Человек творец культуры и ее творение

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 20:25, курсовая работа

Описание работы

Роль культуры как способа реализации творческих возможностей человека разнообразна. Культура приглашает личность творить, но она же накладывает на нее ограничения.Эти ограничения распространяются и на социум, и на природу. Культурные запреты защищают общество от разрушительных и деструктивных действий. Культурные ограничения необходимы и в процессах управления силами природы. Игнорирование таких ограничений привело современную цивилизацию к экологическому кризису.

Содержание

Введение……………………………………………………………..3
1. Человек как биосоциальное существо …………………………4
2. Бытие человека. Потребности и способности человека………6
3. Человеческая деятельность и ее многообразие…………...…..10
4. Личность как субъект общественной жизни. Социализация
личности. Межличностные отношения………………….……….14
5. Духовный мир человека………………………………………..18
Заключение…………………………………………………………..20
Литература…………………………………………………………...21

Работа содержит 1 файл

rrh.docx

— 42.42 Кб (Скачать)

    Социализация начинается в детстве,  продолжается в юности и в  довольно зрелом возрасте. От  ее успеха зависит, насколько  личность, усвоив ценности и нормы  поведения, принятые в данной  культуре, сумеет реализовать себя  в процессе общественной жизни.  Окружающая человека среда может  влиять на развитие личности  как целенаправленно (путем организации  обучения и воспитания), так и  непреднамеренно.

    Процесс социализации проходит  через несколько стадий, которые  социологи называют жизненными  циклами: детство, юность, зрелость  и старость. Жизненные циклы связаны со сменой социальных ролей, приобретением нового статуса, изменением привычек и образа жизни. По степени достижения результата различают начальную, или раннюю, социализацию, охватывающую периоды детства и юности, и продолженную, или зрелую, социализацию, охватывающую зрелость и старость.

   Становление личности человека  в процессе социализации происходит  при помощи так называемых  агентов и институтов социализации.

   Под агентами социализации понимаются конкретные люди, ответственные за обучение других людей культурным нормам и оказание им помощи в освоении различных социальных ролей. Различают агентов первичной социализации (родители, братья, сестры, близкие и дальние родственники, друзья, учителя и т. д.) и агентов вторичной социализации (должностные лица вуза, предприятия, сотрудники телевидения и т. д.). Агенты первичной социализации составляют ближайшее окружение человека и играют важнейшую роль в процессе формирования его личности, агенты вторичной социализации оказывают менее важное влияние.

   Институты социализации - это социальные учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его. Как и агенты, институты социализации также подразделяются на первичные и вторичные. Примером первичного института социализации могут служить семья, школа, вторичного - средства массовой информации, армия, церковь.

   Первичная социализация личности осуществляется в сфере межличностных отношений, вторичная - в сфере отношений социальных.

  Агенты и институты социализации выполняют две основные функции:

1) обучают  людей принятым в обществе  культурным нормам и образцам  поведения;

2) осуществляют  социальный контроль за тем, насколько прочно, глубоко и правильно эти нормы и образцы поведения усвоены личностью.

Поэтому такие элементы социального контроля, как поощрение (например, в форме  положительных оценок) и наказание (в форме оценок отрицательных) одновременно являются и приемами социализации.

   В период вторичной социализации личность может быть субъектом процессов десоциализации и ресоциализации.

   Десоциализация представляет собой утрату или сознательный отказ от усвоенных ценностей, норм поведения, социальных ролей, привычного образа жизни. Ресоциализацией называется противоположный процесс восстановления утраченных ценностей и социальных ролей, переобучение, возвращение индивида к нормальному (старому) образу жизни. Если процесс десоциализации носит негативный характер и является достаточно глубоким, он может разрушить основы личности, восстановить которые будет невозможно даже с помощью позитивной ресоциализации.

   В процессе своей жизнедеятельности люди вступают друг с другом в многообразные общественные отношения. Одним из видов социальных отношений являются межличностные отношения, т. е. отношения между отдельными индивидами по различным основаниям. В зависимости от наличия или отсутствия элементов стандартизации и формализации все межличностные отношения подразделяются на официальные и неофициальные.

