Человек творец культуры и ее творение

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 20:25, курсовая работа

Описание работы

Роль культуры как способа реализации творческих возможностей человека разнообразна. Культура приглашает личность творить, но она же накладывает на нее ограничения.Эти ограничения распространяются и на социум, и на природу. Культурные запреты защищают общество от разрушительных и деструктивных действий. Культурные ограничения необходимы и в процессах управления силами природы. Игнорирование таких ограничений привело современную цивилизацию к экологическому кризису.

Содержание

Введение……………………………………………………………..3
1. Человек как биосоциальное существо …………………………4
2. Бытие человека. Потребности и способности человека………6
3. Человеческая деятельность и ее многообразие…………...…..10
4. Личность как субъект общественной жизни. Социализация
личности. Межличностные отношения………………….……….14
5. Духовный мир человека………………………………………..18
Заключение…………………………………………………………..20
Литература…………………………………………………………...21

Работа содержит 1 файл

rrh.docx

— 42.42 Кб (Скачать)

     Министерство  образования и науки РФ 

     Государственное образовательное учреждение  высшего  профессионального образования 

     Тульский  государственный университет 

     Кафедра социологии и политологии 

     Контрольно-курсовая работа : 
 

     «Человек  творец культуры и ее творение» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнил студент  группы 720102

Юдина Валентина. 

Научный руководитель:

ассистент кафедры  социологии и политологии

Абросимова Ольга  Вячеславовна. 
 
 
 
 
 
 

Тула 2011 
 

Содержание  

Введение……………………………………………………………..3 

1. Человек  как биосоциальное существо …………………………4

2. Бытие  человека. Потребности и способности  человека………6

3. Человеческая  деятельность и ее многообразие…………...…..10

4. Личность  как субъект общественной жизни.  Социализация 

личности. Межличностные отношения………………….……….14

5. Духовный  мир человека………………………………………..18

Заключение…………………………………………………………..20

Литература…………………………………………………………...21

 

Введение 

   Наиболее специфическим выражением  бытия человеческой личности  в деятельностном аспекте ее существования является творческое начало. Творить означает действовать свободно. В отличие от других живых существ человек не слепо подчиняется природным или общественным силам, а действует в рамках своего понимания их сущности.

  

 В  идее творческих возможностей  человека заложена креативная (творческая, порождающая) функция культуры. Обращаясь к творчеству выдающихся представителей науки, искусства, философии, нельзя не видеть, что их титанические усилия приводили к переходу от одной культурной традиции к другой. Творчество расширяет предметное поле культуры. Адекватным способом реализации творческих возможностей человека является культура, смыслонесущий и смыслопередающий аспект человеческой практики и ее результатов.

 

 Творческими  возможностями обладают только  люди. Природа такого свойства  не имеет, она ничего сознательно  не творит, а самопроизвольно  развивается.

 
  Творчество – прерогатива  человека. Оно имеет целью прежде всего совершенствование самого человека посредством развития способностей к продуктивной деятельности. В своем стремлении «во всем дойти до самой сути» человек увеличивает общий объем творений, культуры. Творчество – это всегда выход человека за пределы своих возможностей. Но здесь крайне важно иметь чувство меры, чтобы стать образцом культурности своего времени.

 
  Роль культуры как способа  реализации творческих возможностей  человека разнообразна. Культура  приглашает личность творить,  но она же накладывает на  нее ограничения.Эти ограничения распространяются и на социум, и на природу. Культурные запреты защищают общество от разрушительных и деструктивных действий. Культурные ограничения необходимы и в процессах управления силами природы. Игнорирование таких ограничений привело современную цивилизацию к экологическому кризису. Культура как способ реализации творческих возможностей человека не может не включать в себя понимания ценности природы как среды обитания людей, основы культурного развития общества.
 

 

1. Человек как биосоциальное существо

   Философские споры о природе  человека имеют многовековую  историю. Наиболее часто природу  человека философы называют бинарной (двойной), а самого человека определяют  как биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями (абстрактно-логическое мышление, логическая память и т. д.), способное создавать орудия, пользоваться ими в процессе общественного труда.

