначить постмодернизационные тенденции в трансформации ценностей молодежи.

Работа содержит 1 файл

Социология.doc

— 259.50 Кб (Скачать)

Не представляется правомерным отождествление понятия "ценностные ориентации" с понятием "установка". В связи с этим абсолютно справедливо замечание Г. Я. Головных по поводу понятийной основы исследования ценностных ориентаций. Говоря о ценностных ориентациях как о явлениях не только индивидуально-психологических, но, в первую очередь, социальных, он подчеркивает, что исследовательский акцент должен быть сделан не на понятии "установка", а на понятии "ориентация". Хотя и первое, и второе понятие отражают устойчивое отношение субъекта к объекту, ориентация, в отличие от установки, считает Г. Я. Головных, формируется в процессе сознательного выбора субъектом жизненно значимых для него объектов.

Говоря  о нетождественности понятий  и феноменов "ориентация" и "установка", следует отметить, что под установкой, прежде всего, понимают готовность индивида (группы) к совершению определенной деятельности. При этом такая готовность может носить неосознанный характер, но тем не менее реализовываться в конкретных действиях. Ориентация - это результат осознанного выбора того или иного варианта действия.

Другое  дело, что ориентация и установка  тесно связаны между собой. Формируясь на основе интериоризованных личностью (группой) ценностей, ценностные ориентации могут способствовать возникновению  установки на ту или иную деятельность. Но такое происходит отнюдь не всегда: ориентации формируются, а установка не возникает (это еще раз подтверждает их нетождественность). Как правило, это зависит от ситуации, в которую попадает тот или иной действующий субъект.

Ценности  и ценностные ориентации не обладают динамическими характеристиками. Более того, именно динамика ценностей является сегодня предметом многочисленных исследований. Необходимо сделать несколько уточняющих моментов относительно возможности социологического измерения ценностей и ценностных ориентаций. Необходимость таких уточнений обусловлена тем, что достаточно часто можно услышать (прочитать) рассуждения по поводу того, что о ценностях личности, подлинных мотивах ее поведения можно судить лишь по конкретным поступкам человека, его деятельности. Данные массовых опросов, да и результаты, полученные с помощью качественных методов, т.е. вербальное поведение не отражает ценностные ориентации личности (группы). Однако в ответ на подобные утверждения, вслед за Б.А. Грушиным, можем сказать, что вербальное поведение подчас говорит о личности больше, чем ее реальные поступки, действия. Ибо ценности индивида, его ценностные ориентации в силу сложившихся обстоятельств не всегда проявляются в его деятельности.

С учетом проведенного анализа понятий "ценности" и "ценностных ориентаций" следует отметить, что если первое из них (ценности) принадлежит категориальному аппарату социологии, то второе (ценностные ориентации) социологии и социальной психологии. То есть ценностные ориентации в большей степени являются собственно социологическим понятием, поэтому именно его феномены, прежде всего, подлежат изучению в социологии. Социолог исследует не столько ценности, сколько ценностные ориентации как процесс и результат интериоризации личностью (группой) этих концептов, поскольку именно они, как подчеркивает М. Х. Титма, выступают "связующим звеном между индивидом и обществом".

Такой подход предопределяет содержание различных  элементов ценностного сознания личности (или социальной группы). К  ним, например, относят три составляющих ценностных феноменов: когнитивную, аффективную и волютивную.

Когнитивный компонент ценностей и других ценностных феноменов дает возможность  личности или социальной группе не только осмысливать социальную реальность, концептуализировать свои собственные  состояния, но и перестраивать их, видеть новые основания своей деятельности и поведения. Проявление данного элемента ценностного сознания осуществляется благодаря механизмам саморефлексии, что, несомненно, способствует развитию такой характеристики личности, как субъективность.

Анализ  аффективной составляющей ценностных феноменов особенно важен при  исследовании социальной субъектности молодежи, чья эмоциональная избыточность играет не последнюю роль в процессе построения оценочных моделей окружающей действительности.

Волютивный  компонент ценностного отношения  к миру проявляется в том воздействии, которое оказывает система ценностей  на выбор конкретных средств и  способов реализации жизненной стратегии  личности.

Социальный  характер ценностей, динамичность ценностного сознания детерминируют эмерджентность аксиологических феноменов, что проявляется в их способности создавать качественно новые состояния и элементы, в том числе социальную субъектность. В то же время исследователи полагают, что важнейшей, сущностной характеристикой ценностей является их консерватизм.