   Официальные и неофициальные межличностные отношения отличаются друг от друга, во-первых, наличием или отсутствием в них определенной нормативности. Официальные отношения всегда регламентируются какими-либо определенными нормами -- правовыми, корпоративными и др. Во-вторых, официальные отношения стандартизированы и обезличены, т. е. права и обязанности, которые складываются в рамках официальных межличностных отношений, не зависят от личности, в то время как неофициальные межличностные отношения определяются индивидуальными личностными особенностями их участников, их чувствами и предпочтениями. Наконец, в официальных отношениях крайне ограничена возможность выбора партнера по коммуникации, общению, в то время как в неофициальных отношениях решающую роль играет именно выбор личности. Такой выбор осуществляется партнерами по общению в зависимости от присущей каждому из них потребности в общении и взаимодействии с вполне определенным по своим личностным качествам человеком.

   Официальные и неофициальные межличностные отношения, в которые люди вступают друг с другом, чрезвычайно разнообразны. Они могут быть кратко временными (попутчики в поезде), долговременными (друзья, сослуживцы), постоянными (родители и их дети), причинно-следственными (преступник и его жертва), функциональными (заказчик и портной), учебными (преподаватель и ученик), субординационными (начальник и подчиненный).

 

5. Духовный мир человека

   Духовный мир личности (микрокосм человека) - целостное и в то же время противоречивое явление. Это сложная система, элементами которой являются:

1) духовные  потребности в познании окружающего  мира, в самовыражении средствами  культуры, искусства, других форм  деятельности, в пользовании достижениями  культуры и др.;

2) знания  о природе, обществе, человеке, самом  себе;

3) убеждения,  твердые взгляды, основанные на  мировоззрении и определяющие  человеческую деятельность во  всех ее проявлениях и сферах;

4) вера  в истинность тех убеждений,  которые разделяет человек (т.  е. бездоказательное признание  правильности того или иного  положения);

5) способность  к тем или иным формам социальной  деятельности;

6) чувства  и эмоции, в которых выражаются  отношения человека с природой  и обществом;

7) цели, которые человек сознательно  ставит перед собой, идеально  предвосхищая результаты своей  деятельности;

8) ценности, лежащие в основе отношения  человека к миру и самому  себе, придающие смысл его деятельности, отражающие его идеалы.

    Ценности представляют собой предмет устремлений человека, являются важнейшим моментом смысла его жизни. Различают социальные ценности - общественные идеалы, выступающие как эталон должного в различных сферах общественной жизни, и личностные ценности -- идеалы отдельной личности, служащие одним из источников мотивации ее поведения. Ценности носят исторический характер, они меняются с изменением содержания и форм жизни. Однако современная цивилизация подошла к возможности выработки общечеловеческих ценностей, в основе которых лежит гуманизм. Общечеловеческие ценности отражают духовный опыт всего человечества и создают условия для реализации общечеловеческих интересов (т. е. универсальных потребностей людей, присущих им независимо от национальных, возрастных, религиозных, классовых или иных различий). Общечеловеческие ценности приобретают приоритет по отношению к групповым ценностям, обеспечивая полноценное существование и развитие каждой отдельной личности.

    Важным элементом духовного мира человека является его мировоззрение, под которым понимают совокупность обобщенных взглядов на объективную реальность и место человека в ней, на отношение людей, к окружающей действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами убеждения, принципы, идеи и идеалы. Субъектами (носителями) того или иного мировоззрения выступают отдельные люди, группы людей и общество в целом.

    Характер мировоззрения определяется уровнем исторического развития общества, состоянием его культуры, поэтому мировоззрение средневекового человека так отличается от современного. Однако мировоззрение людей, даже живущих в одном и том же обществе, различно. Это зависит и от их личных качеств, и от условий формирования мировоззрения, и от принадлежности к различным социальным группам.