   Являясь частью природы, человек  принадлежит к высшим млекопитающим  и образует особый вид -- Homo sapiens. Как любой биологический вид, Homo sapiens характеризуется определенной совокупностью видовых признаков, каждый из которых может изменяться у различных представителей вида в довольно больших пределах. На подобное изменение могут влиять как природные, так и социальные процессы. Подобно другим биологическим видам, вид Homo sapiens имеет устойчивые вариации (разновидности), которые, когда речь идет о человеке, обозначаются чаще всего понятием расы. Расовая дифференциация людей предопределена тем, что их группы, населяющие различные районы планеты, адаптировались к конкретным особенностям среды их обитания и у них появились специфические анатомические, физиологические и биологические признаки. Но, относясь к единому биологическому виду Homo sapiens, представитель любой расы обладает такими свойственными этому виду биологическими параметрами, которые позволяют ему с успехом участвовать в любой из сфер жизнедеятельности всего человеческого общества.

     Биологическая природа человека  составляет ту основу, на которой  происходит формирование собственно  человеческих качеств. Биологи  и философы называют следующие  анатомические, физиологические  и психологические особенности  человеческого организма, которые  составляют биологическую основу  деятельности человека как существа  социального:

а) прямая походка как анатомическая особенность, позволяющая человеку шире охватывать взглядом окружающую обстановку, освобождающая  передние конечности даже во время  передвижения и позволяющая использовать их для труда лучше, чем это  могут сделать четвероногие;

б) цепкие руки с подвижными пальцами и противопоставленным  большим пальцем, позволяющие выполнять  сложные и тонкие функции;

в) взгляд, направленный вперед, а не в стороны, позволяющий видеть в трех измерениях и лучше ориентироваться в  пространстве;

г) большой  мозг и сложная нервная система, дающие возможность высокого развития психической жизни и интеллекта;

д) сложный механизм голосовых связок, строение гортани и губ, способствующие развитию речи, т. е. произнесению определенного количества дифференцированных звуков;

е) длительная зависимость детей от родителей, а следовательно, долгий период опеки со стороны взрослых, медленный темп роста и биологического созревания и поэтому долгий период обучения и социализации;

ж) пластичность врожденных импульсов и потребностей, отсутствие жестких механизмов инстинктов, таких, какие имеют место у  других видов, возможность приспособления потребностей к средствам их удовлетворения -- все это способствует развитию сложных образцов поведения и адаптирования к различным условиям среды;

з) устойчивость сексуального влечения, влияющая на формы семьи и на ряд других социальных явлений.

   Будучи, безусловно, природным существом,  живущим по законам природного  мира, полноценно жить и развиваться  человек может только в обществе  подобных ему людей. Такие важные  факторы жизнедеятельности человека, как сознание, речь, не передаются  людям в порядке биологической  наследственности, а формируются  у них прижизненно, в процессе  социализации, т. е. усвоения индивидом  общественно-исторического опыта  предшествующих поколений. Человек  с момента его рождения является  индивидом, т. е. единичным природным  существом, носителем индивидуально-своеобразных  черт. Индивидом обычно называют  единичного конкретного человека, рассматриваемого в качестве  биосоциального существа. Понятие «человек», как правило, употребляют, желая показать принадлежность какого-либо лица к человеческому роду (Homo sapiens), а также тот факт, что данное лицо обладает всеобщими, свойственными всем людям чертами и качествами. От этих двух понятий необходимо отличать понятие «личность».

 

2. Бытие человека. Потребности  и способности  человека

   Бытие - это наиболее общее  и абстрактное понятие, обозначающее  существование чего-либо вообще. В философии этим понятием  обозначают и существующий независимо  от сознания людей объективный  мир (материю), и реальный процесс  жизнедеятельности людей (человеческое  бытие).