Итак, исследователи  определяют ценности как концепции  жизненных предпочтений личности (или  социальной группы,), отражающие ее способности  осмысления окружающей реальности, оценочного отношения к ней, а также ее эмоциональное (аффективное) состояние, волютивные интенции и выступающие главными мотиваторами поведения и деятельности того или иного социального субъекта. Ценностные ориентации личности образуют высший уровень иерархии предрасположенностей к определенному восприятию условий жизни и деятельности, а также поведению в долгосрочной перспективе, а в ситуациях нравственного выбора они служат опорными критериями принятия жизненно важных решений. Ценностные ориентации человека складываются в определенную систему, имеющую (в виде подсистем) три основных направления: социально – структурные ориентации и планы; планы и ориентации на определенный образ жизни; деятельность и общение человека в сфере различных социальных институтов.

  1.3 Типологии ценностей: теоретико-методологические подходы

 Мир  человеческих ценностей невероятно  многообразен. Научный анализ этого  многообразия непременно предполагает  его систематизацию. Классифицировать  ценности возможно по многим  основаниям. Критерием их классификации  могут быть объективные характеристики явлений, выступающих ценностями (на этом основании ценности делят на материальные и духовные). Дифференцируя ценности по субъектам и носителям, выделяют ценности общества в целом, социальной группы (например, молодежи), коллектива, индивида. По сферам жизнедеятельности ценности можно объединить в такие группы, как моральные ценности, экономические, политические, религиозные, гражданские и т.д.

Ценности  с формальной точки зрения разделяют  на позитивные и негативные (среди  них можно выделить и малоценность), абсолютные и относительные, субъективные и объективные. По содержанию различают вещные ценности, логические и эстетические.

Следует обратить внимание на те ценности, которые  социологи называют базовыми. Они  составляют стержень ценностного сознания личности, предопределяя ее поступки в различных сферах жизнедеятельности. Если соотнести их с потребностями, как это делали и продолжают делать многие исследователи, то число ценностей может быть весьма небольшим. Как известно, З. Фрейд свел их к двум, а А. Маслоу — к пяти потребностям-ценностям. Муррей составил список из 28 ценностей. М. Рокич насчитал 18 терминальных и около сотни инструментальных ценностей. Таким образом, базовых ценностей личности (или социальной группы) оказывается не так уж много. Тем не менее, их типологизация является необходимым элементом научного анализа.

Типологизация, т.е. построение идеальных моделей  как средства группировки схожих между собой, однородных в содержательном плане объектов, в конечном счете, в "идеале" должна отражать структуру исследуемого множества этих самых объектов. Как уже подчеркивалось выше, процедура типологизации является неотъемлемым компонентом, необходимым этапом любого теоретического, в том числе социологического анализа конкретных социальных феноменов.

Типологизация ценностей детерминируется не только целями, задачами, проблематикой конкретного  исследования, но и тем, как понимает данные феномены (ценности) тот или  иной исследователь, какое содержание он вкладывает в эту категорию.

Одной из самых распространенных и обобщающих типологий ценностей является их разделение на ценности-цели и ценности-средства. Фундамент этой типологии заложен  этической концепцией немецкого  ученого М. Шелера, который по праву  считается одним из основоположников аксиологии.

В своей  типологии ценностей М. Шелер  исходит из того, что все человеческие ценности можно представить в  виде двух наслаивающихся друг на друга  порядков. Один из них выстраивает  ценностную иерархию по критерию моральности, имеющей объективный характер. По восходящей этот порядок представлен, по М. Шелеру, следующим образом: ценности ощущений; витальные ценности; духовные и религиозные ценности.

Другой  порядок отражает отношение между "высотой" ценности и ее "сущностным" носителем. Здесь М. Шелер выделяет восемь групп ценностей. Их иерархия (от более высоких к более низким) следующая: личностные и предметные ценности; собственные и чужие ценности, обладающие одинаковым статусом; ценности актов, функций, реакций; ценности убеждения, действия, успеха; ценности интенции и ценности состояния; ценности оснований, форм, отношений; индивидуальные и коллективные ценности; наконец, самостоятельные и производные.