  Выделяют несколько типов мировоззрения:

1) обыденное (или житейское), которое опирается на личный опыт и формируется под влиянием жизненных обстоятельств;

2) религиозное, в основе которого лежат религиозные взгляды, представления и убеждения человека;

3) научное,  которое опирается на достижения  современной науки и отражает  научную картину мира, результаты  современного научного познания;

4) гуманистическое, объединяющее лучшие стороны научного мировоззрения с представлениями о социальной справедливости, экологической безопасности и нравственном идеале.

   Духовный мир личности выражает неразрывную связь индивида и общества. Человек вступает в общество, обладающее определенным духовным фондом, освоить который ему предстоит в жизни. 
 

 

Заключение

    Полноценное понимание культуры  не представляется возможным  без выявления творчески созидающего  начала, деятельного субъекта, творца  культуры. Человек и культура  — объекты развивающиеся, обогащающиеся  и творящие друг друга. Из  субъектов культуры выделяют  два основных понятия — индивидуальность  и личность. Личность — это  системное качество, характеризующееся  активностью, стремлением субъекта  расширять сферу деятельности. Индивидуальность  — необходимая черта личности. Но индивид, обладающий индивидуальными  качествами, — это еще не обязательно  целостная, неповторимая личность. Поэтому задача культуры —  помочь индивидуальности свободно  совершенствоваться.

   Характерным для современных  исследователей культуры является  взгляд на культуру как на  жизненно необходимую среду, вне  которой невозможно существование  человека, развитие его духовных  качеств. Сам человек является  не только объектом культуры, но и образует активное субъектное, творческое начало, постоянно обогащающее  культурные формы. Главной проблемой,  на которую обращают внимание  ученые, является проблема отчуждения  личности от культуры. В этой  связи возникают сложности в  полноценном развитии духовности  подрастающей личности. Культура  перестает оказывать эффективное  воздействие на духовное, нравственное  развитие личности, а личность  перестает испытывать потребность  в истинной культуре, в овладении  ее ценностями.

   Таким образом, культура выступает в целом как явление синкретическое, как фон гармонических отношений человека с обществом, природой и самим собой, как синтез созданных человеком материальных и духовных ценностей, как необходимое условие его гармоничной взаимосвязи с окружающим миром. Поскольку культура неотделима от человека — субъекта культуры и сам человек формируется в процессе адекватного ее прочтения в ходе деятельности как культурно–историческое существо, то это взаимодействие и составляет основу его формирования, так как в процессе усвоения и присвоения культуры он образовывается, воспитывается, развивается интеллектуально, духовно–нравственно и художественно–эстетически. 

 

Литература

1. Захожая, Н.  Н. Ориентация на личность ребенка  / Н. Н. Захожая // Общечеловеческие  ценности и профессиональное  становление личности: матер. Междунар. науч. конф. молодых ученых (17—18 апреля 2001 г., г. Смоленск). — Смоленск: СГИИ, 2007.

2. Каган, М.  С. Художественная культура как  система / М. С. Каган // Вопросы  социологии искусства: сб. ст. —  Л., 2008.

3. Муханова, А. В. Концепция единой культуры в структуре современного профессионального образования: к постановке проблемы / А. В. Муханова // Общечеловеческие ценности и профессиональное становление личности: матер. Междунар. науч. конф. молодых ученых (17—18 апреля 2001 г., г. Смоленск). — Смоленск, СГИИ, 2006.

4. Салеев, В. А. Концепция эстетического воспитания детей и молодежи Республики Беларусь / В. А. Салеев // Асновы мастацтва. — 2007. — №4.

5. Философский  энциклопедический словарь. —  М., 2009.

6.  http://www.extrim-walk.wmsite.ru/raznye-temy/

7. http://society.polbu.ru/markov_antropology/ch27_i.html

8. http://society.polbu.ru/markov_antropology/ch27_i.html

9. http://www.kgau.ru/kultura/kulturologiya/Lekzii.K/lekz%204.k.htm

10. http://otherreferats.allbest.ru/psychology/00002414_0.html  
 

Информация о работе Человек творец культуры и ее творение