   Мотивы деятельности человека  связаны с удовлетворением его  потребностей. Под потребностью  в обыденном смысле понимается  нужда или недостаток в чем-либо  необходимом для поддержания  жизнедеятельности организма, человеческой  личности, социальной группы, общества  в целом. Однако в научной  теории понятие потребности обозначает  не переживаемую человеком нужду,  а постоянное противоречие между  наличной ситуацией и необходимыми  условиями жизни и развития  человека (так, например, утоление  жажды стаканом воды не ликвидирует  потребности человека в воде, без которой невозможна его  нормальная жизнедеятельность). Поэтому  потребности выступают постоянным  внутренним побудителем всякой  активности (в том числе и человеческой  деятельности).

    В основе всякой человеческой  потребности лежит соответствующий  врожденный инстинкт (т. е. биологический,  природный фактор, присущий индивиду  как живому организму). Все природные  инстинкты человека делятся на  три группы:

а) витальные (от лат. vita -- жизнь), которые направлены на обеспечение жизнедеятельности организма (пищевой, половой и др.);

б) социальные, выражающие жизненную необходимость отношений между индивидами;

в) интеллектуальные, направленные на познание окружающей действительности (например, ориентировочный  инстинкт).

    Соответственно и потребности  человека можно условно разделить  на три группы: биологические  (потребности в питании, воде, нормальном теплообмене, движении, продолжении рода и др.), социальные (потребности в трудовой деятельности, социальной активности, самореализации  и самоутверждении в обществе  и др.) и духовные (потребности  в познании, знаниях, других элементах  духовной культуры). Такое многообразие  потребностей отражает сложную  сущность человека как биосоциодуховного существа. Единство же различных сторон человеческого бытия выражается в тесной взаимосвязи, взаимозависимости и взаимообусловленности его потребностей. Биологические потребности человека в питье, пище, сне удовлетворяются в социальных формах. В свою очередь, удовлетворение духовных потребностей (например, в знаниях) часто служит средством реализации социальных потребностей (получение профессии, изменение собственного социального статуса). Половое влечение развивается в одну из самых тонких и возвышенных духовных потребностей -- потребность индивидуальной любви.

   Иную классификацию потребностей  человека предложил американский  психолог А. Маслоу. По его мнению, всем людям свойственна некоторая иерархизированная система базовых (основных) потребностей. Маслоу отделял первичные (врожденные) потребности от вторичных (благоприобретенных). К первой группе Маслоу относил потребности:

а) физиологические (потребности в воспроизводстве  рода, пище, дыхании, одежде, жилище, отдыхе и др.);

б) экзистенциальные (потребности в безопасности своего существования, комфорте, уверенности  в завтрашнем дне, в гарантии занятости  и т. д.)

   Вторичные же потребности включают  в себя:

а) социальные (потребности в социальных связях, общении, участии в совместной с  другими людьми деятельности);

б) престижные (потребности в самоуважении, уважении со стороны других, достижении успеха, служебном росте и др.);

в) духовные (потребности в самовыражении).

   Потребности каждого следующего  уровня становятся, по Маслоу, насущными, когда удовлетворены предыдущие.

   Психологи различают также потребности  подлинные (разумные) и мнимые (неразумные, ложные). Удовлетворение мнимых потребностей  ведет к физической и духовной  деградации личности, наносит ущерб  природе и обществу. Подлинные  потребности побуждают человека  к активной, благоразумной, общественно  полезной жизнедеятельности, способствуют  физическому и духовному совершенствованию личности  без нанесения ущерба природе и другим людям.

   От потребностей следует отличать  интересы людей. Интерес -- это такая осознанная потребность, которая характеризует отношение людей к предметам и явлениям действительности, имеющих для них важное общественное значение, притягательность. В основе интереса лежит понимание необходимости каких-либо действий для достижения осознаваемой цели, т. е. осознанная потребность. Однако интерес человека направлен не на непосредственный предмет потребности, а на те общественные условия, которые делают доступным этот предмет. Интересы зависят от положения человека в обществе, от его принадлежности к той или иной социальной группе. Они в той или иной степени осознаются людьми и являются мощными побудительными стимулами к различным видам деятельности. Интересы различаются по степени общности (индивидуальные, групповые, общественные), по сфере направленности (экономические, политические, социальные, духовные), по степени осознанности (действующие стихийно или на основе разработанной программы деятельности), по возможностям осуществления (реальные и мнимые).

Информация о работе Человек творец культуры и ее творение