В рамках собственно социологического анализа ценностей их разделение на ценности-цели и ценности-средства предпринял М. Рокич. Теоретические посылки, на которых М. Рокич строил свой эмпирический анализ, сводились к следующему:

1) общее  количество действительно значимых  и поэтому мотивирующих человеческое поведение ценностей невелико;

2) схожие  ценности, носителями которых выступают  люди, обладают для каждого из них различной значимостью;

3) все  ценности организованы в системы;

4) корни  ценностей конкретного человека  мы обнаруживаем в культуре тех или иных социальных общностей, социальных институтов, в структуре сознания личности;

5) ценности  воздействуют на функционирование  целого ряда социальных феноменов,  находящихся в фокусе внимания  различных социогуманитарных наук.

Исходя из этого, Рокич делит человеческие ценности на терминальные (для него это главные ориентиры поведения личности, ее цели и идеалы) и инструментальные (средства достижения поставленных целей и реализации идеалов). Терминальные ценности М. Рокич, в свою очередь, подразделяет на личностные и социальные, а инструментальные — на ценности морали и ценности компетентности.

Тем не менее, следует полагать, что разделение ценностей на два основных типа весьма относительно, как и любая другая типология. В данном случае относительность детерминирована тесной функциональной зависимостью, существующей между терминальными и инструментальными ценностями. Прежде всего, эта зависимость проявляется в возможности их взаимозамещения. Речь идет о том, что в определенной ситуации терминальная ценность может стать инструментальной и наоборот. Более того, одна и та же ценность может быть и терминальной, и инструментальной одновременно. И это зависит не только от ее носителей (для кого-то ценность, например, образования, может быть терминальной, для кого-то — только инструментальной). Возможны варианты, когда один и тот же человек воспринимает ту или иную ценность и как цель, и как средство.

Многие  исследователи ХХ века основывали свою типологию ценностей, исходя из человеческих потребностей, рассматривая их как наиболее глубинные образования в структуре человеческого сознания.

Так, Э. Фромм классифицирует ценности в  соответствии с пятью выделенными  им группами потребностей. Это потребность  в общении (межличностные связи, любовь, дружба); потребность в творчестве; потребность в безопасности; потребность в самоидентификации и, наконец, потребность в познании окружающего мира. Данная классификация базисных потребностей личности оказалась весьма продуктивной, равно как и типология потребностей, представленная известным американским психологом А. Маслоу. Фактически отождествляя потребности и ценность, А. Маслоу в своей иерархической типологии потребностей от физиологических потребностей (в пище, одежде, жилище, репродуктивная потребность и т.д.), которые он называет первичными элементами в мотивации поведения личности, восходит к потребностям экзистенциональным (потребность в безопасности, уверенность в завтрашнем дне, стабильности условий жизнедеятельности и др.), социальным (потребность в общении, заботе о других людях, привязанность к определенному коллективу и т.д.), потребностям престижа (потребность в уважении, признании, высокой оценке со стороны других людей в профессиональной карьере, повышении социального статуса и т.д.) и, наконец, к потребностям самовыражения, реализации духовных потребностей, что, прежде всего, актуализируется в творчестве. При этом А. Маслоу полагает, что активизация потребностей более высокого ранга происходит лишь при условии удовлетворения потребностей, находящихся в основании представленной иерархии.

Необходимо  подчеркнуть, что типологию А. Маслоу нельзя назвать универсальной, описывающей  все без исключения ценностные феномены. И не только потому, что универсальной  типологии вообще не может быть, но и, главным образом, от того, что социальная практика и специальные исследования, в том числе социологические, свидетельствуют о том, что далеко не все люди, удовлетворив потребности "низшего" уровня, анализируют потребности более высокого ранга. С другой стороны, история, в том числе советская, знает немало примеров того, как люди, лишенные возможности удовлетворения элементарных жизненных потребностей, достаточно активно реализуют свои духовные потребности, креативные способности.

Еще один подход к рассмотрению ценностей представлен в работах Е. Вишневского. В ценностной иерархии Е. Вишневского особое место занимают такие универсальные, вечные ценности, как доброта, правда, любовь, честность, достоинство, красота, мудрость, справедливость и т.д. Исходя из примата этих ценностей, необходимо, по мнению исследователя, разрабатывать концепцию национального воспитания молодежи. Вслед за общечеловеческими ценностями в иерархии Е. Вишневского идут идеи, характерные для того или иного народа и поэтому обладающие специфически конкретным содержанием.

Информация о работе Ценностные ориентации современной российской молодёжи